Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
Итак, по Марксу, на определенном уровне развития производительных сил буржуазные отношения становятся препятствием на пути прогресса, которое устраняется в результате социальной революции. Вместе с тем, в по-следние годы жизни Маркс искал и альтернативные вари-анты, имеющие прямое отношение к социологическому анализу возникающих новых реалий капиталистического строя. Так» в третьем томе "Капитала" он отмечал серьез-ные трансформации в самом способе производства капита-листического общества. Приведем некоторые, на наш взгляд, наиболее значимые выдержки, которые так и не были подвергнуты серьезному научному анализу в догма-тических версиях марксизма. "Образование акционерных обществ. Благодаря этому:
1. Колоссальное расширение
масштабов производства и
2. Ка-питал, который сам по себе покоится на общественном способе производства и *предполагает концентрацию средств производства и рабочей силы, получает здесь не-посредственную форму общественного капитала (капита-ла непосредственно ассоциированных индивидуумов) в противоположность частному капиталу, а его предприя-тия выступают как общественные предприятия в противо-положность частным предприятиям. Это -- упразднение капитала как частной собственности в рамках самого ка-питалистического способа производства.
3. Превращение действительно
функционирующего капиталиста
Проблемы эти Маркс успел лишь наметить. Но даже одно их упоминание свидетельствует, что социолог осоз-нал возникновение качественно нового общества, к кото-рому нельзя некритически применять характеристики традиционного капитализма. Отнюдь не случайно уже по-сле смерти Маркса Энгельс с особой силой подчеркивал, что в социологии марксизма ценны не те или иные отдель-но взятые положения, а диалектико-материалистический - подход к анализу общества.
. Социология классов и классовой борьбы.
Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношения и классовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены, прежде всего, экономическими отношениями. Во всех из-вестных ему обществах характер этих отношений был та-ков, что социальное положение подавляющего большинст-ва индивидов довольно жестко регламентировалось от мо-мента их рождения и до самой смерти. Такое положение вещей в принципе не исключало определенную социаль-ную мобильность. Но она ограничивалась лишь отдельны-ми индивидами, что не оказывало существенного влияния на социальную жизнь в целом. Классовое деление приво-дило к тому, что одни группы людей благодаря своему со-циальному положению имели материальные, политиче-ские и иные привилегии, другие, напротив, лишались не-обходимого для существования и выживания. В социаль-ной поляризации Маркс видел источник антагонизма классов, глубинную причину классовой борьбы. Таким об-разом, по Марксу, люди являются продуктом общества и прежде всего объективного положения в процессе произ-водства. Но, будучи вовлеченными в классовую борьбу, они становятся сами творцами общества. Таков общий взгляд на классы и классовую борьбу, который, однако, для Маркса никогда не был догмой и существенно коррек-тировался сообразно изменению социальных реалий.
В работах начального периода Маркс акцентирует жест-кую социальную дифференциацию, характер которой приводил к рельефно выраженному делению всех людей на две группы -- угнетателей и угнетаемых, а классовая борьба трактуется им не иначе как сердцевина историче-ского процесса. С этих позиций социолог характеризует современное ему капиталистическое общество как обще-ство антагонистическое -- буржуазия и пролетариат явля-ются основными силами, которые вступают в непримири-мую борьбу друг с другом. Кроме указанных классов, в ка-питалистическом обществе есть еще много промежуточных групп -- ремесленники, торговцы, крестьяне и другие.
В последующих работах -- "Классовая борьба во Фран-ции" "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" -- Маркс более обстоятельно анализирует социальную структуру капиталистического общества, выделяя промышленную, финансовую, торговую, мелкую буржуазию, крестьянст-во, пролетариат и люмпен-пролетариат. При этом он вво-дит уточняющие критерии класса, отмечая не только от-ношение к средствам производства, но и общность дея-тельности, способов мышления и образа жизни. Особенно важно для вычленения класса, по мнению Маркса, -- осознание принадлежности к социальному единству, ощу-щение отличных интересов от интересов других групп, на-личие воли к совместным действиям. Он подчеркивал, что различие классовых интересов проистекает не из субъек-тивного мышления индивидов, а из их объективного поло-жения в обществе и прежде всего в процессе производства. Люди могут не осознавать своих классовых интересов и тем не менее руководствоваться ими в своих действиях.
. Социология революции.
Маркс допускал разные формы классовой борьбы. Он не отрицал значимость мирных форм борьбы в рамках профсоюзного движения, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере, в ранний период развития капитализма, не разрешит проблему антагонизма, не приведет к преодолению отчуждения трудящихся от средств производства. Карди-нальное решение проблемы он усматривал в социальной революции.
