Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
Многие исследователи
выделяют непризнание
В объяснении закономерностей
общественной жизни Дюркгейм и его
последователи исходили из так называемого
коллективного сознания. При этом
происхождение и сущность последнего,
по мысли французского социолога, непосредственно
зависели от общения между индивидами,
рассматриваемого вне каких-либо конкретных
исторических условий, вне конкретно-исторической
деятельности людей. Сложный процесс
общения рассматривался Дюркгеймом
лишь как психологическое
Вот что пишет Гофман по
этому поводу в своей книге
«Семь лекций по истории социологии»:
«Дюркгейм был склонен к
§ 2. Социологическая концепция Макса Вебера.
Немецкий мыслитель Макс
Вебер сыграл выдающуюся роль в развитии
социологии в конце прошлого и
начале нынешнего века. В настоящее
время социология Макса Вебера переживает
настоящее возрождение. Вновь осмысливаются
и переосмысливаются многие стороны
его философско-
2.1 Исходные принципы социологии М.Вебера
Социологическая концепция
Вебера тесно связана с другими
социологическими системами, характерными
для прошлого века. В то время
ведущие позиции занимал
Определенное влияние
на социологические воззрения
Наконец, следует отметить
влияние философской школы
Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем ( 1858 - 1918 годы ) и М. Вебером ( 1864 - 1920 годы). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно - следственные объяснения действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.
Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как « общество », « народ », « человечество », « коллективное », и т.д. они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием мотивации своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологов субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснения на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступают одинаковым образом, руководствуются аналогичными мотивами. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других
2.2 Методологические принципы Вебера
Вебер формулирует ряд методологических принципов, на которые, по его мнению опирается социологическое знание :
1. требование устранения
из научного мировоззрения
2. поэтому социология не
должна претендовать на что-
то большее, чем выяснение
Строгое следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают :
3. социологические теории
и понятия не являются
4. социолог должен знать,
что в основе механизма его
интеллектуальной деятельности
лежит отнесение всего
М. Вебер различает понятия « ценностные суждения» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Это какое-либо утверждение, которое связанно с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, высказывание: « Вера в Бога - это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности - это процедура и отбора, и организации, эмпирического материала. В приведенном выше примере это процедура может означать, сбор фактов для изучения взаимодействия религии и разных сфер общественной и личной жизни человека, отбор и классификация этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценностям ? А в том, что ученый - социолог в познании сталкивается с огромным многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он доложен исходить из какой - то установки, которая, и формулируется им как ценность.
Но возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные предпочтения? М. Вебер отвечает так:
5. изменение ценностных
предпочтений социолога
Макс Вебер одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками: если задача первых состоит в открытии детерминистских законов, то задача вторых - дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны. Раз так, то может показаться, что причинность исчезает вообще, и общество не поддается научному познанию. Как же тогда изучать связи явлений, как основу типизации общественных процессов?
По Веберу, отличие естественных
наук от наук социальных, прежде всего,
состоит в том, что они по-разному
трактуют причинность. Причинность
в социальных науках означает вероятность,
что событие произойдет или, что
одно событие зависимо от другого. В
этой связи, по Веберу, человеческое общество
не есть нечто «исторически неизбежное»,
а результат «множества возможностей».
Так, ученый видел в определенном
религиозном воззрении (протестантской
этике) один из факторов возникновения
духа современного капитализма, но считал
«глупостью» считать это
Принципиальное же отличие
социальных наук от естественных, по Веберу,
заключается в способности
Вместе с тем, социальные
науки, имея свою специфику, обладают общими
качествами, характерными для наук
вообще. Так, социология является научной
дисциплиной благодаря тому факту,
что люди действуют рационально,
по крайней мере, значительную часть
времени и это позволяет
2.3.2 Социальные действия:
смысл, типизация и методы
В термин «понимание» Вебер вкладывает свой особый смысл. Это - рациональная процедура изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них - изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Как видно, Вебер был сторонником социального номинализма. Номинализм - теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов, их действий, в конечном счете, определяет суть общества. Одним из центральных пунктов теории Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.
Как считает социолог, анализ и типизация социальных действий людей является основным предметом социологии. Однако не каждый поведенческий акт индивида можно считать социальным действием. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента: