Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
42. Основные положения гештальт-психологии.
Формально гештальт-психология возникла
после того, как в 1912 г. Макс Вертгеймер
опубликовал результаты своих исследований
восприятия. В его экспериментах изучалось
восприятие кажущегося движения (фи-феномен
- иллюзия движения, возникающая при поочередном
включении двух источников света). Вертгеймер
показал, что восприятие движения не может
быть разбито на более простые составляющие;
целое (каждое движение) оказалось большим,
чем сумма составляющих (неподвижные световые
источники).
В дальнейшем М. Вертгеймер, ^ К. Коффка и В. Келер занялись изучением другого
перцептивного явления, названного ими константностью
восприятия. Они показали, что наше восприятие
объекта остается постоянным, даже, несмотря
на то, что сенсорные данные, воспринимаемые
органами чувств, изменяются. Таким образом,
существует различие между характером
действительного восприятия и характером
сенсорной стимуляции. Поэтому перцепция
не может быть объяснена как простой набор
сенсорных элементов или как сумма составляющих
ее частей. Перцепция представляет собой
целостный акт - гештальт, и каждая попытка
разложения ее на отдельный составляющие
приводит к ее нарушению.
Восприятие слова “гештальт” вызывало
определенные трудности, так как оно ясно
не указывало, какое движение символизирует.
В своей книге “Гештальт-психология”
Келер отмечал, что в немецком языке слово
“гештальт” используется в двух случаях:
Таким образом, понятие “гештальт” можно
использовать для ссылки как на предмет,
так и на его специфическую форму. Применение
этого термина не ограничивается визуальным
или даже общим сенсорным полем. В него
также включаются процессы научения и
памяти, а также стремления, эмоциональные
отношения, действия и др. В этом общем
смысле гештальт-подход давал возможность
нового объяснения самых различных областей
психологического знания.
Принципы восприятия. Вертгеймер изложил принципы восприятия
в своей работе, опубликованной в 1923 г.
Эти принципы, представляли собой, по существу,
законы и правила, согласно которым мы
организуем, классифицируем воспринимаемый
нами мир.
Идея, лежащая в основе этих принципов,
заключалась в том, что организация восприятия
происходит мгновенно, в тот же момент,
когда мы видим или слышим различные формы
или образы. Части перцептивного поля
становятся связанными, создавая структуру,
которая будет выделяться на общем фоне.
Организация восприятия происходит самопроизвольно
и ее возникновение неизбежно каждый раз,
когда мы смотрим вокруг себя.
Эти принципы восприятия не зависят от
высших мыслительных способностей или
прошлого опыта; они присутствуют в наблюдаемых
объектах “сами по себе”. Вертгеймер
называл их “вспомогательными факторами”,
но он также признавал, что на перцепцию
влияют и “основные факторы” самого организма:
высшие мыслительные процессы, определяющие
предварительную осведомленность и установку.
Исследования интеллекта. Как уже говорилось выше, в предметную
область гештальт-психологии входили
также вопросы интеллектуальной деятельности
человека и высших животных. Исследования
в этой области были начаты (в рамках гештальт-психологии)
работами В. Келера, изучавшего интеллект
человекообразных обезьян.
Келер исследовал интеллект обезьян в
течение семи лет (1913-1920гг), находясь на
о. Тенерифе. В своих экспериментах он
использовал простейшее оборудование:
клетки с редкими прутьями, палки, с помощью
которых можно было достать удаленные
фрукты, ящики, на которые обезьянам можно
было взбираться.
В соответствии с взглядами гештальт-психологии
на проблему восприятия, Келер интерпретировал
результаты исследований поведения животных
в терминах целостной ситуации и взаимосвязи
между отдельными стимулами. Келер считал,
что обезьяна способна решить проблему
через достижение инсайта - внезапного
осознания или постижения неизвестных
ранее взаимосвязей. С точки зрения гештальт-подхода,
животное или человек должны увидеть взаимосвязи
между разными частями проблемы, прежде
чем может произойти инсайт. Эти исследования
подтвердили более раннее предположение
о том, что научение включает в себя реорганизацию
или реструктуризацию психологической
среды.