Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:44, реферат
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как
созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому,
как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое
мышление.
Введение
1.Философия Древнего Китая
2. Особенности развития философии в Китае
3. Школы в китайской философии
4. Даосизм
5.Конфуцианство
6.Идеи Конфуция
Заключение
Список литературы
Пензенский Государственный Университет
Реферат по философии
Выполнила:студентка гр.А-13
Мирзаева М.Г
Проверила: Оликова Е.В
Пенза -2013
ПЛАН
Введение
1.Философия Древнего Китая
2. Особенности развития философии в Китае
3. Школы в китайской философии
4. Даосизм
5.Конфуцианство
6.Идеи Конфуция
Заключение
Список литературы
Философия Древнего Китая
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как
созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому,
как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое
мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и
всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования.
Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который
правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда понимается
персонифицированно как наивысший правитель (шан-ди) но чаще он представляется
словом «небо» (тянь).
История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на шесть периодов:
1) Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.);
2) Чжоу – Западное Чжоу (12-8 вв. до н.э.);
3) Чжоу – Восточное Чжоу – Лего (т.е. «отдельные государства»);
4) Чжоу – Восточное Чжоу – Чжаньго (т.е. «сражающиеся государства»);
5) империя Цинь (221-206 гг. до н.э.);
6) Хань (конец III в. до н.э. – II в. н.э.).
В Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого
слишком практичными людьми.
Философия в Китае возникает в конце III периода в истории Древнего Китая и
получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот период
«борющихся государств, царств» был также тем, что часто называют «золотым
веком китайской философии». Действительно, в те времена свободно и творчески
существовало шесть основных философских школ:
конфуцианство;
моизм;
школа закона («фа-цзя»), по-европейски – легизм;
даосизм;
школа «инь-ян» (натурфилософы);
школа имен («мин-цзя»).
При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с
проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком
относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания
политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других
школ, например из даосизма – наиболее философичной из шести школ
древнекитайской философии. Древнекитайская философия была малосистемна. Это
объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая
существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. В
Китае не было своего Аристотеля, была слаба и рацианализованность
древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык без суффиксов и флексий
затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия –
мировоззрение, пользующееся философским языком.
Философы Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. тоже стремились объяснять мир,
исходя из него самого, путем рационального исследования действительности,
подвергая сомнению утверждения о власти неба, божества над ходом всех
процессов. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего сущего, некоторые из
древнекитайских философов считали таковым дерево, огонь, металл, воду.
Рассматривая все сущее как единство противоположных начал – мужского – янь
и женского – цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс
движения их диалектическим взаимодействием. Древнекитайский философ Лао Цзы
, живший в VI в. до н.э., известен своим учением о естественном движении –
дао, который обуславливает существование вещей и жизнь людей. В противовес
идеалистам, рассматривавшим небо как сферу божественного разума, сторонники Лао
Цзы утверждали, что закону дао подчиняется не только земля, но и небо. В учении
Лао Цзы нашли свое отражение атомистические представления о строении мира. Он
считал, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц – ци.
Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.). Он известен
также как критик учения Конфуция (VI-V в. до н.э.). Идеи первых
философов Китая Лаоцзы и Конфуция положили начало двум основным направлениям
всей последующей китайской философии – даосизму и конфуцианству
.
Особенности развития философии в Китае.
Два основных
этапа развития философской
Этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н.
э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”,
который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
Период складывания философских воззрений древних народов, которые жили в
бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили
основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом в
Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трех
районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло
становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.
Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана с
классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философских
идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами
прогресса и реакцией, цеплявшиеся за все старое освящавшее авторитетом
традиции, нерушимость и вечность своего господства. В конечном итоге
столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных
направлений в философии - материалистического и идеалистического - с той или
иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.
Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той
острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных
государствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и “Сражающихся Царств”.
Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер
деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение
труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило
прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике.
Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными
группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов
Древнего Китая.
Другая особенность развития китайской философии связана с тем, что
естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим
исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как
философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам
естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа
моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили
свое существование.
Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от
друга непроходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым
китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного
и всестороннего мировоззрения, а естествознание, призираемое официальной
идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и
искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом
китайских естествоиспытателей оставались древнее наивноматериалистические
идеи натурфилософов о пяти первостихиях.
Этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже VI и V веков и просуществовал
вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отрасли
естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день руководствуется
этими идеями.
Таким образом оторванность китайской философии от конкретных научных знаний
сузило ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснения
природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого
сознания, логики не получили в Китае большего развития.
Обособленность древнекитайской философии от естествознания и
неразработанность вопросов логики являются одной из главных причин того, что
формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Для
большинства китайских школ метод логического анализа остался фактически
неизвестным.
Наконец, для китайской философии была характерно тесная связь с мифологией.
Школы в китайской философии
В “Ши цзи” (“Исторические записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.)
приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там
названо шесть школ: “сторонники учения об инь и ян” натурфилософы), “школа
служилых людей” (конфуцианцы), “школа моистов”, “школа номиналистов”
(софисты), “школа законников” (легистов), “школа сторонников учения о дао и
дэ” - даосистов.
Позже, на рубеже нашей эры, эта классификация была дополнена еще
четырьмя “школами”, которые, однако за исключением цзацзя, или “школы
эклектиков”, собственно, к философии Китая не имеют отношения. Одни школы
названы по характеру общественной деятельности основателя школы, другие -
по имени основателя учения, третьи - по главным принципам понятия этого
учения.
Вместе тем, несмотря на всю специфику философии в Древнем Китае,
отношение между философскими школами сводилось в конечном итоге к борьбе
двух основных тенденций - материалистической и идеалистической, хотя,
конечно, нельзя представить эту борьбу в чистом виде.
На ранних этапах развития китайской философии, например, даже во
времена Конфуция и Мо-цзы, отношение этих мыслителей к основному вопросу
философии не выражалось прямо. Вопросы о сущности человеческого сознания т
его отношения к природе, материальному миру не были определены достаточно
четко. Зачастую во взглядах тех философов, которых мы относим к
материалистам, содержались значительные элементы религиозных, мистических
представлений прошлого и, наоборот , мыслители, которые в целом занимали
идеалистические позиции, отдельным вопросам давали материалистическое
толкование.
Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением
Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии
даосов считается философ Лао-Цзы, который современными исследователями
считается фигурой легендарной, т.к. о нем нет достоверных исторических и
биографических сведений. Согласно легенде, он ушел из Китая, но согласился
оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение Дао-дэ-цзин (IV-III
век до н.э.). В этом трактате излагаются основы даосизма, философия Лао-Цзы.
В центре доктрины-учение о великом Дао, всеобщем законе и абсолюте. Дао
господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создавал, но
все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств,
постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и
форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать
ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао
через свою эманацию – через Дэ, и если Дао все порождает, то Дэ все
вскармливает.
Из этого видно, что даосизм ставит перед собой цель раскрыть перед человеком
тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти и становится понятно, почему
он возник. Ведь за пределами конфуцианства мистическое и иррациональное, не
говоря уже о древней мифологии и примитивных предрассудках. А без этого
человек чувствует некоторый духовный дискомфорт, некую пустоту, которую
требуется заполнить и поэтому все верования и обряды были объединены в рамках
религии даосов, сформировавшейся параллельно с конфуцианством.
Одним из самых привлекательных пунктов в учении Дао как для простого народа,
так и для знати была проповедь долголетия и бессмертия для людей, познавших
Дао. Эта идея настолько увлекала, что императоры даже снаряжали экспедиции за
эликсирами бессмертия и финансировали работы даосских магов по их
изготовлению. Таким образом даосизм смог выжить и укрепиться в условиях
господства конфуцианства. При этом даосизм довольно сильно изменился, идея о
Дао и Дэ была отодвинута на задний план, а на передний выдвинулись
многочисленные маги, знахари, шаманы, примкнувшие к даосизму, которые умело
синтезировали некоторые идеи даосизма с крестьянскими суевериями, и таким
образом получившие над ними (крестьянами) очень большую власть.
Подтверждением этому стало крестьянское даосское восстание, произошедшее во
время кризиса власти после конца династии Хань, которым руководил даосский
маг Чжан Цзюнэ. Он ставил своей задачей свержение существующего строя и
замену его царством Великого Равенства(Тайпин). Он объявил год восстания
началом эпохи нового ‘’Желтого неба’’, поэтому его приверженцы носили желтые
повязки. Восстание было жестоко подавлено сам Чжан Цзюнэ убит, а остатки его
Информация о работе Религиозно-философское учение Древнего Китая