Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
1. Принцип
детерминизма, фиксирующий понимание учеными
способов объяснения процесса становления
и развития психологического познания.
В соответствии с этим принципом, в основе
любого историко-психологического события
лежит совокупность явных или неявных
причин. Нет ни одного факта в истории
психологии, которому бы не предшествовали
определенные причины. Любое событие на
всем протяжении исторического хода формирования
психологической науки является результатом,
следствием многообразной череды предшествующих
явлений или причин и, в тоже время, выступает
как одна из предпосылок последующих событий.
При этом следует иметь в виду системный
характер этих причинно-следственных
зависимостей, что позволяет понимать
смену детерминант
развития психологии в разные хронологические периоды.
Задача исследователя, в соответствии
с этим принципом, состоит, во-первых, в
раскрытии совокупности и иерархической
структуры этих причин (внутренних и внешних,
прямых и косвенных, непосредственных
и опосредованных и т.д.), обусловивших
путь к современности, а во-вторых, в установлении
закономерной связи между прошлым, настоящим
и будущим.
2. Принцип
единства логического и исторического в понимании генезиса развития
психологического знания, который отражает
понимание соотношения внутренних, внутринаучных
(влияние традиции, изменение категориально-понятийного
аппарата, динамика структуры науки, взаимосвязи
и взаимовлияния разных научных дисциплин,
появление новых методов исследования
и т.д.) и внешних, социокультурных причин
(потребности общественной практики, идеолого-политические
влияния, воздействие научно-технического
прогресса, особенности духовной и интеллектуальной
атмосферы в обществе и т.д.) в ходе реального
процесса исторического развития психологии.
Другими словами, данный принцип фиксирует
взаимосвязь теории и истории психологии,
что предполагает, с одной стороны, изучение
отношения содержательного (т.е. логического)
аспекта объекта историко-психологического
исследования с анализом процесса его
развития (т.е. исторического), а с другой,
- выявление связи познания данного объекта
с историей человеческого общества в целом
и историей научного познания в частности.
В соответствии с данным принципом, требуется,
как отмечает Е.А. Будилова, "в сложной и конкретной
исторической действительности найти
основную логическую нить развития науки,
которая выражает закономерность этого
развития" При этом следует иметь в
виду, что каждая новая ступень в развитии
теории психологии закономерно приводит
к новому взгляду на ее историю: "Прошлое
научной мысли рисуется нам каждый раз
в совершенно иной и все новой перспективе.
Каждое научное поколение открывает в
прошлом новые черты... Случайное и неважное
в глазах ученых одного десятилетия получает
в глазах другого нередко крупное и глубокое
значение"
3. Принцип
системности. В некотором смысле обобщением,
интеграцией и, в то же время, операционализацией
указанных двух принципов в реальном историко-психологическом
исследовании выступает принцип системности
в изучении истории психологического
знания. Он предполагает понимание истории
развития психологических идей, проблем
и направлений как многоуровневого (фундаментальный
и прикладной уровни), многокачественного
(обыденное, научное, художественно-образное,
религиозное знания), многомерного (научное
творчество отдельного ученого, научных
коллективов и школ, регионального психологического
сообщества, сторонников той или иной
парадигмы, теории или концептуального
подхода) и многообразного по своим проявлениям
(донаучное, научное и паранаучное состояния)
процесса, обусловленного многовариантной
системой детерминант при оформлении ведущего, системообразующего
фактора в конкретной исторической и социокультурной
ситуации. Реализация данного принципа
требует изучения истории психологического
знания в различных аспектах: "во-первых,
в тех исторических конкретных условиях,
в которых наука включалась в общественную
жизнь, и, во-вторых, в тех логических, теоретических
связях, в которых строились психологические
знания каждого исторического этапа, с
одной стороны, и в том соотношении, в котором
они находятся в современной психологической
науке, - с другой"
4. Принцип
объективности историко-
5. Принцип
конструктивно-позитивного анализа. Принцип объективности непосредственно
связан и дополняется принципом конструктивно-позитивного
анализа истории психологии, который акцентирует
внимание в историко-психологических
исследованиях не на ошибках, недостатках
и просчетах в развитии психологической
мысли какой-либо отстоящей от ученого
исторической эпохи, а на выявлении в совокупности
историко-психологических фактов, событий,
теорий и концепций того позитивного,
конструктивного и прогрессивного, что
сумела достичь психологическая мысль
данного периода; ориентация не на критику
несовершенного, а на поиск рационального
и перспективного. Однако это не означает
отказа от реалистической оценки (включая
и ее критические моменты) тех или иных
идей, взглядов, подходов. При этом критический
анализ из самоцели становится средством
научного познания.
6. Принцип
периодизации и преемственности развития психологического
знания, который предполагает наличие
качественно различных этапов и периодов
(содержательно и логически связанных
между собой) в динамике единого и непрерывного
процесса научного познания. Руководствуясь
данным принципом, историк психологии
должен не только выделить ключевые, наиболее
значимые вехи и моменты этого процесса,
не только описать историческую и логическую
специфику выделенных ступеней развития
знания, но и показать их эволюционную
взаимосвязь и взаимопроникновение.
7. Принцип
единства прошлого, настоящего и будущего фиксирует понимание роли и
целевой функции историко-психологических
исследований. Познание истории психологической
науки не является только самоцелью с
точки зрения собирания и уточнения исторического
материала, характеризующего формирование
и развитие психологических
знаний (архивирование фактов), или
воссоздания и реконструкции недостающих
(неявных) звеньев в единой цепочке развития
психологической мысли. Данный принцип
ориентирует ученого на прогностическую
стратегию исследования, связанную, во-первых,
с выявлением перспективных линий, позиций,
идей и подходов, сформировавшихся в прошлом,
а во-вторых, с их актуализацией в контексте
современных достижений психологической
науки. Лишь прошлое, рассмотренное в контексте
современности, позволяет очертить проблемное
поле будущих исследований и тем самым
имеет не только чисто познавательный
интерес, но и носит установочно-ориентировочный
характер для дальнейшего развития психологического
знания.
8. Принцип
единства коллективного и индивидуального
творчества в развитии психологического
знания предполагает понимание истории
психологии как результата деятельности
не только отдельных, хотя и выдающихся
ученых, но как совокупного усилия всего
научного сообщества. Этот принцип ориентирует
исследователя на выявление всех предпосылок
формирования той или иной идеи, анализ
того контекста, который в конечном итоге
привел к оформлению в трудах конкретного
ученого определенной концепции или теории.
Он также предостерегает историка психологии
от абсолютизации вклада отдельного ученого
или научной школы в формирование совокупного
психологического знания. В данном случае
имеется в виду понимание историком психологии
того факта, что психология, даже в творчестве
особенно выдающихся ее представителей,
не начинается каждый раз с "чистого
листа", а получает лишь свое закономерное
развитие. Соответственно и психологическое
познание как совокупность идей и теорий,
как результат коллективного творчества
многих поколений исследователей в работах
конкретного ученого получает творческое,
порой оригинальное и новаторское, развитие
или более четкое концептуальное оформление.
Методы историко-
Так, структурно-аналитический
Сравнительно-
Генетический метод, в
отличие от двух предыдущих методов, ориентированных
на получение статичной картины психологического
знания, наоборот, имеет основной задачей
выявление динамики, этапов, стадий трансформации
психологического знания в контексте
конкретного предмета историко-психологического
исследования. Еще раз подчеркнем, что
каждый из организационных методов может
быть использован применительно к изучению
любой проблемы истории психологии, более
того, часто в одном и том же исследовании
используется совокупность данных методов.
Методы сбора и интерпретации
фактологических данных в историко-психологических
исследованиях отличаются своим многообразием
и не всегда четкой технологической операционализацией.
Тем не менее каждый из них раскрывает,
в меру своей разработанности более или
менее полно и обоснованно, определенный
аспект истории психологии. Остановимся
на краткой характеристике данных методов,
тем более что далеко не все из них получили
на сегодня однозначную интерпретацию.
Метод анализа категориально-понятийного
аппарата психологической науки направлен
на выявление особенностей понимания
и трактовки конкретного понятия или термина
в какой-либо хронологический период или
в трудах разного периода одного и того
ученого. Данный метод имеет в своей основе
предположение, что именно категории ипонятия в концентрированном виде отражают всю
совокупность научных знаний исследуемого
объекта (Ткаченко А.Н., 1974; Ярошевский М.Г., 1973 и др.).
Метод анализа продуктов деятельности состоит
в изучении продуктов научной деятельности
ученого или научных коллективов, включая
в том числе как изданные, опубликованные
работы, так и неопубликованные. При этом
большое значение имеет изучение различных
вариантов одного и того же текста, эпистолярных
документов (дневники, переписка, воспоминания
и т.п.). Часто, использование данного метода
позволяет существенным образом скорректировать
оценки и суждения относительно динамики
научных взглядов ученого, уточнить недостаточно
проявленные моменты в логике развития
научной проблематики, отрасли или научного
направления, расширить представления
о системе взаимоотношений в научном сообществе.
Метод исторической реконструкции является
одним из вероятностных методов в познании
истории психологии. В основе его использования
лежит идея о возможности воссоздания
целостной картины какого-либо процесса,
явления, ситуации или периода путем детального
и комплексного анализа частных составляющих
этого целого. Пересечение результатов
изучения этих частных составляющих приводит
к получению новых, ранее неизвестных
характеристик исследуемой реальности.
По сути дела, исследователь (не имея возможности
из современности вернуться в историческое
прошлое), используя всю доступную ему
совокупность письменных и устных источников
как прямых, так и косвенных, моделирует
(имитирует) реальную историческую ситуацию.
Особую продуктивность данный метод имеет
при исследовании психологических и социально-психологических
феноменов, характеризующих внутренний
мир типичного представителя конкретной
исторической эпохи или общества, содержание
менталитета и динамику настроений в социуме,
смысложизненные ориентации и мировоззренческие
установки людей того или иного хронологического
периода. В силу этого, метод реконструкции
выступает как один из самых психологизированных
при изучении истории психологии. В настоящее
время активно формируется отдельная
отрасль психологической науки - историческая
психология, тесно взаимодействующая
с историей психологии по целому ряду
как теоретико-методологических, так и
содержательно-фактологических вопросов,
которая использует данный метод как основной
при воссоздании и характеристике психологических
феноменов и явлений в масштабе реального
исторического времени (Современная психология...,
1993).
Проблемологический анализ является
одним из качественных методов в изучении
динамики психологического знания и опирается
на признание проблемы в качестве системообразующего
фактора научного познания. Это обусловлено
тем, что, с одной стороны, посредством
формулировки проблем происходит социокультурная детерминация развития научного
знания: в "процессе постановки проблемы
осуществляется социальный заказ науке",
а с другой стороны, проблема выражает
также внутреннюю логику развития научного
знания, фиксирует объективную потребность
науки как саморегулируемой системы, потому
что ее постановка и решение отражают
взгляды и ориентации как отдельных ученых,
так и целых исследовательских коллективов
и научных школ. Более того, проблема может
выступать как в виде научной постановки
вопроса, так и, с точки зрения формулирования
ее, в форме житейского суждения или обыденного
знания. Метод проблемологического анализа,
таким образом, дает возможность избежать
жесткой дихотомии не только по
линии "экстернализм-интернализм", но и позволяет
установить конструктивные связи в рамках
научного и донаучного этапов развития
знания. Данный метод ориентирован на
выявление предпосылок возникновения
проблемы, анализ процесса ее осознания
и формулировки, исследование путей и
вариантов ее разрешения (Олейник Ю.Н.,
1990).
