Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Однако следует признать, что главные заповеди большинства мировых религий имеют много общего друг с другом, а также с моралью и правом ("не убий", "не укради"), что свидетельствует об их общем исходном начале, сформировавшемся в первобытную эпоху.
В современном мире имеется ряд государств, где право и религия теснейшим образом связаны. Речь идет о мусульманском праве и индусском праве, объединяемых в религиозную правовую семью. В европейских государствах право и религия все больше обособляются друг от друга, но это обособление не должно приводить к противостоянию. Правовые и религиозные нормы должны дополнять друг друга. Полное разрушение основ религии не принесет пользы праву, поскольку оставшиеся без защиты формировавшиеся тысячелетиями ценности будут либо забыты, либо получат несвойственную им (а посему и малоэффективную) правовую или иную регламентацию.
Обычай. В.О. Ключевский в своем "Курсе
русской истории" утверждал: "Люди
хватаются за письменный закон, когда
чувствуют, что из-под ног ускользает
обычай, по которому они ходили".
Действительно, обычаи, формировавшиеся
веками и тысячелетиями, как никакой
другой вид социальных норм не связываются
с прочностью, стабильностью, правильностью
опробованного многими
Наибольшее значение обычаи имели
на первоначальных ступенях развития
человечества, в первобытную эпоху.
Именно тогда отношения между
людьми были наиболее постоянными, устойчивыми.
Однако и сегодня "здоровый" консерватизм
обычая играет важную роль в сохранении
культуры и поступательного развития
общества. Действие обычаев в эпохи
крупных социальных преобразований
позволяет сохранить
Обычаи устанавливают
Обычаи представляют собой устойчивые,
исторически сложившиеся
В отличие от норм права в нормах обычаев нет четкого различия между правами и обязанностями. Например, ранее распространенный у большинства мужчин обычай носить штаны можно рассматривать не столько как обязанность, сколько как право-привилегию.
Обычай регулирует процедуру, порядок реализации иных, чаще всего моральных норм. Как справедливо отмечает В.М. Сырых, сохранившиеся и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, регулирующими процедуру, порядок реализации моральных норм <*>. Так, восточные народы отличаются особым, ставшим обычаем, отношением к гостям. Эти обычаи наполнены множеством традиций, о которых мы весьма мало знаем. Например, у адыгов гость, приехавший с целью погостить, ценился больше, чем гости, приехавшие с деловыми целями. Гость, приехавший издалека, также был в большем почете, чем гость из близлежащих поселений.
------------------------------
<*> Сырых В.М. Теория права и государства: Учебник. М., 2001. С. 97.
Латинское слово "traditio" означало передачу чего-то, повествование о чем-то. В широком смысле слова традиция обозначает передаваемые из поколения в поколение порядки, правила поведения <*>. Сегодня под традициями понимают также и правила проведения каких-либо торжеств, значимых для человека или группы лиц мероприятий (свадьба, день рождения, проводы на пенсию). Традиции менее долговечны, чем обычаи, они могут возникнуть как единичный пример, поддержанный незначительной группой лиц и существующих ограниченное (по сравнению с обычаем) время. Таковыми, например, являются традиции проведения семейных торжеств, традиции студенческой группы и т.п.
------------------------------
<*> Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. М., 1972. С. 53.
Традиции в имущественных
В отличие от традиции обычай функционирует лишь в отдельных областях общественной жизни и выражает наиболее неуклонное следование воспринятым из прошлого образцам.
Следует отличать обычаи от ритуалов и обрядов. По мнению Г.В. Мальцева, обычай транслирует социальную норму, правило поведения, а ритуалы и обряды социальную информацию в себе не несут <*>.
------------------------------
<*> Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999. С. 15.
Если обычай устанавливает рамки целесообразности поступка, то ритуал есть лишь специфическое оформление сложившихся общественных отношений (ритуалы могут быть брачными, профессиональными, военными, похоронными и т.п.). Примером ритуала могут служить действия тамады за торжественной трапезой. Обряды отличаются от ритуалов большей сложностью, большим числом участников, более жесткими правилами. Например, важнейшим обрядом древности (видоизмененные остатки которого сохранились и сегодня) был обряд инициации, сопровождавший переход человека из одной возрастной категории в другую.
Можно проводить параллели между
обычаем и корпоративным
Обычаи и обычное право - явления тесно связанные, но не равнозначные. Термин "обычное право" в дореволюционной этнографии обозначал совокупность всех поведенческих норм доклассового общества. В современной зарубежной науке используются также термины "примитивное право", "племенное право", а соответствующий раздел этнографии обозначается как антропология права или правовая антропология. С точки зрения позитивного учения о праве, центральным звеном которого является признание тесной связи между правом и государством, ни термин "право", ни термин "обычное право" не могут быть применены к доклассовому обществу.