Взгляды Маркса на эту проблему, особенно их эволю-ция до сих пор глубоко не проанализированы и не изуче-ны. Широко известны его слова "революции -- локомотивы истории" и в то же время не востребованы его мысли о том, что революционную борьбу трудно регулировать, что ее конечные результаты зачастую оказываются мало по-хожими на декларировавшиеся революционерами цели. А Энгельс прямо указывал, что "во всякой революции неиз-бежно делается множество глупостей".
Главным вопросом революции - Маркс считал вопрос о власти. Это очень многогранная проблема, которая от-нюдь не сводилась социологом к идее диктатуры пролета-риата, как это представлялось в "советском" марксизме. Прежде всего, следует коснуться того, какие элементы политиче-ской реальности марксистская социология относит к вла-сти. В ранних ра-ботах Маркс и Энгельс - жизнедеятельность гражданского общества характеризовали как "истинный очаг и арену всей истории". А в более зрелых работах, подчеркивая единство гражданского общества и государства, они прямо указывали, что первое выступает как содержание, а вто-рое -- как форма: "По крайней мере, в новейшей истории, государство, политический строй, является подчиненным, а гражданское общество, царство экономических отноше-ний, -- решающим элементом. По старому взгляду на го-сударство... оно считалось, наоборот, определяющим, а гражданское общество -- определяемым элементом".
При этом Маркс и Энгельс отмечали, что собственно государственная власть, ее монополия никогда не обеспе-чит свободу; напротив, подлинная свобода возможна лишь там, где есть эмансипированное гражданское общество, способное диктовать свою волю государству. "Свобода со-стоит в том, --говорилось в "Критике Готской програм-мы", -- чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчи-ненный". И еще: "Все потребности гражданского общества -- независимо от того, какой класс в данное время господствует, -- неизбежно проходили через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение... Государст-венная воля в общем и целом определяется изменяющи-мися потребностями гражданского общества".
Весьма противоречивы
и односторонни интерпретации идей
Маркса о "сломе" буржуазного государства
в процес-се революции. В работах начала
50-х гг. Маркс безоговорочно отстаивал
идею "слома" и, в частно-сти, писал:
"Все перевороты усовершенствовали
эту ма-шину вместо того, чтобы сломать
ее". Однако, позднее Маркс и Энгельс
отметили весь значимый для характеристи-ки
власти «поворотный пункт», с которого
возникает и получает развитие тенденция
отделения государства от экономически
господствующего класса: буржуазия "теря-ет
способность к исключительному политическому
господ-ству; она ищет себе союзников,
с которыми, смотря по об-стоятельствам,
она или делит свое господство, или уступает
его целиком". Такое государство уже
надо не "ломать", а "переделывать":
"Речь идет просто об указании на то,
что победивший пролетариат должен заново
переделать бюрок-ратический, административно-
Важное место в марксистской социологии революции занимает идея об «отмирании» государства, которая по-стоянно корректировалась и шлифовалась. По Марксу, не-обходимым этапом на пути к безгосударственному само-управлению является установление политической власти рабочего класса в виде диктатуры пролетариата. Однако на основе анализа конкретного революционного опыта Парижской Коммуны Маркс осознал многие отрицатель-ные стороны весьма короткой практики диктатуры проле-тариата, существенно пересмотрев ряд своих прежних со-ображений. Так, в работе "Гражданская война во Фран-ции" он сделал выводы о том, что насилие каких бы то ни было социальных групп над другими, в конечном счете, оборачивается несвободой для всех; что рабочему классу впредь необходимо вести борьбу "наиболее рациональным и гуманным путем".
При этом для Маркса было важно то, что государственная власть имеет сложную, по край-ней мере, двойственную природу: это не только инстру-мент, с помощью которого экономически господствующий класс становится также и политически господствующим классом, но и механизм для выполнения общих управлен-ческих задач, вытекающих из природы всякого общества.
Таким образом, если посмотреть на марксистскую социоло-гию революции из разных временных координат, то в ней можно найти и противоречия, и двусмысленно-сти, и просто ошибки. Часть из них, сообразуясь с меняю-щейся жизненной практикой, исправил сам Маркс; что-то скорректировал после его смерти Энгельс, а что-то просто не выдержало испытание временем -- абсолютизация социально-классовых антагонизмов своего времени, умаление роли формального демократизма, трактовка демократии как исто-рически преходящего явления и др
Судьбы Марксистской социологии
В наше время некоторые страны используют в основе Марксистскую теорию. Например, Китай вполне успешно совместил социализм и рыночную экономику (основу капитализма), но прошедшие года показали что теория, в особенности революционный путь решения социальных проблем непросто плох, но и опасен.
Хотелось выделить то, что
К. Маркс один из первых пошел по
пути материального понимания мира.
Многие его тезисы до сих пор имеют
право на жизнь и содержат глубокий
анализ социальных проблем в обществе.
Многие современные социологи
На ошибках учатся и нельзя ставить в вину Марксу, те последствия использования его трудов в частности в России. Теоретик не должен отвечать за поступки практиков.