Метод источниковедческого
анализа направлен на изучение документальной
основы историко-психологических исследований.
В его основе лежит идея о том, что любой
исторический факт, лишенный пространственно-временных
координат и вырванный тем самым из своих
структурно-генетических связей, не только
теряет свой исторический характер, но
вообще перестает существовать как факт.
При использовании данного метода в конкретных
историко-психологических исследованиях,
как правило, наиболее широкое распространение
получает комплексная методика интерпретации
и критики источника (включающая в себя:
точную датировку, установление подлинности
источника; пространственную локализацию
исторических фактов и событий упоминаемых
в нем; идентификацию авторства и лиц,
упоминаемых в источнике; установление
тождественности используемой в нем лексики
с современным языком, выявление логических
и содержательных связей между положениями
источника и другими данными и сведениями
на эту тему и т.д.). Особое значение данный
метод приобретает при работе с архивными
и неопубликованными источниками по истории
психологии.
Тематический анализ,
выступая как один из методов наукометрического
анализа, является одновременно качественно-количественным
методом. Он состоит в исследовании динамики
различных структурных компонентов науки
(научная отрасль, направление или проблема)
или творчества отдельного ученого на
основе квантифицирования единого массива
данных, характеризующих объект изучения,
на фиксированные содержательно-единые
темы или тематические разделы. В дальнейшем
осуществляется их качественный (формулировка
тем, их смысловая нагрузка, представленность
и сочетание тех или иных понятий в теме
и т.д.) и количественный анализ (в первую
очередь на основе вычисления математико-статистических
показателей, отражающих трансформацию
тем).
Библиометрический метод (как
один из методов наукометрического анализа)
в историко-психологических исследованиях
предполагает количественное изучение
информационных, документальных потоков
в области психологии и построен на анализе
библиографических данных публикаций
(заглавие, автор, название журнала и т.д.)
и анализе цитирования в виде отдельных
статистических методик. Применение библиометрического
метода возможно в двух направлениях:
1) когда прослеживается динамика отдельных
объектов психологической науки (количество
публикаций, перечень их авторов и распределение
по регионам или рубрикаторам научных
журналов и т.п.) и ставится задача получения
совокупности количественных характеристик
для оценки того или иного события или
явления в психологии (в том числе о продуктивности
ученого, научной эффективности или динамике
исследуемых объектов: ученых, научных
коллективов, отдельных публикаций или
научных направлений); 2) когда выявляются
связи, зависимости, корреляции между
объектами в целях определения структурной
(качественной) картины состояния психологической
науки или ее отраслей в конкретный период.
Библиометрический метод реализуется
в форме методики библиографического
сочетания, направленного на выявление
взаимосвязи между двумя публикациями
по числу общих цитируемых работ, и методики
коцитирования, основанной на изучении
связи между публикациями по общим цитируемым
работам. Иногда показатели, вычисляемые
с помощью данных методик, называют обобщенно
как индексы-цитирования.
Биографический метод в
историко-психологических исследованиях
состоит в воссоздании полной и достоверной
картины всех этапов жизненного и творческого
пути ученого на основе анализа максимально
широкого и доступного числа источников.
Особенно широкое применение этот метод
получил в исследованиях в рамках так
называемой "персонализированной истории
психологии", руководящей идеей которой
является рассмотрение генезиса психологического
знания через призму творчества отдельных
ученых.
Безусловно, характеризуя совокупность
методов и методик историко-психологического
исследования, необходимо иметь в виду
тот факт, что в конкретной работе, как
правило, используется определенная совокупность
этих методов. Это позволяет существенным
образом уменьшить степень субъективизма
историка психологии при интерпретации
или оценке им тех или иных фактов становления
и развитияпсихологического
знания.