Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
22)Психологические теории Дж.Ст.Милля.
Джон
Стюарт Милль (1806-1873) - сын Джеймса Милля, являлся, как
и его отец, одним из выдающихся ученых
своей эпохи не только в Англии, но и в
континентальной Европе. Его труды по
логике, психологии, этике, экономике и
другим наукам пользовались популярностью
также и в России. Если для его отца образцом
точного научного знания служила механика
(превращенная им в механику “чистого”
сознания), то Джон Стюарт находился под
влиянием больших успехов химии. Он стал
говорить о “ментальной химии”. Под этим
имелось в виду, что в человеческом сознании
происходит нечто подобное тому, что химик
наблюдает в своей колбе при смешении
различных элементов, а именно - появляется
новый продукт.
Многое из того, что воспринимается сознанием
как простое ощущение (например, звук или
вкус), - это результат синтеза многих компонентов.
Этот постулат Д.С.Милля оказал большое
влияние на работу первых психологических
лабораторий. В них возникла программа,
ставившая задачу добраться с помощью
эксперимента до исходных элементов -
“атомов” сознания, из которых создается
его сложный состав. И тогда психология
получит нечто подобное таблице Менделеева.
Такой, по представлению Милля-младшего,
должна стать психология как точная наука
об уме (сознании). При этом Д.С.Милль, считая
все порождения человеческой культуры
продуктом индивидуального сознания,
работающего по законам ассоциации, выступил
как сторонник направления, известного
под именем “психологизма”.
Аргументация Милля сводилась к двум тезисам: а) имеются законы ума, отличающиеся от законов материи, но сходные с ними в отношении однообра зия, повторяемости, необходимости следования од ного явления за другим; б) эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов - наблюде ния и эксперимента. Ставя вопрос о создании осо бой эмпирической "науки об уме", Д. С. Милль от ражал назревшую историческую потребность.
Д.С.Милль замечает: “Многие выдающиеся
физиологи утверждают, что мысль,
например, есть в такой же степени
результат нервной
Отсюда делается вывод: “...не существует
самостоятельных (или оригинальных) психических
законов - “законов духа” ... психология
есть просто ветвь физиологии, высшая
и наиболее трудная для изучения”. Этот
вывод означает, по существу, что ассоциативная
психология не имеет своего предмета.
Правда, Милль замечает, что в настоящее
время физиология еще далека от того, чтобы
объяснить явления сознания: “... Последовательностей
психических явлений нельзя вывести из
физиологических законов нашей нервной
системы, а потому за всяким действительным
знанием последовательностей психических
явлений мы должны и впредь (если не всегда,
то, несомненно, еще долгое время) обращаться
к их прямому изучению путем наблюдения
и опыта. Так как таким образом порядок
наших психических явлений приходится
изучать на них самих, а не выводить их
из законов каких-либо более общих явлений,
то существует, следовательно, отдельная
и особая наука о духе”.
Милль делает вывод, что, несмотря на все
свои несовершенства, психология “значительно
более продвинута вперед, чем соответствующая
ей часть физиологии”. Его окончательное определение
предмета психологии таково: “... предметом
психологии служат единообразия последовательности
- те законы (конечные или производные),
по которым одно психическое состояние
идет за другим, вызывается другим (или,
по крайней мере, следует за ним)”.
Д.С.Милль вводит в ассоциативную психологию
“Я” в качестве субъекта сознания, отступая
тем самым от классического ассоцианизма,
не признававшего в психике ничего, кроме
явлений сознания. Также отступлением
от позиций ассоцианизма является указание
на то, что существуют ассоциации по сходству,
поскольку в строгом ассоцианизме ассоциации
- это пассивные образования и могут быть
только единовременными или последовательными.
Таким образом, во всех уточнениях, которые
вносит Д.С.Милль, фактически содержится
признание несостоятельности ассоциативной
психологии как научной системы.
Доп.инфо:Дж. Ст. Милль (1773-1836), английский историк и эко-
номист, является представителем классического ассо-
цианизма. Им утверждаются следующие законы функ-
ционирования и особенности психики человека.
1. Рассмотрение сознания с механистической точки
зрения, как машины, функционирующей на основе зако-
нов ассоциаций и не имеющей врожденных идей, а толь-
ко идеи и представления, полученные опытным путем и
сформированные из простейших ощущений.
2. Все идеи и представления формируются лишь на
основе ощущений по законам ассоциации, которые по-
зволяют идеям и представлениям изменяться, соединять-
ся и группироваться друг с другом.
3. Выделение трех основных законов формирования
ассоциаций:
- процесс зарождения и порядок идей через ассоциа-
цию их с исходными ощущениями зависят от состояния и
порядка существования оригиналов этих идей - самих
ощущений;
- сила и активность ассоциируемых ощущений: чем
сильнее оригинал, тем больше вероятность закрепления
за ним каких-либо идей;
- частота повторения ощущения прямо пропорцио-
нальна формированию идеи: чем чаще повторяется одно
и то же исходное ощущение, тем более вероятно закреп-
ление за ним соответствующей идеи.
4. Описание интеллектуальной
ности памяти, как поэтапного процесса припоминания
через ассоциацию