Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
Т. Гоббс и Дж. Локк сокращение.
Томас Гоббс, как и Спиноза и Лейбниц, критиковал
дуализм Рене Декарта. При этом Гоббс выстроил
свою, отличную от предыдущих критиков
теорию о природе человека.
Гоббс считал, что мир наполнен только
материальными телами, которые существуют
и двигаются по законам механики. На основании
этого он делает вывод, что и все психические
явления, существующие в природе, материальны
и подчинены этим законам.
Создавая на основе такого понимании природы
свою теорию познания, Гоббс описывает
и ощущения, которые, по его мнению, возникают
только благодаря воздействию на них внешнего
материального объекта. Вслед за ощущением
возникаетпредставление, которое, будучи произведенным
по закону инерции и являясь ослабленным
следом самого ощущения, образует за собой
цепь мыслей, а они, в свою очередь, следуют
друг за другом в таком порядке, в котором
возникали первичные образы, т, е. ощущения.
Этот процесс впоследствии стал называтьсяассоциацией.
Ведущим в познании,
по мнению Гоббса, является не разум, а
опыт, разум является лишь продуктом ассоциации,
которая возникает в результате взаимодействия
организма с материальным миром. А это
и есть опыт. Таким образом, опыт первичен.
Такое противопоставленное рационализму
понимание основы познания впоследствии
стало называтьсяэмпиризмом,
и именно Томас Гоббс заложил основы эмпирической
психологии.
Джон Локк развивал идеи ассоцианизма,
заложенные Томасом Гоббсом, и эмпирической
психологии, начало которой положил Ф.
Бэкон.
Понятия сознания
и опыта. Основой формирования сознания
является опыт, а не врожденные идеи (как
у Декарта), а источником опыта всегда
являются ощущения и рефлексия. Идеи, возникающие
из внешнего мира, доставляют до сознания
ощущения. Внутренние идеи (внутренние
ощущения) доставляются до сознания с
помощью рефлексии, или самонаблюдения,
т. е. анализа и размышлений ума. Этот процесс
получил названиеинтроспекции и стал основным методом практического
изучения содержаний сознания в интроспективной
психологии.
Понятие души.Принцип
наблюдения применялся и к изучению души.
Душа, как и все в сознании человека, является
«чистым листом», и все содержания души
возникают при жизни из опыта, а не имеют
врожденных, божественных идей. Душа рассматривается
как пассивная, но способная к восприятию
среда.
Понятие ассоциации.Ассоциации
- это неверное соединение идей, которые,
будучи изначально никак между собой не
связаны, в сознании некоторых людей соединяются
и начинают работать как единое целое,
сопровождая друг друга. Примером такой
связи, т. е. механизма ассоциации, могут
являться симпатии и антипатии, вызванные
теми или иными людьми. Причиной установления
такой связи может являться сила воспитания
и привычки, т. е. внешний источник, прошедший
через сознание, а способом избавления
от ассоциации - время.
Теория идей. Под идеями понимается элемент
всякого знания, в том числе и ощущения
(белизна, твердость, мышление, движение,
человек, войско и т. п.). Источником идеи
является как внешний опыт, обеспечиваемый
и ощущениями, так и внутренний - производимый
рефлексией. Выделяются два вида идей:
простые, которые содержат только одно
представление или восприятие и приобретаются
посредством ощущения или рефлексии, и
сложные, представляющие собой сочетание
простых идей через механизм ассоциации.