Рефераты по философии

Рационализм Декарта

19 Декабря 2011, контрольная работа

XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии.
Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.

Рационализм Декарта и его значение для мировой философии

12 Февраля 2012, контрольная работа

Западная философия Нового времени открывает новый период в развитии философской мысли. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики.

Рационализм и скептицизм Р. Декарта

16 Декабря 2010, доклад

Главное определение духовной субстанции - ее неделимость, важнейший признак материальной - ее делимость до бесконечности. Основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих: воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение, движение - модусы протяжения. Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, "врожденные" идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте. Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов

Рационализм и эмпиризм нового времени

21 Декабря 2011, реферат

Рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Так например к основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".
Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом", передаваемым от поколения к поколению.

Рационализм Р. Декарта и эмпиризм Ф. Бэкона

03 Марта 2013, реферат

Одним из крупнейших представителей философии нового времени был Фрэнсис Бэкон, основатель эмпиризма(т.е. направления в теории познания, признающего чувственный опыт источником познания). Он первый выдвинул идею вооружить науку системой методов в своем трактате “Новый органон” в 1620 году. Еще одним выдающимся деятелем начала Нового Времени является французский философ Рене Декарт, который в свою очередь является одним из основателей рационализма, метода познания, в основу которого положен человеческий разум. Декарт являлся противником эмпирического метода познания, считая, что чувственное не может быть истинным. В данной работе я постараюсь представить основные идеи каждого из противоположных взглядов и провести их посильный анализ.

Рационализм Р. Декарта. «Рассуждение о методике»

26 Марта 2012, контрольная работа

XVII век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношения людей к науке, к целям и значению человеческого познания. Если во времена средневековья главные усилия человеческих умов были направлены на обоснование существования Бога и доказательства величия его творения, то в век нарождающегося капиталистического производства наука и ее инструмент – разум рассматривается как полезные инструменты созидания и преобразования мира.

Рационалистическая направленность научной и философской деятельности Р.Декарта

02 Ноября 2012, реферат

Свои основные произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах ХVII в., но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в европейской, прежде всего западноевропейской, истории в период Возрождения, начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - началу ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. С течением времени, по мере успехов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства человека на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию.

Рационалистическая философия Декарта

19 Октября 2011, контрольная работа

Философские идеи и построения Декарта оказали значительное влияние на оформление и утверждение в западной культуре механистической картины мира, благодаря им сформировалась так называемая субъект-объектная парадигма познания и практики. Выдающуюся роль в философии и как следствие - в построении основ современного западного общества сыграл метод, предложенный Декартом. Как правило, только следование правилам картезианского метода могло позволить философской доктрине в XVII-XVIII вв. получить «прописку» в английской и французской философии и быть принятой к рассмотрению интеллектуальной элитой.

Рационалистическая философия Декарта

08 Января 2012, контрольная работа

Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) видный французский философ и ученый математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
-обосновал ведущую роль разума в познании;
-выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
-стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
-выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

Рационалистическая этика Сократа

13 Марта 2012, доклад

Феномен Сократа – вопрос, волнующий человечество на протяжении уже более двух тысячелетий. В историй философии, пожалуй, нет фигуры более известной и вместе с тем, более загадочной, чем Сократ. До сих пор философы пытаются подойти к его разгадке. Как некий Сфинкс, он возвышается над всем античным миром. Искусный мастер вопросов, таивший в себе парадоксальный ответ («Я знаю, что я нечего не знаю») Сократ оставил после самый неразрешимый вопрос: кто же он был на самом деле?

Реализм в философии Средневековья

21 Марта 2012, контрольная работа

Для средневековой философии очень характерны два течения: реалисты и номиналисты. В то время слово "реализм" не имел ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.

Реализм и номинолизм

27 Марта 2012, доклад

Реализм и номинализм. Теория «двух истин»
Вся эта магма догматов и идей в долгих многовековых спорах формировала две основные богословско-философские концепции средневековья: реализм и номинализм. Свою внятную разработку и завершение они находят в зрелой и поздней схоластике, в XIII – XIV веках, но зарождаются эти два направления намного раньше, фактически уже в деятельности ранних схоластов. К ранним номиналистам можно отнести: Беренгара, Росцеллина, Абеляра, Сотириха. К реалистам же – Гильома из Шампо, Ансельма Кентерберийского, Николая Манефонского. Крупнейшим представителями зрелого реализма были Альберт Великий и Фома Аквинский, а зрелого номинализма – Дунс Скот и Уильям Оккам.

Регигиозные школы Будды — Хинаяна и Махаяна

31 Октября 2011, курсовая работа

Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Таутамы Будды, «Света Азии», известна довольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в Капилавасту (север Бихара, у предгорий Гималаев) и еще в юности отказался от светской жизни. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали молодому царевичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала ему возможность найти путь к освобождению.

Релігія та Григорій Сковорода

28 Ноября 2011, научная работа

Розвиток духовної культури українського народу нерозривно пов’язаний з іменем великого філософа, педагога, поета і письменника Григорія Сковороди. Його діяльність припадає на другу половину XVIII століття. Внесок митця у суспільну і філософську думку та літературу можна зрозуміти лише у зв’язку з соціально-економічними процесами тієї доби.

Релігія і наука – конфронтація чи синергія?

16 Февраля 2012, реферат

Досить часто можна почути тезу про те, що людство пройшло відповідні етапи в своєму розвитку від нижчого до вищого. Першою сходинкою була міфологія, як сама примітивна форма пізнання, її змінила релігія зі своєю «сліпою вірою»1, яку, в свою чергу змінила філософія, з якої почала відколюватись наука – вершина пізнання світу та людини. І вже зараз краще відмовитись від примітивних міфу, релігії, філософії (іноді їй дозволяють залишитись), а задовільнитись наукою, яка в цьому світі все може пояснити.

