Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
элементы ее содержания и формы. Именно в функциях особенно четко
проявляются организационно-конструктивный и динамичный характер юридической
практики, ее способность
связывать воедино
системы общества, формировать нормативную базу этой системы, объяснять и
конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их реализацию. Следует
особо подчеркнуть: о функционировании любых правовых явлений можно говорить
лишь в том случае, если иметь в виду, что за ними стоят действующие субъекты
и участники практики.
Правоведами выделяются различные функции юридической практики. С. С. Алексеев,
например, считает, что таких функций три: правонаправляющая (ориентирующая),
правоконкретизирующая и сигнально-информационная
[2]. В. И. Леушин рассматривает функции формирования права,
совершенствования правоприменительной деятельности, воспитательную и
правоконкретизирующую[3]. Особенно большое
внимание в литературе
уделяется правотворческой
разновидностей практики.
Анализ отмеченных и других выделяемых в литературе функций показывает, что
принятые подходы не всегда достаточно полно и всесторонне раскрывают
творчески-преобразующий характер юридической практики, не охватывают многие
ее созидательные аспекты и направления, опуская важные критерии
классификации. Не обращается внимания, скажем, на тот факт, что практически
в каждой подвергнутой рассмотрению функции целесообразно выделить ряд
подфункций, обозначающих (в отличие от функций, отражающих наиболее общее,
ведущее направление, в котором, прежде всего, выражаются сущность, природа и
роль практики в правовой системе общества) некоторые особые, специфические
стороны влияния юридической практики на социальную действительность.
Например, в правотворческой функции практики вычленить правообразующую,
правоизменяющую и правопрекращающую ее подфункции.
Одним из существенных критериев классификации рассматриваемых функций является
сфера общественной жизни, которая подвергается практическому воздействию.
По этому основанию можно выделить экономическую, политическую, социальную,
воспитательную, экологическую, демографическую и другие функции.
Общесоциальные функции предметно раскрывают управленческую природу юридической
практики в обществе.
Наиболее ярко сущность и правовое назначение практики проявляются в ее
специфических функциях, где за основу классификации приняты способы
действий, характер деятельности и осуществляемых юридических преобразований
либо полученный результат. К такого рода функциям в первую очередь относятся
те, которые определяют конкретный тип (вид, подвид) практики —
правотворческой, правоприменительной, праворазъяснительной и др. Это,
однако, не означает, что та или иная из обозначенных функций присуща только
одноименной разновидности практики: она характерна и для всех других
разновидностей. Правоприменительная практика, например, сигнализирует
правотворческим органам о неполноте законодательства, его противоречиях и
неэффективности, становясь таким образом необходимой основой для создания норм
права и даже нормативных актов.
По способам воздействия на реальную действительность можно выделять
регистрационно-
правоохранительную функции практики. Регистрационно-
функция предполагает юридическое закрепление существующих и вновь появляющихся
общественных отношений, конкретных социальных ситуаций, удостоверение прав и
законных интересов, договоров и сделок, имеющих правовое значение, официальное
регистрирование и свидетельствование фактов общественной жизни, официальное
оформление и закрепление сложившегося правового опыта (так, ежегодно только
нотариат удостоверяет по нескольку десятков миллионов сделок, обязательств и
документов). Регулятивно-ориентационная функция выражается в
осуществлении централизованного и автономного, нормативного и индивидуального
упорядочения общественных отношений.
Содержание правоохранительной функции практики нагляднее всего можно
раскрыть через ее подфункции: правообеспечительную, превентивную,
правовосстановительную, компенсационную, карательную. Правообеспечительная
подфункция — одно из важных, но не единственных направлений правоохраны.
Поэтому их отождествление,
допускаемое порой в
данном случае с помощью конкретного типа (вида, подвида) юридической
практики создаются
обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений, достижение
поставленных целей, осуществление требований правовых предписаний. Эта
подфункция обычно связана с обязывающими и запрещающими методами воздействия
на общественную жизнь.
Юридическая практика — важный канал общесоциального,
специально-криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений,
осуществляемого с помощью правотворческих, правоприменительных,
праворазъяснительных, контрольных, распорядительных и других юридических
средств и мер.
Правовосстановителъная подфункция связана с разработкой и закреплением в
законодательном или ином порядке мер правовой защиты, отменой неправомерных
действий, решений и актов-документов,
фактическим и юридическим
правопорядка, правоотношений, прав и законных интересов граждан и
организаций.
Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все
разновидности юридической практики должны быть нацелены на возмещение любого материального, имущественного или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным
лицам, социальным группам, организациям или обществу и государству в целом.
Суть карательной подфункции юридической практики проявляется в
формулировании и закреплении санкций правовых норм, в разъяснении,
конкретизации, в применении к правонарушителям таких мер юридического
воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного,
организационного и иного характера.
По времени действия функции юридической практики можно подразделить на
постоянные и временные. Определенное значение имеет и классификация
ее функций на основные, главные и неосновные. Такое разграничение необходимо и важно, во-первых, для выделения соответствующих подфункций. Во-вторых, в определенные периоды развития общества акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших сторонах юридической практики (например, на экологической функции). В-третьих, в силу специфической природы конкретного типа (вида, подвида) практики одни направления воздействия на общественную жизнь (например, для правоприменения — правообеспечительное и индивидуально-регулятивное) выступают в качестве главных, а другие (влияние на правотворчество правоприменительной практики) являются производными,
сопутствующими.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"