Религиозная идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 01:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, в современном мире существует очень большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Возникновение християнства 6

1.1 Исторические условия становлення христианства 6

1.2 Религиозные истоки христианства 12

1.3 Влияние религий и различных мировоззрений на мир 21

Глава 2. Гендерный аспект религиозной идеологии и мифологии в христианстве 32

2.1 Статус женщины и мужчины в религиозной идеологии 32

2.2 Гендерный анализ национальных религий 41

2.3 Гендерный анализ античной мифологии 50

Заключение 54

Список литературы 57

Работа содержит 1 файл

Диплом Религиозная идеология и мифология в хрестьянстве.docx

— 110.52 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Возникновение християнства 6

1.1 Исторические условия становлення христианства 6

1.2 Религиозные истоки христианства 12

1.3 Влияние религий и различных мировоззрений на мир 21

Глава 2. Гендерный аспект религиозной идеологии и мифологии в христианстве 32

2.1 Статус женщины  и мужчины в  религиозной идеологии 32

2.2 Гендерный анализ  национальных религий 41

2.3 Гендерный анализ античной мифологии 50

Заключение 54

Список  литературы 57 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что, в современном мире существует очень большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются, друг от друга по времени, месту и условиям возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для подавляющего числа стран.

     Изучая  эволюцию картины мира, развитие христианства, науки, сравнивая различные мировоззрения  мы сможем понять как то или иное учение влияет на мир и насколько  оно приемлемо. При изучении раздела христианства нам важно узнать историю, истоки и его сущность, а так же понять влияние христианства на культуру, развитие науки и цивилизации.

     Христианство (от греческого слова christos - «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I веке нашей эры в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека1.

     О происхождении христианства написано огромное количество книг, статей и  других публикаций. На этом поприще  трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители  библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем  миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое  место в мире, в идейной, экономической  и политической жизни народов  и государств.

     Христианство  прошло долгий путь, прежде чем стало  мировой религией и духовной основой  европейской культуры. Оно зародилось в I веке нашей эры, которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни. Наиболее трудной проблемой в истории христианства является вопрос о происхождении этой религии. Он был предметом продолжительного и весьма разнообразного обсуждения. Это, а также исторические условия и культурные предпосылки возникновения христианства, эволюция первоначального христианства, становление христианской церкви, условия и причины разделения церкви, оформление раскола на восточную и западную ветви христианства более подробно рассмотрим данной работе2.

     Цель  дипломной работы, является рассмотреть  религиозную идеологию и мифологию  в христианстве.

     Задачи  дипломной работы:

    • Рассмотреть возникновение христианства
    • Изучить исторические условия становления и религиозные истоки христианства
    • Проанализировать гендерный аспект религиозной идеологии и мифологии в христианстве
    • Определить статус женщины и мужчины в религиозной идеологии
    • Провести анализ национальных религий и античной мифологии

     Объект  дипломной работы гендерный анализ религиозной идеологии и мифологии  в христианстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Возникновение християнства

1.1 Исторические условия становлення християнства

     История христианства насчитывает более двух тысяч лет. Наряду с буддизмом и исламом, это одна из трех мировых религий. Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.

     Христианство  возникло в 1 в.н.э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи, и  оказало определяющее влияние на формирование западной цивилизации. Именно христианство сформировало базисную систему ценностей и обеспечивало духовное единство западной цивилизации, не случайно именуемой «христианской». Христианство - крупнейшая по числу последователей мировая религия. Она получила распространение во всех странах Европы, кроме Албании и европейской части Турции, во всех странах Америки, в Австралии и Океании, во многих государствах Центральной, Восточной и Южной Африки, а также в четырех государствах Азии – в Грузии, Армении, на Кипре и Филиппинах (еще в двух азиатских странах – Ливане и Южной Корее – христиане составляют более трети населения).

