Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
52. Психология акта Брентано.
Франц Брентано (1838-- 1917) выдвинул программу, которая противостояла как традиционной элементаристской ассоциативной психологии, так и новой психологии Вундта. На взглядов оказали особенно большое влияние Аристотель и схоластика, а именно те аспекты этих систем, в которых жизнь души выступает как активное начало, а не только как воспринимающая воздействия извне, как учила вся эмпирическая психология, начиная от Локка. Труд «Психология с эмпирической точки зрения» (1874). Метод Брентано был вариантом субъективного метода самонаблюдения. Главным для него был вопрос о сущности психического как предмета психологического исследования. Он выступает против психологии как науки о содержаниях сознания. Подлинной психологической реальностью являются не они, а акты нашего сознания. Психические феномены Брентано противопоставляет физическим.
Таким образом, предметом психологии являются психические феномены как акты -- видения, слышания, суждения и т. п. Но акт не имеет смысла, если он не направлен на объект. Акт интенционально содержит в себе что-то как объект, на который он направлен. Поэтому основная характеристика психологических актов, по Брентано, заключается в том, что они обладают имманентной предметностью, т. е. всегда направлены на объект. Сознание есть всегда сознание о...
Включенность объекта в психический процесс выражается в нескольких моментах:
представление объекта в форме образа (идеация);
суждение об объекте как истинном или ложном;
эмоциональная оценка объекта как желаемого или отвергаемого.
Соответственно этому предмет изучения психологии - это не сами по себе ощущения
или представления, а те акты, "действия",
которые производит субъект, когда он
превращает нечто в объект осознания (соответственно
акты представления, суждения и эмоциональной
оценки). Таким образом, вне одного из этих
актов объекта не существует, а сам акт
с необходимостью предполагает "направленность"
на так называемую интенцию.
Когда человек
слышит, например, какое-либо слово, то
"сквозь" ощущаемые звуки его сознание
устремляется к предмету, о котором идет
речь. Понимание значения есть психический
феномен, который разрушается, если брать
порознь акустический раздражитель и
обозначенную им вещь. Раздражитель и
вещь уже не психические, а физические
явления и, по мнению ученого, уже не относятся
к области психологии.
Предметы, в смысле Брентано, обладают не реальным материальным, а интенциональным бытием. Это идеальные объекты, которые сами находятся в душе. Брентано как бы помещает весь предметный мир в душу человека. Соответственно способу отношения к предмету Брентано производит классификацию духовных актов на три вида: акты представления (Vorstellungen), акты суждения (Urteile), акты чувства (Gefuhle). В представлении предмет является -- презентируется -- сознанию. Модификациями этого акта являются восприятие, воображение, понятие. Среди всех психических актов представлению принадлежит ведущая роль. Суждение -- другой вид отношения к объекту. По Брентано, в суждении объект мнится как истинный или ложный. В актах чувства субъект относится к своему объекту как к добру или злу. Этот класс психических феноменов охватывает также желание и волю. Учение о чувствах Брентано положил в основу своих этических представлений.
Выделяя три вида актов, Брентано подчеркивал их единство в целостной душевной жизни, в отличие от физического мира, в котором объекты могут существовать как отдельные вещи. Сознание в единстве его актов Брентано сравнивает с рекой, в которой одна волна следует за другой.
В психологии интенциональных актов поставлены три важных вопроса психологии сознания -- предметности, активности и единства.
Брентано стоял у истоков направления,
получившего название функционализма. Оно противостояло вундтовской
концепции, в дальнейшем названной структурализмом.
Поскольку терминам "функция" и "структура"
придается самый различный смысл, необходимо
разъяснить, какое именно содержание связывалось
с ними в рассматриваемый период развития
психологических идей.
Вундта относят к структуралистам на том
основании, что главной для его программы
была задача выяснить, из каких компонентов
построено сознание и каков характер их
структурирования. Для Брентано исходным
являлось понятие не об элементе сознания,
а о его акте, понимаемом как функция субъекта,
выраженная в его направленности на объект.
Поэтому психолог, согласно Брентано,
должен исследовать не элементы (ощущения
различного качества, интенсивности и
т.д.), а акты, благодаря которым эти элементы
становятся объектом осознания.
Таким образом, центральная для психологии
проблема субъектно-объектных отношений
получила у Брентано существенно иную
интерпретацию, чем у Вундта. Оба исходили
из того, что предметом психологии является
сознание и интерпретировали его с позиций интроспекционизма. Но Вундт рассчитывал выяснить
с помощью изощренной интроспекции и вспомогательных
физиологических приборов состав сознания,
его структуру. Брентано же считал, что
задача психолога состоит в том, чтобы
тщательно описывать не само по себе содержание,
а связанные с ним акты, действия, внутренние
операции.
Сознание человека направлено на реальный,
независимо от него существующий предмет.
Однако у Брентано объект не реален, а
феноменален, поскольку его бытие мыслится
зависящим от актуализации его в сознании
субъекта. Да и сам субъект, по сути, сведен
к системе актов, имеющей основание в самой
себе, а не в чем-то внешнем (например, движении
или речи, как это было у Сеченова). Таким
образом, реальная активность поведения
была превращена в чисто духовную, не имеющую
никаких корней в реальных и практических
связях человека с миром.
Поднятые в психологии Брентано
проблемы получили последующее развитие
в психологии функций К. Штумпфа, в австрийской
школе. Она оказала влияние на Вюрцбургскую
школу, гештальтпсихологию, на английскую
психологию Г.Ф. Стаута и Дж. Уорда и более
опосредованное на персоналистическую
психологию, психоанализ Фрейда, в учении
которого понятие об интенции преобразовалось
в идею о направленности психической энергии
на внешние объекты (включая собственное
тело субъекта). В философии особенное
развитие идеи Брентано получили у его
ученика Э. Гуссерля (1859-- 1938), родоначальника
феноменологии.
В австрийской школе ученик Брентано А. Мейнонг (1853-- 1920) создал «теорию предметов», ставшую теоретической основой проблемы целостности в Грацкой школе. Не останавливаясь на ее анализе, необходимо отметить, что эта теория восполнила известную односторонность психологии Брентано, из которой исключался анализ содержательной стороны сознания.