Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
5. Естественнонаучные теории Гиппократа и Галена
Гиппократ полагал, что мир образуется из четырех стихий, которые сами вступают в различные соединения, образуя многообразие природы. Подобно всем другим телам, организм человека также представляет собой смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня), но связанных в определенной пропорции. Гармоническое сочетание стихий обусловливает физическое здоровье человека. Однако в результате внешних воздействий (климат, смена времени года, условия жизни, характер употребляемой пищи и т.д.) пропорция стихий может нарушаться и вызывать у человека болезни. Поэтому один из путей выхода из болезни должен состоять в изменении внешних условий, географической среды, климата, организации режима питания и соблюдения диеты.
Вариации в пропорции стихий у отдельных людей, вызываемые географическими, климатическими условиями, характером употребляемый пищи, а также образом жизни, обычаями и общественными установлениями лежат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижности, душевным способностям, склонностям и характеру. Непосредственно эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в разной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Сангвиникам, людям с преобладанием крови в общей смеси, характерно прекрасное телосложение, высокая подвижность, приветливость, недостаточная любовь к труду, склонность к наслаждениям. Холерики, лица с доминированием желтой желчи, имеют хорошо развитое тело и мышцы; они энергичны, активны, тверды характером, горды, более способны для искусств и военных дел. Флегматиков, людей с преобладанием слизи, отличает рыхлость телосложения, вялость, малоактивность, сонливость: у них нет той тонкости чувств, необходимых для занятий искусствами и науками, нет трудолюбия и воли. Меланхоликам, у которых преобладающей жидкостью является черная желчь, свойственны хмурость, тоскливость затяжного характера.
Выделением четырех типов
Гален (130–200 гг. до н. э.) – известный древнеримский мыслитель, работавший в течение ряда лет врачом у гладиаторов, позднее при дворе римского императора. Он часто занимался сечением трупов, благодаря чему ему удалось описать строение системы дыхания, кровообращения, мышечной и нервной систем. По Галену жизнь возникла в результате постепенного развития природы, а психическое есть порождение органической жизни. За исходную основу деятельности и всех проявлений души он принимал кровь. Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения переваренной пищи с воздухом. Далее через вены она поступает к сердцу, а от него по артериям растекается по всему телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь и очищаясь, превращается в психическую пневму. Гален выделял два вида пневмы: жизненную (кровь) и психическую (мозговую), возникающую из жизненной пневмы путем очищения. Каждый из трех названных органов души отвечает за определенные ее функции. Печень являлась носителем низших проявлений души – побуждений, влечений, потребностей. В сердце локализуются эмоции, аффекты, страсти. Мозг выступает носителем разума.
Широкой известностью в течение
многих столетий пользовалось развитое
Галеном (вслед за Гиппократом) учение
о темпераментах как о
С учением о движениях связаны представления Галена об эмоциях и аффектах. Аффекты понимались им как такие душевные состояния, которые вызываются изменениями крови. Гнев, например, возникает в результате повышения теплоты крови, ее кипения. У человека, считал Гален, аффекты не должны переходить установленных природой границ, ибо это приводит одновременно и к страданиям тела, и к страданиям души. Поэтому сильные эмоции должны умеряться и сниматься разумом, возвращающим душе состояние равновесия.
Итак, все функции души, начиная от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы.
Поскольку все названные проявления души зависимы от тела, то с гибелью последнего они исчезают. Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он, помимо индивидуальной разумной души, приписывал человеку еще и божественный разум, делая уступку идеализму.