История Психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка

Описание работы

Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.

Работа содержит 63 файла

1.Предмет и задачи истории психологии как научной дисциплины.docx

— 16.92 Кб (Открыть, Скачать)

10 декарт-созн и рефл.doc

— 48.68 Кб (Открыть, Скачать)

11 логотерапия.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

12-13 сокращение.docx

— 15.84 Кб (Открыть, Скачать)

12учение о сознании Т.Гоббса.docx

— 19.57 Кб (Открыть, Скачать)

13. Дж.Локк Ц лотец эмпирической психологии┐.docx

— 21.79 Кб (Открыть, Скачать)

14. Гуманистическая психология.docx

— 23.21 Кб (Открыть, Скачать)

15 гартли.doc

— 14.40 Кб (Открыть, Скачать)

16. Эмпирическое направление франц.docx

— 27.03 Кб (Открыть, Скачать)

17 русск просветит.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

18Кант.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

19 теория стат Гербарт.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.Принципы исторического исследования.docx

— 28.95 Кб (Открыть, Скачать)

20. М.Лацарус, Г.Штейнталь - основатели этнической психологии..docx

— 18.83 Кб (Открыть, Скачать)

21 браун и Милль.doc

— 38.43 Кб (Открыть, Скачать)

22 Псих теор Ст Милль.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

23 Спенсер и Бен.doc

— 30.09 Кб (Открыть, Скачать)

24. Развитие психологии в рамках философии и естествознания Добролюбов, Герцен, Чернышевский..docx

— 20.47 Кб (Открыть, Скачать)

25. Проблемы психологии в трудах Ушинского К.Д, Каптерева П.Ф, Потебни А.А ..docx

— 17.28 Кб (Открыть, Скачать)

26.Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в 19 веке.docx

— 25.13 Кб (Открыть, Скачать)

27 Психфих и психмет.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

28 разв эвол идей.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

29 Вундт.doc

— 42.46 Кб (Открыть, Скачать)

3. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.docx

— 408.79 Кб (Открыть, Скачать)

30.титченер.docx

— 15.45 Кб (Открыть, Скачать)

31.Учение И П Павлова об условных рефлексах (от Саодат).docx

— 15.71 Кб (Открыть, Скачать)

32 Эббингауз.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

33 Психол Гальтона.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

34.формирование метода тестов.docx

— 19.89 Кб (Открыть, Скачать)

35 Педолог Холл.doc

— 30.06 Кб (Открыть, Скачать)

36 Психотехника.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

 

 36)ПСИХОТЕХНИКА

На протяжении веков педагогика и медицина представляли две главные  области практического приложения психологических знаний. На рубеже XX века индустриальный прогресс, обратив  интересы психологии к производственной, трудовой деятельности, обусловил зарождение психотехники (термин введен В.Штерном), под которой понималось использование психологии в экономике и промышленности. В 80-х годах XIX века американский инженер Ф.Тейлор (1856-1915) разработал систему интенсификации труда для рациональной организации производства (тейлоризм). Научная организация производства, проектирование трудовых процессов требовали точных знаний о нервно-психическом потенциале рабочих и возможностях его эффективного использования.

Тот же фактор, который породил  тейлоризм, а именно непосредственная экономическая заинтересованность предпринимателей, стимулировал развитие психотехники. Для ее построения использовались достижения экспериментальной и дифференциальной психологии. Диапазон применения психотехники становится очень широким. Предпринимаются попытки определить оптимальную продолжительность рабочего времени. Развертываются экспериментальные исследования проблемы утомления, создаются методы анализа профессий и профессиональной пригодности.

Приобретает популярность так называемая профориентация. Здесь пионером выступил Парсон, автор книги "Выбор профессии", организовавший в Бостоне (США) специальное бюро. В задачу профориентации входило: а) помочь личности с помощью тестов приобрести возможно более достоверную информацию о своих психических свойствах; б) ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к психофизической организации человека различными профессиями, а затем, в) сопоставив эти две группы сведений, дать рациональную рекомендацию.

Широкий план разработки индустриальной психологии (психотехники) содержала книга Г. Мюнстерберга "Психология промышленной производительности" (1913). Она стала важной вехой на пути сближения психологии с практикой. В ней рассматривались вопросы научного руководства предприятиями, профотбора и профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психологическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности рабочих и доходов предпринимателей. Мюнстерберг установил непосредственную связь с крупными американскими промышленными и транспортными компаниями. Они охотно направляли в его лабораторию испытуемых и руководствовались его рекомендациями при отборе рабочих и служащих. Преимущество экспериментально-психологических показателей по сравнению с интуицией и житейским опытом было очевидно. Заинтересованность предпринимателей в решении экономических задач психологическими средствами быстро возрастала, расширяя масштабы ассигнований и лабораторных работ.

Поворот психологии к промышленному  производству совершился под давлением требований экономики. Но последствия этого поворота для психологии имели значение, выходящее далеко за пределы целей, ради которых фирмы субсидировали новое направление. Средства, созданные в лабораторных условиях для изучения общих закономерностей душевной жизни задолго до рождения психотехники, проходили испытание практикой, безжалостной к теоретичмким построениям, оторванным от реальности. Практика стала одной из главных разрушительных сил по отношению к старой концепциии сознания.

Мюнстерберг, как и другие исследователи, создавшие психотехнику, первоначально  вел работу в двух направлениях. С Целью диагностики для профотбора он, исходя из предположения, что психическая  деятельность каждого человека представляет комплекс функций (память, внимание, общий интеллект, быстрота реакции и т. д.), определял с помощью тестов уровень развития этих функций, необходимый для успешного выполнения данной работы. Здесь применялись логика и техника дифференциальной психологии.

Другое направление исходило из анализа требований профессии к нервно-психическим функциям. Новаторским подходом отличалось изучение Мюнстербергом деятельности вагоновожатого с целью уменьшения аварийности на транспорте. Чтобы воспроизвести в лабораторных условиях соответствующую ситуацию, Мюнстерберг сконструировал модель (карту), изображавшую в виде знаков-символов поле восприятия и действия вагоновожатого. Испытуемые из числа водителей, направленных компанией на обследование, оперируя с моделью, единодушно свидетельствовали, что они испытывают те же ощущения, что и при вождении трамвая на оживленной улице. Время, затраченное на решение экспериментальной задачи, и количество совершенных при этом ошибок подсчитывались. Удовлетворительный результат рассматривался как показатель профессиональной пригодности.

В этой серии экспериментов Мюнстерберга содержались моменты, существенно  отличающие их от традиционной схемы, общепринятой в "академической" экспериментальной  психологии. Прежде всего, в качестве исходной бралась задача, выдвинутая практикой. Исходя из того, что задано производственным процессом, нужно было воспроизвести условия, в которых он осуществляется, т.е. смоделировать жизненную ситуацию. Преимущество модели в том, что она подобна символически обозначаемой реальности. Реакции испытуемого на символы в своих структурных особенностях также подобны действительным производственным операциям.

Все эти признаки перешли в дальнейшем из психотехники в инженерную психологию. Это означает, что, находясь в зависимости  от общей психологии, ее теоретических и экспериментальных ресурсов, психотехника, в свою очередь, воздействовала на изменение общего характера психологической теории. Это изменение совершалось в том же генеральном направлении, которое характеризовало переход от прежней системы научных воззрений на сознание к новой.

Переход от искусственных условий  обычной лаборатории к моделированию  естественных условий деятельности внес в лабораторные методы заметные перемены. Главная из них – оттеснение на второй план показаний самонаблюдения. Они не интерпретировались, а использовались лишь в качестве индикатора соответствия внутренних состояний испытуемых при выполнении лабораторного задания их состоянию в обычном трудовом процессе. Таким образом, сближая лабораторное исследование с производством, психотехники наталкивались на реальные особенности психической деятельности, для анализа которых традиционные схемы были непригодны.

