Каждая отрасль отличается
специфическим набором юридических
средств, с помощью которых оказывается
воздействие на регулируемые отношения.
Тем самым каждая отрасль специфичностью
юридических средств регулирования (или
методом правового регулирования) выделяется
в числе других. Отрасли неоднородны по
своему составу. Одни из них являются крупными
нормативными образованиями, иные представляют
собой сравнительно компактную совокупность
правовых норм (например, процессуальные
отрасли). Следовательно, систему права
можно представить совокупностью норм
права, объединенных в институты, подотрасли
и отрасли права.
Системное построение права
означает, что все правовые нормы
находятся между собой в определенной
зависимости, связи. Наличие этих устойчивых
связей указывает на то, что одни нормы
могут существовать и действовать, оказывать
регулирующее воздействие лишь при наличии
иных норм, с которыми такая связь предполагается.
Так, предоставление гражданам права на
информацию (ст. 29 Конституции РФ) предполагает
одновременно возложение обязанности
на должностных лиц и соответствующие
государственные органы в установленном
порядке предоставлять гражданам такую
информацию. Кроме того, должна быть установлена
юридическая ответственность за действия,
противоречащие природе данного права
(непредоставление информации, создание
препятствий к ее получению или распространению
и т.д.). Наличие всех этих компонентов,
определенным образом расположенных и
взаимосвязанных между собой, создает
эффективную юридическую конструкцию:
закрепление в Конституции РФ права на
информацию, в федеральном законодательстве
- корреспондирующих ему обязанностей
и санкций, обеспечивающих их исполнение,
- означает юридическую гарантированность
и реализуемость конституционного права
граждан.
Связанность норм, институтов
и отраслей права в единый нормативно-юридический
комплекс дает согласованный (системный)
эффект. Право, таким образом, оказывает
влияние на регулируемые отношения всей
совокупностью юридических средств, добиваясь
тем самым необходимого юридического
результата, достижения целей и задач
правового регулирования.
Чем согласованнее между
собой элементы системы права, тем
ощутимее оказывается социальная отдача
права. Принимая законодательный акт,
законотворческий орган обязан «вписать»
его в действующую систему права, не нарушая
ее целостности и гармонии. Не принятый
системой права закон не только бездействует,
но нередко проявляет активность в режиме
«эффекта бумеранга».
Системное построение права
сигнализирует законодателю о тех
актах, которые находятся в противоречии
с его системной организацией,
дает представление о недостающих компонентах,
позволяет обнаружить пробелы в законодательстве.
В правоприменительной деятельности системный
принцип права позволяет правильно истолковать
и применить норму права.
Кибернетические свойства системы
права позволяют использовать ее
возможности в информационных целях для
создания эффективного банка данных о
позитивном праве. Несомненно значение
системной организации права для систематизации
законодательства, приведения его в упорядоченную
и согласованную систему.