Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
53. Программа научной психологии Сеченова И.М.
Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе И.М. Сеченова
Проект развития психологии как самостоятельной
науки одновременно с Вундтом был предложен
выдающимся отечественным физиологом И.М.
Сеченовым (1829-1905). В
своих работах "Рефлексы головного
мозга" (1863), "Кому и как разрабатывать
психологию" (1873), "Психологические
этюды" (1873), "Элементы мысли" (1878),
ряде статей конца 90-х гг. ХХ столетия он
излагает рефлекторную теорию психического.
Свою основную задачу
Сеченов видел в том, чтобы вывести психологию
из тупика изучения внутреннего сознания
и обратить ее к рассмотрению внешней детерминации психическ
Основная мысль - все акты сознательной и бессознательной жизни по происхождению суть рефлексы. Не надо думать, что Сеченов сводит психику к рефлексу, он просто использует рефлекс в качестве метафоры, проводит параллель между психическим актом и рефлексом. Оба акта имеют начало, середину и конец - это главное. Есть единый психический акт: начало - прием информации органами чувств, середина - внутренние процессы (мышление, эмоции), конец - внешнее действие, движение. Первоначальная причина любого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении.
Разработанная Сеченовым
рефлекторная теория психического опиралась
на ряд ключевых открытий в области мозговой
деятельности, осуществленных русским
ученым.
Во-первых, это открытие Сеченовым так
называемых тормозных центров, раздражение которых способствовало
задержке двигательной активности человека.
Было показано, что функционально мозг
осуществляет и регулирует не только процессы
возбуждения, но и торможения. Для психологов
появлялась реальная возможность естественно-научного
объяснения процесса волевой регуляции, поскольку
признак волевого поведения - умение противостоять
раздражителям, сдерживать нежелательные
импульсы. Тем самым закладывался принципиальной
иной подход в понимании роли и места мозгового
субстрата в протекании психической деятельности
человека.
Во-вторых, Сеченов дал новую трактовку и самому
понятию "рефлекс". Для Сеченова рефлекс
не просто некая механическая и чисто
физиологическая реакция - это сложнейший
целостный акт, связывающий организм со
средой и выступающий механизмом регуляции
психической деятельности. Психический
процесс возникает и завершается в процессе
взаимодействия индивида с окружающим
миром, а влияния извне в форме чувствования
первичны. При этом, что крайне важно, подчеркивает,
что внешний
импульс становится причиной "запуска"
психического процесса, лишь превратившись в чувствование. Чувствование выступает регулятором
наших движений, поступков, действий. Таким
образом, Сеченов впервые обосновывает
положение о сигнальной и регуляторной
роли психических актов.
Тем самым первичным и определяющим
наше поведение признавались не явления
нашего сознания, а внешние
по отношению к психике воздействия и
психика получала не только свое материальное
причинное объяснение, но и рассматривалась
как ведущий фактор регуляции взаимодействия
человека со средой.
В-третьих, психические
осознаваемые процессы соотносились ученым
с центральным звеном рефлекса. Сеченов,
в отличие от субъективно понимавших психику
философов и психологов, рассматривал психическое (т.е. центральное звено рефлекса) в его органической
связи с начальным и конечным звеньями. Тем самым
он не допускал обособления психики ни
от внешнего мира, ни от физиологических
процессов. Утверждал в материалистической
форме идеи психофизического и психофизиологического монизма в
понимании сущности психических процессов.
НО он подчеркивал принципиальную несводимость
психического к физиологическому. По мере
психического развития и усложнения человека,
внутренние (по отношению к внешнему миру)
условия (пережитые мысли, чувства, сформировавшийся
опыт) становятся самостоятельными регуляторами
и побудителями действий. В зависимости
от внутренних условий, одни рефлексы
могут задерживаться, а другие усиливаться,
т.е. не все из них могут получить свое
внешнее выражение.
В-четвертых, показал
В работе «Кому и как разрабатывать психологию»
было определено
основное методологическое содержание психологии - ее предмет, принципы, методы.
Структура Сеченовской психологии:
Предмет психологии:
1. Происхождение психической деятельности, под которой понимались ощущение,
восприятие, мышление, воля. Объяснить происхождение -- значит показать протекание психического акта: его начало, центральную фазу и конец.
2. Изучаться должна не только осознаваемая область психического, но весь целостный
психический акт - от его начала под влиянием внешних воздействий, до его интеграции в
психике в ее центральном звене, и до его внешнего выражения в виде двигательной или
речевой реакции.
Ключевой принцип изучения психического - генетический подход, т.е. изучение психики
в ее развитии. «Из реальных встреч ребенка с окружающим миром и складываются все основы будущего психического развития». Развивает представления об активном деятельностном характере чувственного познания.
Метод:
Сеченов предложил как единственно адекватный метод изучения психики - объективный,
физиологический метод, поскольку в основе психических процессов лежит физиологический по своему характеру механизм рефлекса.
Кто должен заниматься психологией:
Соответственно и разрабатывать, проблемы
психологии должны физиологи, поскольку они владеют этим объективным
методом, а не философы, которые во времена
Сеченова имели преимущественно идеалистическую
ориентацию, дуалистическую систему взглядов
на природу психического и ориентировались
на интроспективные
подходы в ее познании.
В то же время программе Сеченова, базирующейся
на естественно-научном материализме,
свойственна историческая ограниченность.
Признавая социальную обусловленность
человеческого сознания, Сеченов не смог
включить эту реальность в свою программу.
Его подход намечал путь объективного
исследования явлений сознания в основном
как продуктов взаимодействия индивида
с предметным миром.
Заслуги Сеченова высоко оценены в мировой
психологии. Сеченова можно по праву считать
основоположником отечественной научной
психологии. Его программа подводила ученых
к изучению целостного поведения, а идеи
получили развитие в трудах В.М. Бехтерева,
Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского
и др.