Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
1) наличие таких характеристик,
которые у проектируемого
2) наличие параметров, способных
обеспечить реализацию
3) наличие характеристик,
поддающихся внедрению в
Проект будущих возможных
состояний социальных систем, процессов
и явлений
он должен быть создан на научной основе,не противоречить нравственным нормам,выражать общепринятые социальные ценности,
выражать социальный заказ,быть эффективным с точки зрения реализации,не содержать противоречий,должен быть предназначен для реализации.
Социальный проект устанавливает
параметры, основные характеристики развитиясоциальных
систем на ограниченный, четко определенный
отрезок времени. Однакомало определить
стратегически важные цели, направление
развития, важно уметьвыразить их в определенных
показателях.Основной конечной стратегической
целью социального проекта является созданиеоптимальной
общности организации коллективных отношений
с учетом объективныхусловий и жизнедеятельности
различных социальных групп.К средствам
осуществления социального проектирования
относятся те (в том числетехнические,
математические и логические), при помощи
которых получается,анализируется и перерабатывается
информация о состоянии систем и процессов,тенденциях
их развития, возникновения и развития
проблемной ситуации,потребностях субъектов,
средств, при помощи которых ведется непосредственноепроектирование
2. Методики социального проектирования
Социальное проектирование использует специальные методики.
Методики - этоспособы достижения цели; построение социального проекта - это определеннымспособом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методикпроектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методикувживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма,методику синектики.
Методика матрицы идей
- это когда на основе нескольких
независимых
Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, чтонужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее,а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблематребует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когдапроектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого наоснове подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках илиотношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств,признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования.Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным,если принимаются в расчет следующие обстоятельства:- чем больше известно общих признаков (Рг, Р2,..., P3) у сравниваемых предметов,тем выше степень вероятности вывода по аналогии;- чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем вышестепень вероятности;- чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, темвыше степень, вероятности;- если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование поаналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством,которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.
Методика мозгового штурма - связь с генерацией идей, с их равноправнойконкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредствомкоммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты,осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.
Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идейрассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаютсяопределенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Социальное проектирование - это деятельность, которая представляет собойсоциальную технологию. Социальная технология - это упорядоченная во времени ипространстве последовательность процессов социальнойдеятельности, совокупность навыков, методов,приемов, направленных на достижение определеннойцели, реализацию социального заказа.Посредством технологии абстрактные положениянауки переводятся на конкретный язык указаний,решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей наэф-фективное выполнение необходимых действий.
3. Этапы проектирования -
система приемов, методов,
1. Уяснение проблемы.
Предметная проблемная ситуация (организационная,социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
2. Социальный заказ.
Заказ выступает в качестве определенной социальнойустановки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса.Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционированиеи развитие общности, успешное продвижение вперед.
3. Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе илиявлениях, описание их состояний, функционирования и развития.
Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественныепараметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных икультурно-бытовых условий и т. п.
Этапы создания паспорта социальной структуры(общий эскиз):
а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальноефункционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;
6) разработка форм паспорта
(внесение показателей,
в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами,анкетирование, интервьюирование и т. п.
4. Цели.
Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности.Истинное понимание субъектами цели - залог успеха. Процесс построения целисоответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:
а) отображение потребности (мотив);
б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование,программирование действий);
в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых ине желаемых).
В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указатьсроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели иотдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которыемогут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность втом, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, ктоэти цели установил.
Формулировать цель можно различными: способами, в том числе и графически.
"Дерево целей" - это
связанный ориентировочный
Важно уже на стадии определения
целей предусмотреть все
5. Задачи
После определения
целей, опираясь на них, важно
установить главные задачи, стоящие
перед социальной системой. Что
такое задачи нам уже известно
-это этапы достижения целей.
6. Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности.
Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование,предметом которого выступают перспективы развития явлений.Социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможногоразвития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.).Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательныйхарактер.