Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
8. Психологические знания арабоязычных мыслителей X-XIIвв.
В VIII- XII вв. – центр философского мышления образовался в недрах арабоязычной культуры. Среди причин арабского «прорыва» психологического знания выделим две группы.
1) Геополитические предпосылки. Образование новой политической формации - феодализма – на Востоке происходило раньше, чем на Западе (Арабский Халифат). Единство государственного арабского языка облегчало переводы античных трудов. Географическое положение позволяло арабам использовать достижения науки не только Азии, но и Европы, Индии, Китая.
2) Научные предпосылки. Это опора на достаточно богатую почву античной культуры эллинов (Демокрита, Гераклита, Аристотеля, Эпикура, Платона и др.) Собственные достижения: расцвет системы прикладных наук, в том числе медицины, физики, геометрии, астрономии, математики, алхимии, стимулировали появление выдающихся мыслителей и экспериментаторов. Их усилиями были изобретены порох, магнитная игла, водяные и механические часы, градусное измерение земли, открыто «смещение» времени по часовым поясам (лишь спустя пять веков в 1522 году, участники экспедиции Фернана Магеллана сделали подобное открытие для Европы).
Аль-Фараби (870-950). Абу-Наср Мухаммед Фараби, один из крупнейших арабских мыслителей, называемый "Вторым Учителем" или вторым Аристотелем за обширные комментарии к трудам последнего, писал: "От всех животных человек отличается особенными свойствами, ибо у него имеется душа, из которой возникают силы, действующие через посредство телесных органов, и, кроме того, у него есть такая сила, которая действует без посредства телесного органа; этой силой является разум".
Аль Фараби утверждал, с одной стороны, что "субстанция души существует отрешенно от материи; она остается после смерти тела, и в ней нет такой силы, которая разрушилась бы", т.е. существующая душа бессмертна. Но, с другой стороны, он подчеркивал, что "душа не может существовать раньше тела", что "дарователь форм создает ее тогда, когда появляется нечто, способное принять ее. Это нечто есть тело: когда оно есть, появляется и эта субстанция. Оно есть плоть… Душа не может существовать раньше тела, как это утверждает Платон; точно также она не может переселяться из одного тела в другое…".
В философии он был в основном идеалистом; как многие мыслители средневековья, он признавал бога первопричиной бытия, однако считал внешний мир существующим самостоятельно и независимо от сверхъестественных сил. Материальный мир состоит, по мнению Фараби, из шести природных тел или элементов (простые элементы, минералы, растения, животные, человек и небесные тела). Мир познаваем. Источники познания органы чувств, интеллект и умозрение. Первые два дают непосредственное знание, а с помощью умозрения познается сущность вещей.
Аль-Фараби в общих физических и естественных явлениях подчеркивает необходимость постановки экспериментов. Он признает также принцип статической закономерности. Что касается физических экспериментов, то он сам это осуществил весьма тщательным образом, по крайней мере, в одном явлении: в измерении длины звуковых колебаний и их интерференции. Эту работу он выполнил в связи с исследованиями по теории музыки.
Идеи Аль-Фараби о классификации наук были широко известны в свое время. Всю совокупность известных наук он разбивает на пять разделов: языкознание, логика, математика, физика и метафизика, гражданская наука.
Ибн-Сина Авиценна (980-1037). Врач, естествоиспытатель, философ, энциклопедист. Ибн-Синой написано 456 работ на арабском языке и 23 сочинения на языке фарси. Его «Канон врачебной науки» - медицинская энциклопедия в пяти частях, итог опыта греческих, римских, индийских и азиатских врачей, выдержала только в 15-17 веках около 30 латинских изданий в Европе.
Рассмотрев сущность процесса абстрагирования, он выделил следующие ступени: 1) ощущение (появление образа); 2) представление (различение образа и материи); 3) воображение (возникновение идей и понятий); 4) всеобщие понятия и категории (высшая форма абстракции).
В решении психофизиологической проблемы Авиценной делается заключение о том, что источником психики человека является мозг. Наблюдения за нарушениями, вызванными ранениями мозга, позволили мыслителю дать более точное определение его связи с процессами ощущения и мышления. На этом основании был сделан вывод о том, что духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в конкретном телесном органе.
Исследованиями Авиценны начинается возрастная психофизиология. В процессе развития людей от рождения до зрелого возраста имеется не только физиологический рост, но и изменения психических особенностей человека. Важное значение при этом отводилось воспитанию, посредством которого осуществляется, как он считал, воздействие психического на структуру развивающегося организма. Вызывая у ребенка определенные аффекты, взрослые формируют его физиологические качества.
