Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
15. Психологическая система ассоциаций Д.Гартли.
В середине 18 в. английский философ Д. Гартли, опираясь на механику И. Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психической жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации - универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения.
Согласно Гартли, воздействия внешнего мира вызывают в чувственных органах человека вибрации, которые затем передаются в мозг. Порядок вибрации, ее направление и частота вызывают в мозгу своего рода ощущения и идеи, имеющие духовную природу.
Гартли впервые превратил механизм ассоциации в универсальный принцип объяснения психической деятельности человека, которая складывается постепенно в результате усложнения первичных ассоциаций психических явлений и частоты повторяемости. Аналогичным образом Гартли объяснял и возникновение общих понятий. Д. Гартли соединил понятие рефлекса с понятием ассоциации. Это соединение выразилось следующим образом: внешнее воздействие, порождающее рефлекторный ответ, запечатлевается в виде следов памяти - ассоциаций; частое повторение соответствующего воздействия ведет к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации.
Все нервные вибрации Гартли разделял на два вида: большие и малые. Малые возникают в белом веществе головного мозга как миниатюрные копии (или следы) больших вибраций в черепно-мозговых и спинномозговых нервах. Учение о малых вибрациях объясняло возникновение идей в их отличии от ощущений. Поскольку же первичными считались большие вибрации в нервной системе, возникающие под воздействием на нее «пульсации» внешнего эфира, «внутренний мир» идей выступал как миниатюрная копия реального взаимодействия организма с миром внешним. Однажды возникнув, малые вибрации сохраняются и накапливаются, образуя «орган», который опосредствует последующие реакции на новые внешние влияния. Благодаря этому организм в отличие от других физических объектов становится обучающейся системой, имеющей собственную историю.
Основа обучаемости - память способна
запечатлевать и
Врач Гартли отобрал в
Ни
учение о происхождении идей из ощущений,
ни представление о способности
идей возбуждаться по ассоциации не являлись
новым словом. Почему же в таком
случае Гартли пишет о большой
«сложности, широте и новизне предмета»?
Почему он потратил 18 лет на обоснование
своей гипотезы? Ее действительно
новаторский характер выражало последовательно
материалистическое объяснение бессознательных
психических процессов и
Детерминирующими факторами,
Материальное воздействие на орган чувств не завершается колебаниями в веществе мозга, а передается по тем же самым законам ньютоновской механики органам движения, вызывая и в них вибрации. Гартли подробно описывает двигательные акты, соответствующие каждому виду ощущений - зрительному, слуховому и пр. В тех случаях, когда при возбуждении процесс вибрация в мышцах незаметен, он все же происходит, хотя и в ослабленной форме. Это дает основание признать за Гартли приоритет в разработке двух важных идей, прочно вошедших в современную психофизиологию:
а) идеи о том, что рецептор
(орган чувств) должен рассматриваться
не сам по себе, а как компонент
системы, включающей наряду с
воспринимающим (афферентным) устройством
приданные ему мышечные «
б) идеи о том, что следующие
за раздражением рецептора
Учение Гартли представляло