По мнению ряда правоведов и этнографов, обычное право не может регулировать отношения между индивидами, поскольку в качестве субъектов выступали группы лиц (общины) <*>. Даже с появлением парной моногамной семьи община утратила часть, но не потеряла вовсе роль субъекта обычного права.
------------------------------
<*> Традиционная нормативная
культура, организация власти и
экономика народов Северной
С появлением закона обычное право не исчезло, но сфера его действия значительно сузилась. Если ранее нормы обычного права применялись и в связи с убийствами, то теперь лишь закон распространял свое действие на эту сферу. Изменились и субъекты обычного права: вместо родственников - индивиды. Постепенно стал исчезать и принцип коллективной виновности.
По мнению С.И. Семенова <*>, отклонение от норм обычного права нельзя рассматривать как преступление или проступок. Главным моментом в нарушениях норм обычного права является причинение ущерба, которое рассматривается как причинение обиды. Суть норм обычного права состоит в прекращении вражды, примирении сторон, одним из принципов которого выступает эквивалентность причиненного ущерба и возмещения.
------------------------------
<*> Там же. С. 29.
Таким образом, обычное право - санкционированные государством нормы первобытных обычаев, отражающие интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения <*>. Примеры: Законы царя Хаммурапи, Законы 12 Таблиц, Законы Ману, "Салическая правда", "Русская правда". Если нормы не получали признания государства, они оставались лишь бытовыми обычаями.
------------------------------
<*> Там же. С. 13.
Обычай, пожалуй, в большей степени, чем закон, ориентирован на повседневную жизнь людей, а не на какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Обычаи в сфере экономических отношений касались такой деятельности, как добыча пропитания, основы пользования тем, что принадлежало роду, правила охоты и кочевок, сохранения огня (у алеутов, например, запрещалось трогать оставленные в тундре запасы припасов или саней). Обычаи в личных отношениях регламентировали: допустимые брачные отношения, заботу о стариках и детях, предупреждение межличностных столкновений (лучшая часть добычи, например у алеутов, всегда предлагалась товарищу) <*>.
------------------------------
<*> Более подробно см.: Лопуха А.Д., Зельцер И.М. Обычное право: вопросы теории и современная практика. Новосибирск, 2002. С. 8 - 9.
Сегодня обычное право существует в ряде стран Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Но и в развитых государствах нормы, регулирующие семейно-брачные отношения, наследование, ряд правил хозяйственной деятельности, есть узаконенные государством обычаи.
Корпоративные нормы. Корпоративные
нормы складываются как установочные
ориентиры поведения членов различных
общественных организаций, трудовых коллективов,
учебных заведений, предпринимательских
союзов, клубов и т.д. К корпорациям
относятся акционерные
Так как государственное правовое
регулирование не может (и не должно)
охватить всю гамму отношений, складывающихся
в рамках различных коллективов,
то сам коллектив генерирует определенные
внутренние стандарты поведения. Как
правило, эти нормы закрепляются
в уставах, в положениях, коллективных
договорах, иных актах. Большая часть
корпоративных норм касается организации
трудового процесса, деятельности той
или иной корпорации. Так, примерами
корпоративных актов в сфере
трудовых отношений являются: правила
внутреннего трудового
Корпоративными нормами
По своим формальным характеристикам
корпоративные нормы близки к
нормам права: они также имеют
текстовую форму, закреплены в соответствующих
документах, имеют четкую процедуру
принятия. За нарушение корпоративных
норм не следуют юридические санкции,
в то время как за нарушение
локальных правовых норм, изложенных
в учредительных документах, правом
предусмотрены различные
Корпоративные нормы выполняют важную роль в деле развития самостоятельности, саморегулирования, способствуют развитию инициативы на местах.
Правовые нормы очерчивают внешнее поле действия корпоративных норм и вторгаются в действие норм общественных организаций лишь тогда, когда наблюдается противоречие с нормами права. При этом следует учитывать, что множество общих признаков правовых и корпоративных норм позволяет говорить о том, что конфликтные ситуации между этими группами (по сравнению с противоречиями между правом и другими социальными регуляторами) минимальны.
Мораль. Право и мораль. Слово мораль (от лат. "moralis") обозначает "относящийся к нраву, характеру, складу души". Слово "нравственность" - славянского происхождения, оно близко по смыслу со словами "благонравие", "добронравие". Термины "мораль", "этика" и "нравственность" в философской литературе рассматриваются как синонимы, обозначающие одно и то же явление <*>. Дурной поступок одновременно можно назвать и неэтичным, и аморальным, и безнравственным.
------------------------------
<*> См., например: Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М., 1989. С. 378 - 379.
Мораль представляет собой единую систему чувств, сознания, принципов, норм деятельности, основанную на представлениях общества, групп и отдельных лиц о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, о чести, о совести <*>.
------------------------------
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"