Релігія любові Фейєрбаха

30 Марта 2013, реферат

Вже на початку своєї викладацької діяльності (1829) Фейєрбах стверджував у своїх лекціях, що теологія не знає ні дійсного, ні справжнього людини, а представляє його абстрактно. Визначеність людини виникає лише за допомогою любові. "Дитина лише тоді стає людиною, коли любить, - говорив молодий приват-доцент. - Сутність любові виявляється всього ясніше в одному виді любові, в любові чоловіка до жінки". А пізніше Фейєрбах ще напише: "... Любов до жінки є підстава загальної любові. Хто не любить жінки, не любить людину" .

Релігія як культура

05 Декабря 2011, реферат

Висвітлення даного питання доцільно розпочати з визначення поняття "релігія". Слово походить від латинського "religio" і означає "зв'язок". У тлумаченні богословів релігія — це все те, що зв'язує, з'єднує людину з божественністю ("Святе Письмо", культ тощо). Отже, богословське визначення релігії виходить з віри в існування Бога. Але воно, так би мовити, конфесійне, однобічне.

Религии индии

07 Декабря 2011, реферат

Индуизм представляет собой целую совокупность верований, философских систем культов и духовных практик.

Индуистов в мире более 700 человек, проживающих исключительно в странах Южной Азии, прежде всего в Индии. Кроме того, существует целый ряд направлений неоиндуистского толка, которых придерживаются многие люди в Европе, С.Ш.А.

Религиозная идеология

14 Июня 2012, дипломная работа

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, в современном мире существует очень большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов.

Религиозная философия

10 Марта 2012, реферат

Если мы зададимся вопросом: "Какова сущность религиозной мысли?", то мы увидим, что и она, и связанная с нею философия принадлежат к традиционалистическому, догматическому типу сознания. Но это вовсе не означает, что в русле религиозной мысли не рождаются философские учения, оказывающие большое и длительное влияние на человеческую культуру.

Религиозная философия в ХХ веке

04 Ноября 2012, реферат

Это ни в какой мере не означает, что внутри религиозной мысли не рождаются новые философские учения, оказывающие большое влияние на человеческий дух. Выражая устремления религиозного сознания той или иной эпохи, вооружая его идеями, аргументами, ценностными представлениями, философы православия, католичества, протестантизма, иудаизма, ислама, буддизма и других вероисповеданий в истории мысли нередко становились влиятельными мыслителями - примером могут служить Августин и Фома Аквинский

Религиозно-философские воззрения П.А. Флоренского

14 Марта 2012, реферат

В истории русской философии начала XX столетия творчество Павла Александровича Флоренского (1882-1937) – одна из самых замечательных страниц. Он предстает одновременно уникальной и закономерной фигурой в развитии общественной мысли России. Творчество П.А. Флоренского принадлежит эпохе религиозно-философского Ренессанса, расцвета религиозной мысли в России.

Религиозно-философские концепции Древнего Китая

13 Октября 2011, реферат

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление.

Религиозно-философское учение Древнего Китая

20 Февраля 2013, реферат

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как
созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому,
как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое
мышление.

Религиозно-экзистенциалистская философия свободы Н.А. Бердяева (1874–1948)

14 Февраля 2013, доклад

Можно сказать, что это – традиционная тема человечества. Имея своеобразную таинственную энергию, свобода притягивает к себе человека на протяжении всей своей истории. На сам феномен свободы люди смотрят по-разному, поэтому нет и, наверняка, не будет однозначного ответа на вопрос: что такое свобода? В то же время, нельзя принимать то или иное представление о свободе догматически, необходимо искать истину о свободе в постоянном диалоге между разными, подчас противоположными, взглядами о ней. В настоящее время данная проблема особенно актуальна. XX век показал, что, несмотря на величайшие достижения человечества, конкретный человек не только не освобождается, а, наоборот, закрепощается в современном мире. Обычный человек не обретает свободу, а бежит от свободы; он не способен реализовать ее в собственной жизни. Данное состояние присуще и западному миру, и посткоммунистическому пространству.

Религиозное учение Августина Блаженного

20 Октября 2012, контрольная работа

Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения — почти целое тысячелетие. Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением в утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство

Религиозные взгляды Л.Н.Толстого

29 Декабря 2011, реферат

В наше время после того, как страна прожила в атеизме 70 лет, и православная религия вновь стала возобладать сердцами людей, многие стали задумываться о Боге. Правильность православной религии – вот в чем главный смысл духовных исканий Толстого. Лев Николаевич очень хорошо описывает недостатки православной религии. Он ищет истинного Бога, занимается переводом подлинников Евангелия. Его религиозные труды следует прочитать каждому человеку, в особенности тому, кто считает себя христианином.

Религиозные ценности и свобода совести

03 Декабря 2012, реферат

Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу -через обожении, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти.

Религиозный взгляд на мир: предназначение человека и ценностные ориентации верующих в Исламе

06 Мая 2012, контрольная работа

Ислам – одна из мировых религий, зародившаяся еще на рубеже VI – VII вв. на Аравийском полуострове. На территорию современного Татарстана и Волжско-Камского региона ислам начал проникать в VIII в. и к 922 году был провозглашен официальной религией Волжской Булгарии. Пришедший на смену язычеству ислам как идейно и организационно развитая религия стал важнейшим фактором становления культуры булгар и неотъемлемым компонентом их национального самосознания.

Религиозный фанатизм

28 Октября 2011, доклад

Актуальность изучения религиозного фанатизма связана и с тем, что эта проблема в современную эпоху обрела общечеловеческую значимость, в силу того, что фанатизм лежит в основе такой глобальной угрозы человечеству, как международный терроризм