Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Примером издания последних
может служить Закон о
Конституционные законы отличаются
от текущих законов и всех других
нормативно-правовых актов не только
по содержанию, но и по форме, характеру,
порядку их принятия, внесения в
них изменений и дополнений. Любая
конституция в силу широты охвата
ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности
общества и государства, а также
в силу многих других причин выступает
не только как сугубо юридический, но
и как политический и идеологический
по своему характеру документ. Она
обладает самой высокой юридической
силой по отношению ко всем без
исключения формам (источникам) права
и служит правовой основой для
всей правотворческой и
Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституцию предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется вопросам инициативы пересмотра конституции, процедуре пересмотра условий и принятия решения.
Так, согласно Конституции
Франции (ст. 89) инициатива ее пересмотра
принадлежит Президенту страны, "действующему
по предложению Премьер-министра, а
также членам парламента". Проект
или предложение пересмотра Конституции
"должны быть приняты двумя палатами
в идентичной редакции. Пересмотр
является окончательным после одобрения
его референдумом". Конституция
предусматривает также, что никакая
процедура по ее пересмотру не может
быть начата или продолжена при посягательстве
на целостность территории" и
что "республиканская форма
В соответствии с Конституцией России предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России, законодательными органами субъектов РФ, а также группами депутатов численностью не менее одной пятой членов от каждой из палат (ст. 134).
В отличие от конституционных законов для принятия или изменения обыкновенных законов не требуется усложненного порядка или квалифицированного (в 2/3, 3/4 или же как в Конституции Греции - 3/5 большинства депутатских голосов. В данном случае считается достаточным абсолютное большинство голосов).
Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов - обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.
В зависимости от органов,
издавших тот или иной закон, а
также от территории, на которую
распространяется его действие, законы
в федеративном государстве подразделяются
на федеральные (общефедеральные) и
на законы, принятые субъектами федерации.
Первые издаются высшими органами государственной
власти федерации и распространяются
на всю ее территорию. Вторые - высшими
органами государственной власти субъектов
федерации и, соответственно, имеют
юридическую силу лишь на подведомственной
территории. По общему правилу, в случае
расхождения федеральных
Так, например, согласно ст. VI Конституции США федеральные законы, "равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления".
Согласно Конституции
России "законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить
федеральным законам", принятым по
предметам исключительного
В случае же противоречия между
законами и нормативно-правовыми
актами субъектов РФ, изданными по
предметам исключительного
Законы, как основные, главенствующие
нормативно-правовые акты, очень тесно
связаны и взаимодействуют с
другими нормативно-правовыми
На примере законодательства
России можно видеть, как на их основе
и в развитие содержащихся в них
положений издаются такие нормативные
акты, как постановления
В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также указы Президента РФ, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с другими актами Президента - распоряжениями, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, "обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации" (п. 2 ст. 90). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента РФ (ст. 80-89).
Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются также и другие, аналогичные им по своему характеру, акты. На уровне федерации - это акты центральных органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов федерации - это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских органов государственного управления. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов федерации, Конституцией России отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти и управления городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"