Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
Принцип 1. Что и в какой степени работник способен сделать для успешного развития произ-водства и как он сам будет изменяться под влиянием научно-технического и социального прогресса.
Принцип 2. Действенность планов социального развития зависит от условий, которые может создать коллектив для человека, конкретных преимуществ, которые он может получить в процес-се распределения материальных и духовных благ. Суть вопроса -в обеспечении единства усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня жизни работников и возможностей, ко-торыми располагает конкретное производство или регион. Важнейшим аспектом реализации это-го принципа является совершенствование материального и морального стимулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованности людей в конечных результатах труда.
Принцип 3. Процессы взаимодействия человека с производственной организацией, городом или районом (а следовательно, и со всем обществом) не должны протекать спонтанно, случайно, стихийно, а должны быть выражением сознательной деятельности, участием членов трудовых коллективов в управлении этими процессами.
На региональном уровне социальное планирование представляет собой особую форму целенаправленного регулирования социальных процессов на уровне республики, области (края), экономического района и других административных единиц. Для решения задач эффективного функционирования всего общественного организма огромное значение приобретает выравнивание уровней социального развития в территориальном разрезе и особенно регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей. Как показал опыт, главной целевой установкой для регионального социального планирования является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.
Планирование на уровне экономических районов должно с необходимостью учитывать, что каждый из социальных процессов - развитие наций, повышение уровня жизни народов, ми-грация населения, совершенствование системы образования - требует нахождения того, что характеризует его сущность и специфику в данном регионе. Кроме того, при изучении социального процесса уточняется, что отличает его от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий становится оптимальное сочетание отраслевого и регионального планирования в интересах эффективного функционирования общества. Особенностью регионального планирования по экономическим районам является также соблюдение принципа системности, определяемого совокупностью показателей. Кроме того, проблемы, стоящие перед республикой или областью, не всегда по своей актуальности совпадают с общегосударственными.
Формы социального планирования Формы социального планирования различаются, прежде всего, следующим образом:
во-первых, адресным планированием, во-вторых, планированием при помощи косвенных (экономических и социальныхрычагов.
1. Конкретное, или, как сейчас принято говорить, адресное планирование включает разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения различных госу-дарственных или общественных организаций. На этом уровне устанавливаются задания по достижении определенного уровня общественного развития. Важным является то, что прежде всего это касается рационального соотношения, пропорций в развитии социальных процессов. Подобные соотношения отражают реальное состояние общества, тенденции его прогресса, уровень достижений науки и техники, потребности людей.
По своей сути социальное планирование связано с определением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Очевидно, что чем сложнее цель, тем больше требуется времени не только для всестороннего научного обоснования принимаемого
решения, но и для его осуществления. Временная протяженность планового периода не может быть задана априорно и должна строиться на основе единства качественных и количественных показателей. Надо отметить, что опыт адресного планирования во
многом дискредитировал себя, ибо он давал простор командным методам, игнорируя научные основы определения ориентиров социального развития и изменения.
2. При планировании социальных процессов с помощью косвенных рычагов подробно изучаются конкретные условия, возможности и потребности. На следующем этапе определяется, какие элементы, составные части не поддаются государственному и общественному регулированию. Применительно к ним ставится задача их количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений в целях ослабления или нейтрализации отрицательных последствий и негативных результатов.
В действительности самого процесса планирования выявляются также те переменные, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, и являются объектами социального планирования и регулирования. Чтобы минимизировать количество трудовых затрат, не требующих квалификации или тяжелого физического труда, помимо планирования технического прогресса необходимо регулирование роста квалификации рабочих. Планы повышения их профессионального уровня предполагают прежде всего ликвидацию некоторых видов труда. Затем в них должно найти отражение изменение содержания труда многих профессий. И наконец, - это является особенно важным - многим из специальностей предстоит сохраниться только как этапу в трудовой деятельности человека.
Очень важно при социальном планировании учитывать интересы конкретных социальных групп. При решении экономических задач интересы всего народа и отдельных социальных групп в основном совпадают, но этого нельзя сказать о других сферах общественной жизни Так, целью в сфере производства является минимум затрат при реализации поставленной задачи. Добиваться же минимизации затрат при планировании социальных процессов - значит сознательно идти на ущемление интересов некоторых социальных групп. Максимум социального результата не всегда достигается минимизацией затрат. А это одна из важнейших целей социального планирования.
Следует заметить, что эти две формы планирования в чистом виде не существуют. Однако планирование посредством косвенных рычагов получило особую актуальность в связи с осуществлением в стране экономической реформы.
Методы социального
разви-тии социальных отношений и социальных структур. Выделим некоторые общеприменимые методы социального планирования, которые позво-ляют осуществлять планирование на различных уровнях.
1. Аналитический метод социального планирования.
Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.
2. Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или
иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.
3. Комплексный метод социального планирования. Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих тре-бований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели
выработку основных показателей плана.
4. В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности. Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или не скольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозиру
1. Понятие социального проектирования, его объект и субъект.
Термин "проектирование" происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это -процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретическии практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений Проектирование - составная часть управления,которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменениямого или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования,необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция,предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование.Все эти понятия нами будут рассмотрены. Начнём с уточнения содержания этих понятий:- Планирование - научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций в развитии того или иного явления и его реализации и претворения в интересах общества.
Предвидение - в узком смысле - предсказание, в более широком -предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но незафиксированы в наличном опыте.Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным набиологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), исобственно предвидением (высшая ступень) - человеческим представлением обудущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшейконтактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлениизакономерностей развития явления или события, когда известны причины егозарождения, формы функционирования и ход развития.- Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании,программирования и управлении планируемым процессом явления на основевыявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм итенденций развития.
Мы остановимся на социальном проектировании.
Социальное проектирование- это процесс создания прототипа, прообраза социальныхобъектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие отпроектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективныйфактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться.Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры,т.е. необходимо помнить, что:-социальный объект - противоречив;- у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путейразвития);- невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальнойтеории (принципиальная неформализуемость);- на социальный объект влияет много объективных факторов;- существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект,например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социальногообъекта и т.п.Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза,разработать научно обоснованный план социального развития.Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей,так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательныйанализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесссоциального проектирования также называют "социальным конструированием".
Субъект и объект социального проектирования
Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование)являются различные носители управленческой деятельности, - как отдельныеличности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п.,ставящие своей целью ор-ганизованное, целенаправленное преобразование социальнойдействительности. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальнаяактивность, непосредственное участие в процессе проектирования.Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесспроектирования) называют системы, процессы организации социальных связей,взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиямсубъектов проектирова-ния и выступающие основанием для этого воздействия. Этомогут быть объекты самой различной природы:
1) человек как общественный
индивид и субъект
2) различные элементы и
подсистемы социальной
3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические,управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.);
Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать "информационныймассив", который является главным источником социального проектирования.Информационный массив - это система определенных на научной основе параметров,факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множестваисточников создания "информационного массива" - материалы социологическихисследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистическиеданные и т. п.
Основная цель социального
проектирования как специфической
управленческой деятельности - создание
с помощью информационного
Социальный проект должен
содержать систему общих