Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
20) М.Лацарус, Г.Штейнталь – основатели этнической психологии.
Штейнталь Хейманн (1823–1899) немецкий языковед. Основным предметом интереса Штейнталя был язык как проявление психологии народа и «народного духа», что делало его фактическим основоположником этнопсихологии, а в известной степени и этнолингвистики.
Лацарус Мориц (1824 – 1903) - немецкий
философ, психолог, один из основателей
психологии народов. Профессор в Берне
(1860) и Берлине (1873–96). Вместе с Г. Штейнталем
в 1860 году основал журнал „Zeitschrift fur Volkerpsychologie
und Sprachwissenschaft“("
Основываясь на атомизме И.Гербарта, развивал представления о том, что индивидуальные души объединяются в общества, которые могут быть охарактеризованы особой спецификой „народного духа“. Эти взгляды развивал в дальнейшем В. Вундт.
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
– междисциплинарная
отрасль знания, изучающая этнокультурные
особенности психики людей, психологические
характеристики этносов, а также психологические
аспекты межэтнических отношений.
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ (или «Народная психология»
по Лацарусу и Штейнталю) - объяснительная
наука о народном духе, как учение об элементах
и законах духовной жизни народов и исследование
духовной природы всего человеческого
рода.
Основные задачи этнопсихологии:
1)Познание психологической сущности «народного духа»;
2)Открытие законов, по которым совершается внутренняя духовная деятельность народов в жизни, искусстве и науке и проч;
3) Выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.
Этнопсихология
1.Психологический аспект - человек от природы призван жить в обществе, только в сообществе с себе подобными, человек может реализовать свои человеческие возможности, стать тем, кем он призван быть, а это происходит лишь вследствие влияния на него общества.
2. Антропологический аспект - предусматривает анализ различных народных характеров.
3.Исторический аспект - в «народном духе» история человечества соответствует описательной естественной истории, она есть описание фактов в царстве духа.
Народный дух и его элементы
«Народный дух» - психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание (т. е. то, что на сегодняшний день определяется как этническая идентичность).
Элементы народного духа: 1)язык; 2)мифология; 3) религия; 4)народное творчество; 5) искусство.
Первое место среди этих элементов принадлежит языку, поскольку он является всеобщим духовным органом; через слово происходит «единение в духе», поскольку во взаимном понимании говорящего и слушающего вырастает сознание и пробуждается чувство одинаковости и того и другого.
С языком тесно связана мифология, которую Лацарус и Штейнталь рассматривают как апперцепцию природы и человека, образа созерцания определенной ступени развития «народного духа».
Относительно религии, как элемента народного духа, то по мысли Штейнталя Лацаруса, в религии проявляется весь человек, здесь раскрываются все его идеалы. Задача народной психологии относительно религии, как они подчеркивают, объяснить религию народным духом, что своеобразно проявляется в ней. Вследствие психологических особенностей народов разные народы не одинаково понимают религию. Наряду с языком, мифами и религией элементы народного духа имеются также в народном творчестве. Особенно большое значение для народной психологии имеют такие элементы народного творчества как сказки и пословицы.
Заканчивая рассмотрение взглядов Штейнталя и Лацаруса на народную психологию, необходимо подчеркнуть, что они фактически придали этнической психологии форму самостоятельной научной дисциплины, такой, которая существует наряду с этнографией, историей, психологией, антропологией, культурологией. Со всеми этими науками она имеет прочные места соприкосновения, однако, существует как самостоятельная наука, имея свой предмет исследования, метод и структуру. Об этом они убедительно пишут в своей работе.