Сердцевину учения Авиценны составляет его психофизиология. В ней две особенности. Первая состоит в том, что почти все жизненные акты, от растительных до образного мышления, ставятся в зависимость от телесных изменений, происходящих в различных системах организма. Своеобразие другой важной особенности, вытекающей из первой, заключается в том, что Авиценна пытался рассматривать в качестве свойственных самому телу не только растительные отправления организма, но и животнообразные, к числу которых относились ощущения, восприятия, аффекты, побуждения и движения. Это значит, что область чувственности выходила из-под зависимости особого духовного начала или формы и на эти психические феномены распространялись общие законы природы. Поскольку названные психические явления выступали как частные модификации природных сил, то, подобно другим явлениям природы, они могут изучаться объективными приемами, сходными с теми, которые применяются в естественных науках, т. е. опытным путем. Именно у Авиценны мы впервые встречаемся с началом опытного, экспериментального проникновения в мир психических явлений.
Ибн – аль-Хайсам – Альгазен (965-1039) - арабский ученый, создатель психофизиологического учения о зрении. В своем труде "Оптика" Альгазен рассматривает глаз как тончайший оптический прибор, математически и экспериментально обосновывает законы отражения и преломления света, определяя их в качестве причины возникновения чувственного образа. Он вскрывает роль умственных актов как важной предпосылки осуществления акта восприятия, позволяющей воспринимать форму и объем предметов, находить в них сходство и различия.
Предметом его исследования были многие феномены зрительного восприятия: бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст, мышечные движения глаз и другое. Альгазену принадлежит заслуга в выдвижении новой точки зрения на механизм ощущений и восприятий, механизм построения зрительного образа. Альгазен впервые, опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного образа являются законы отражения и преломления света. Он установил, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка. Схема Альгазена разрушала прежние несовершенные теории зрения и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от имеющих опытное и математическое основание законов оптики и от свойств нервной системы.
За работой по изучению оптических функций глаза стояли решающие сдвиги теоретико-методологического характера. Рассмотрение глаза как оптического прибора несло с собой новое понимание природы психических процессов вообще. Объяснение процесса построения психического изображения в терминах оптики означало распространение физических законов на психические явления, что способствовало преодолению телеологической интерпретации психики.
Ибн Рушд – Аверроэс (1126-1198). В психологическом учении Аверроэс дал материалистическое по своей направленности объяснение проблемы соотношения души и тела. Психика, индивидуальная душа, как продукт чувственности формируется в процессе жизни на основе связи с окружающим миром. Источником психики является чувственность, контакт. Понимание души как продукта чувственности говорит о ее уничтожимости после прекращения связи с окружающим миром. Отсюда отрицание бессмертия индивидуальной души.
Аверроэс сделал упор на разделении души и разума. Под душой понимались функции, которые неотделимы от организма (прежде всего чувственность). Что же касается самого разума, то он является божественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно как солнце посылает лучи органу зрения.
Аверроэс высказал мысль о том, что по своим возможностям человеческая психика совершенна, чем утвердил идею богоподобия человека в процессе познания. Частям души он противопоставил универсальный для всех божественный разум, который лишь инициирует в человеке движение.
Аль-Бируни (ок. 973— 1048). Он написал много трудов по различным отраслям науки, среди них «Хронология древних народов», «Описание Индии» и др. По своим философским взглядам Бируни был идеалистом, но в своих естественнонаучных работах он высказал ряд материалистических идей. Как ученый, он не сомневался в объективном существовании природы и ее закономерностей. Природа, говорил Аль-Бируни, находится в постоянном изменении и развитии. Материя сама создает и изменяет форму вещей. Душа (мышление, духовные явления) суть свойства тела.
Он утверждал, что без научного знания человек становится сомнительным в своей сущности. Наука – это признак превосходства человека над живыми существами, а также принцип существования на протяжении всей жизни. По мнению Беруни, главный критерий ценности человека - дело, труд.
Беруни подчеркивал важность наглядности в обучении.По его мнению, наглядность делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. В «Науке о звездах» многие понятия, определения снабжены наглядными чертежами, рисунками и удобными для пользования таблицами. Говоря о необходимости наглядности в процессе обучения, Беруни писал: «Когда привыкнешь представлять себе видимое, легко постепенно перейти к мыслимому».
Мировую славу Мухаммаду аль-Хорезми (782-850) принесли его естественнонаучные, особенно математические труды. Среди них особое значение имеют «Книга сложения и вычитания по индийскому способу» и «Краткий курс исчисления ал-джабр и вал-мукабала» ( на латинском эта книга получила название «algebra»). Первая книга Хорезми посвящена арифметике, другая – алгебре. Он рассмотрел вопросы нумерации, запись и наименования чисел при помощи десяти цифр, четырех арифметических действий, извлечения корней, действия над обыкновенными дробями.
С точки зрения Аль-хорезми, алгебра – наука об уравнениях. Как признают специалисты, до Аль-Хорезми уравнения сколько-нибудь заметной роли в математике не играли, решались от случая к случаю. Не существовало общепринятого метода их решения. Следовательно, до него не существовало алгебры как науки. Аль-Хорезми также изобрел логарифмы.