Доп .инфо; Интенсивное развитие психотехники приходится на время Первой мировой войны 1914—1918 гг., когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехнике имеет метод тестов. Теоретической основой психотехники стала дифференциальная психология.

Расцвет психотехники пришелся на конец 1920-х гг. Издавались специальные журналы: в СССР — «Психофизиология труда и психотехника» (1928—1932, с 1932 — «Советская психотехника»), в Германии — «Psychotechnische Zeitschrift» (с 1925 г.) и др. В 1927 году в СССР было создано Всероссийское (впоследствии — Всесоюзное) психотехническое общество[1]. Среди крупнейших исследовательских центров: Харьковский институт труда и др.

После постановления постановление  ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях  в системе Наркомпросов» психотехника (как и вся практическая психология) попадает под разгром. Организатор и председатель Всесоюзного общества психотехники и прикладной психофизиологии И. Шпильрейн расстрелян. Попадает психотехника под запрет и в нацистской Германии.

Из-за ликвидации психотехники в странах, где она была наиболее развита — СССР и Германии — само понятие «психотехника» теряет прежнее значение[2]. В дальнейшем термин «психотехника» получает все меньшее распространение в литературе. В настоящее время содержание психотехники, её проблемы и методы входят в сферу прикладной психологии.


37. КРИЗИС В ПСИХОЛОГИИ.docx

— 16.25 Кб (Открыть, Скачать)

38. Бихевиоризм..doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

39. Необихевиоризм.docx

— 18.87 Кб (Открыть, Скачать)

4. Учение о душе Демокрита.docx

— 15.43 Кб (Открыть, Скачать)

4.Демокрит.docx

— 13.62 Кб (Открыть, Скачать)

40.Социальный бихевиоризм.docx

— 20.16 Кб (Открыть, Скачать)

41. Феноменологический метод психологии Э.Гуссерля..docx

— 18.04 Кб (Открыть, Скачать)

42 гешт пси.doc

— 46.99 Кб (Открыть, Скачать)

43 Курь Левин.doc

— 44.24 Кб (Открыть, Скачать)

44 Ж. Пиаже.doc

— 27.87 Кб (Открыть, Скачать)

45 Психоанализ.doc

— 46.50 Кб (Открыть, Скачать)

46 Адлер.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

47 Юнг.doc

— 43.89 Кб (Открыть, Скачать)

48 Неофрейдизм.doc

— 59.55 Кб (Открыть, Скачать)

49. Учение о биосоциальной природе человека.docx

— 15.62 Кб (Открыть, Скачать)

5. Естественно науч теории Гипократа и Галена.docx

— 26.23 Кб (Открыть, Скачать)

5.гиппократ и гален.docx

— 17.04 Кб (Открыть, Скачать)

50. Описательная пси Дильтея и Шпрангера.docx

— 17.91 Кб (Открыть, Скачать)

51 Функционализм.doc

— 33.94 Кб (Открыть, Скачать)

52 брентано.doc

— 54.09 Кб (Открыть, Скачать)

53 Сеченов.doc

— 60.30 Кб (Открыть, Скачать)

54.психологические взгляды Бехтерева.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

55 Выготский.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

56 Рубинштейн.doc

— 54.38 Кб (Открыть, Скачать)

57.грузинская школа.docx

— 15.06 Кб (Открыть, Скачать)

58.ленинградская школа.docx

— 19.12 Кб (Открыть, Скачать)

59. Тенденции развития современной российской психологии.docx

— 22.62 Кб (Открыть, Скачать)

60 важн тенденции разв зпси.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

6Платон.doc

— 55.38 Кб (Открыть, Скачать)

7Понятие души у Аристотеля.docx

— 14.98 Кб (Открыть, Скачать)

8. Психологические знания арабоязычных мыслителей X-XIIвв..docx

— 26.59 Кб (Открыть, Скачать)

9критика ф.бэконом п-ии Аристотеля.docx

— 14.21 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе История Психологии