Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
Люди, из-за стечения обстоятельств сбившиеся в массу, испытывают, согласно Арендт, «мировое отчуждение» и одиночество. Одинокому человеку нужно множество таких же как он, чтобы перенести на кого-то ответственность за свое существование. Одинокие существа превращаются в однородное и политически индифферентное целое – в массу. Масса характеризуется полным распадом всех связей: профессиональных, социальных, семейных, классовых.
По мнению Арендт, масса появилась в начале ХХ века во многих европейских странах. Но именно в Германии и в Советском Союзе она стала питательной средой для установления тоталитарного господства.
Возникновение массы в Советском Союзе и Германии Арендт объясняет по-разному. В Германии масса возникла в силу исторических обстоятельств, как одно из катастрофических последствий первой мировой войны.
В Советском Союзе массы
создавались искусственным
Из анализа природы тоталитарных обществ Ханна Арендт делает парадоксальный вывод: «Тоталитарные режимы, пока они у власти, и тоталитарны вожди, пока они живы, пользуются до самого конца массовой поддержкой. Приход Гитлера к власти был законным, если признать выбор большинства, и ни он, ни Сталин не могли бы остаться вождями народов, пережить множество внутренних и внешних кризисов и храбро встретить несчетные опасности беспощадной внутрипартийной борьбы, ели бы не имели доверия масс» (Там же, стр. 408).
Аренд считает, что успех тоталитарных движений в массах означает крушение иллюзий демократических государств и их партийных систем.
Первая иллюзия пре6дполагала, что большинство народа принимает активное участие в управлении и каждый индивид сочувствует той или иной партии. Опыт же тоталитарных движений показал, что большинством в демократически управляемых странах могут стать политически нейтральные и равнодушные массы. Следовательно, демократия функционирует по правилам, активно признаваемым лишь меньшинством населения.
Вторая демократическая иллюзия предполагала, что эти равнодушные массы окончательно являются нейтральными и составляют лишь декорацию для политической жизни нации. Для демократических правительств стало неожиданностью (как, например, в Германии), что тоталитарные движения вторглись в парламент, внеся в него свое презрение к парламентскому правлению. Им легко удалось убедить страну, что парламентское представительство не соответствует реальностям страны, чем окончательно подорвали уважение населения к этому органу. Таким образом, масса как основа тоталитарных движений злонамеренно использует демократические свободы в целях их уничтожения.
Развитие массовых движений, по Арендт, сопровождалось разрушением классовой структуры общества. В классовом обществе социальный статус индивида определял и его формы политического участия. Рядовой человек никогда впрямую не сталкивался с общественными делами и не чувствовал себя непосредственно ответственным за их ход. Повышение значения класса в обществе всегда сопровождалось воспитанием и подготовкой известного числа его членов к политике как к профессии, к платной службе правительству и представительству класса в парламенте. В такой ситуации большинство народа оставалось за бортом партийной и политической системы, что мешало росту количества тех граждан, которые чувствовали бы собственную ответственность за развитие политического процесса в стране.
Таким образом, согласно Х.Арендт, сама классовая структура государства способствовала росту аполитичных настроений среди населения. И когда эта классовая структура была разрушена в начале ХХ века, она выявила в полной мере, какое существует количество людей, ничем не связанных с политическим организмом страны. Другими словами, «падение охранительных стен между классами превратило сонные большинства, стоящие за всеми партиями, в одну громадную, неорганизованную, бесструктурную массу озлобленных индивидов, не имевших ничего общего, кроме смутного опасения, что надежды партийных деятелей обречены, что, следовательно, наиболее уважаемые, видные и представительные члены общества – болваны и все власти, какие ни есть, не столько злонамеренные, сколько одинаково глупые и мошеннические» (Там же, стр. 419).
Именно численность этой массы всем недовольных и отчаявшихся людей резко подскочила в Германии после Первой мировой войны и привела к становлению жестокого фашистского режима.
Исследование массы, проделанное Арендт, связано с ее целостной концепцией политической философии, в которой явно прослеживается экзистенциалистская методология. При этом идея, что каждое социальное звено общества должно выполнять свои функции и все беды возникают от того, что политические цели заменяются неполитическим, в данном контексте выглядит так: изначально политически индифферентная масса, приобретая вкус к политике, искажает саму политическую жизнь и приводит к непоправимым последствиям для жизни политического сообщества, то есть к тоталитаризму.
Исследование Ханной Арендт феномена массы легло в основу исследования тоталитаризма. Тоталитаризм и определяется тем, что превращает классы в массы, вытесняет партийную систему не диктатурой одной партии, но массовым движением, смещает центр власти от армии к тайной полиции и устанавливает внешнюю политику, открыто ориентированную на мировое господство.