Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
27) Возникновение психофизики и психометрии
Психофизика - классический раздел общей
психологии, объясняющий многообразие
наблюдаемых форм поведения и
психических состояний
К открытиям и теоретическим обобщениям
в психофизике пришел профессор анатомии
и физиологии Лейпцигского университета Эрнст Вебер (1795-1878).
Он попытался ответить на вопрос: насколько
следует изменять силу раздражения, чтобы
субъект уловил заметное различие в ощущении.
В работе “Об осязании” Вебер сформулировал
закон различительной чувствительности:
открыл определенную, математически формулируемую
корреляцию между физическими стимулами
и сенсорными реакциями. Он обнаружил,
что добавочный раздражитель должен находиться
в постоянном для каждой модальности отношении
к уже воздействующему раздражителю, чтобы
возникло едва заметное различение. Э.Вебер
различал в кожных ощущениях три их разновидности:
давления (прикосновения), температурные
и локализации. Для изучения последнего
изобрел эстезиометр (циркуль Вебера).
Он экспериментально установил, что кожа
обладает разной чувствительностью в
зависимости от локализации прикосновения.
Отношения различения для каждого органа
- величина постоянная, определяемая опытным
путем. Опыты и обобщения Э.Вебера подводили
к возможности измерения в психологии.
Экспериментальные исследования и математические
расчеты стали нацчной основой психофизики.
Ее другим основоположником выступил
немецкий ученый Густав Фехнер (1801-1887).
Он также перешел от психофизиологии к
психофизике, которая начинала с представлений
о локальных психических феноменах, но
получила огромный методологический и
теоретический резонанс во всем корпусе
психологического знания. В него внедрялись
эксперимент, число, мера. Таблица логарифмов
оказалась приложимой к явлениям душевной
жизни, поведению субъекта, когда ему приходится
определять едва заметные различия между
внешними объективными влияниями.
Прорыв от психофизиологии к психофизике
был знаменателен и в том отношении, что
разделил принципы причинности и закономерности.
Психофизиология выясняла причинную зависимость
субъективного факта (ощущения) от строения
органа (нервных волокон), как этого требовало
“анатомическое начало”. Психофизика
доказала, что в психологии и при отсутствии
знаний о телесном субстрате могут быть
эмпирически открыты законы, которым подвластны
психические явления.
В работе “Элементы психофизики” (1860)
Э.Фехнер сформулировал основную задачу
психофизики: разработать теорию соотношения
между психическим и физическим, душой
и телом. В науке о психическом он различал
ее формы: внутреннюю (соотношение тело
- душа, психическое - физиологическое)
и внешнюю (соотношение психическое и
физическое). Э.Фехнер разрабатывал внешнюю
психофизику, которую возвел в ранг науки:
сформулировал цель (измерение ощущений),
создал экспериментальные методы, сформулировал
основной психофизический закон. Он также
вывел формулу, согласно которой интенсивность
ощущения пропорциональна логарифму интенсивности
раздражителя (первое приложение математики
в психологии).
Доп( Ждан) Целью Фехне-ра было измерение ощущений. Поскольку раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен, Фехнер предположил, что средством измерения ощущения может быть измерение интенсивности физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фех-нера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.
Для психофизических измерений Фехнер разработал три метода: метод едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.
Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику. Было замечено, что закон верен лишь в известных пределах, т. е. если интенсивность раздражителя возрастает, то в конце концов наступает такая величина этого раздражителя, после которой любое его увеличение уже не приводит к увеличению ощущения. Это и ряд других критических замечаний не поколебали уверенности Фехнера в своем законе. Соглашаясь с критиками в деталях, он говорил: «Вавилонская башня не была достроена потому, что работники не могли столковаться относительно способа ее постройки; мой психофизический монумент уцелеет, потому что работники не могут столковаться относительно способа его разрушения» К
Психофизиология с ее анатомическим
началом совершенствовалась самими
физиологами еще с одной
Таким образом, складывалась новая область
психологического познания - психометрия,
которая первоначально означала измерение
временных характеристик психических
процессов; а в настоящее время - круг вопросов,
связанных с измерением в психологии. Предметом психометрии является
измерение скорости протекания психических
процессов: простейших ассоциаций, ощущений
и восприятий.
К достижениям психометрии XIX века следует
также отнести введение термина “время
реакции” (австрийский физиолог З.Экснер);
произведение различения сенсорной и
моторной реакции (немецкий физиолог Л.Ланге);
начало исследования установки; признание
психики реальностью в системе отношений
между воздействием внешних объектов
и ответной реакцией организма; разработку
методов, переводящих психические процессы
в научные модели, понятия, категории и
законы. Экспериментальные количественно-качественные
измерения психических процессов открывали
возможность утверждения нового научного
подхода в психологических исследованиях.
^_____________________________