Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
57. Грузинская школа
Д. Н. Узнадзе (1886— 1950), создатель в Грузии одного из центров советской психологической науки, основатель грузинской школы в психологии — психологии установки. Он был одним из основателей Тбилисского университета (1918) и создателем в нем кафедры и отделения психологии, лаборатории экспериментальной психологии. По его инициативе создано Общество психологов в Грузии (1927) — первое психологическое общество в Советском Союзе, и основан Институт психологии в системе Грузинской академии наук (1943).
Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге; общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой.
Теория установки Узнадзе
зародилась и развивалась как
теория, описывающая одну из форм неосознаваемой
нервной деятельности. Он пытался
объяснить явления восприятия, как
отражения действительности, и поведение
живого существа.
Ученики Д. Н. Узнадзе характеризуют установку
как «конкретное состояние целостного
субъекта, определенную психофизиологическую
организацию, готовность к совершению
определенной деятельности, направленность
на удовлетворение актуальной потребности.
Являясь отражением субъективного (внутреннего)
и объективного (внешнего), а также будучи
целостным состоянием субъекта, установка
предстает в качестве звена, как между
отдельными его состояниями, функциями,
элементами, так и между целостным субъектом
и реальностью. Установка как модификация
целостного индивида, определяемая субъективным
(внутренним — актуальная потребность,
прошлый опыт) и объективным (внешним —
конкретная ситуация) факторами, отражает
не только настоящее и прошлое, но и будущее.
Со временем в работах учеников Д. Н. Узнадзе
трансформировалось понятие бессознательного,
понятия гораздо более широкого, чем „психологическая
установка“. При этом установка выполняет
функцию связи между (а) психическим и
транспсихическим, (б) отдельными сознательными
психическими актами и (в) сознательными
и бессознательными психическими процессами.
Виды установок: 1 - социальная - готовность
к восприятию и к действию в определенном
ключе; 2 - моторная - готовность к действию;
3 - сенсорная - готовность воспринимать;
4 - умственная - готовность к определенным
стереотипам мышления; 5 - диффузная - установка
сформированная субъектом при однократной
встрече с объектом, явлением;
Обычно, чем сильнее эмоциональная реакция
после события, тем сильнее закрепляется
установка.
Связь понятия установка с другими психологическими
феноменами
Глубинные механизмы функционирования
многих психологических проявлений тесно
связаны с концепцией установки. Так, предубеждение,
или понятие «свой-чужой» опираются на
подсознательно сформировавшуюся у человека
внутреннюю норму. От этой нормы идёт обычно
неосознаваемый отсчёт наблюдаемого «отклонения»
— то есть оценка ситуации, как нормальной
или девиантной (патологической, враждебной
и т. п.). Феномен установки объясняет как
смещаемость внутреннего эталона, которая
обеспечивает способность человека адаптироваться
к изменяющимся социальным и психологическим
условиям среды, так и такие явления, как
предубеждение, ксенофобия, национализм.
Психология установки остро поставила проблему активного субъекта в психологии в противоположность механицизму и идеализму всей предшествующей психологии.
Про эксперименты должны помнить с 1 курса)))