     Основателем христианства является Иисус Христос, по имени которого и была потом  названа эта религия. Время возникновения  христианства часто относят к 33 г. христианской эры - году распятия Иисуса Христа, а Рождество Христово считается  в христианском мире началом летосчисления3.

     История христианства условно может быть разделена на три периода. Первый период — период возникновения и  становления христианства. В этот период были выработаны общепринятые для христиан догматика и правила  внутрицерковной жизни. После драматического периода непризнания и гонений, христианство превратилось в государственную  религию Римской империи и  окончательно восторжествовало над  старыми языческими религиями и  культами. После смерти Иисуса остались его ученики, которые должны были исполнить его последнее повеление  — распространить христианское учение по всей земле. Всего ближайших учеников у Христа было семьдесят, но 12 апостолов все же считались самыми близкими, уважаемыми и фактически они стали во главе нарождавшейся христианской церкви. Число христианских общин росло, они теперь были не только в Иерусалиме, но и в других городах Палестины. Объединения общин одного региона стали называться поместными церквями. Вскоре верные завету Иисуса апостолы стали распространять христианское учение не только среди иудеев, но и среди язычников4.

     Распространение христианства связано с преследованиями  его сторонников. В них стали видеть уже не просто членов иудейской секты, а опасных бунтовщиков, отказывающихся повиноваться установлениям государственной власти (император в Римской империи был обожествлен). Сдержанная неприязнь к христианам вылилась в жестокие гонения при императоре Нероне. Преследования, начавшиеся после пожара Рима в 65 г. н.э., продолжались до самой смерти Нерона в 68 г. н.э. Схваченных христиан распинали на крестах, отдавали на растерзание диким животным на аренах римских цирков, сжигали живьем. Были казнены схваченные апостолы Петр и Павел. Большинство других близких учеников Христа также погибли. Сильнейшие гонения, во время которых погибли тысячи христиан, прошли в царствование императоров Домициана (81—96 гг.), Траяна (98—117 гг.), Марка Аврелия (161—180 гг.), Декия Траяна (249—251 гг.), Диоклетиана (284—305 гг.). Но репрессии не смогли сокрушить христианской церкви. В самый разгар гонений в Риме продолжала существовать община, а римский епископ, как наследник апостола Петра, стал признаваться одним из самых авторитетных церковных иерархов. Жестокая действительность поздней Римской империи, вырождение традиционных языческих религий делали все более и более влиятельной новую веру, обещавшую торжество справедливости и освобождение от ужасов земной жизни в Царстве Небесного Отца. Развивалось христианское богословие — во II—III вв. н.э. творили Ириней Лионский, Киприан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, которые удачно и талантливо полемизировали с языческими философами, пытавшимися опровергнуть христианство5.

     В III в. н.э. в христианстве возникают особый путь духовного спасения — путь полного отрешения от мира с его соблазнами — монашество (от слова «монос» — «одинокий»). Основателем монашества считается святой Антоний Великий (251—356 гг.) из города Комы в Египте. Наследник богатых родителей, Антоний, движимый любовью к Богу, раздал все свое имущество бедным и удалился в пустыню, чтобы все свое время посвящать молитвам и непрестанному труду. Его строгий образ жизни привлек многочисленных подражателей, и вскоре возникла первая монашеская община, члены которой считали своим учителем святого Антония. Однако Антоний не был главой общины и предпочитал жить удаленно, в особой пещере, изредка встречаясь с учениками. Он стал основателем отшельнического монашества («иночества скитского»). При таком образе жизни учитель («авва») и его ученики живут изолированно друг от друга, в уединении творя молитвы. Почти в это же время возникают организованные общины монахов — монастыри или киновии. Основателем такого монашества («иночества общежительного») считается Пахомий Великий (292—349 гг.). В монастырях иноки жили совместно, иногда даже в одном помещении, подчиняясь установленным для всех правилам. Общиной управлял (а не просто руководил отдельными учениками, как в скитском иночестве) настоятель (архимандрит). И в монастыре, и в отдельном скиту монах должен был чувствовать себя человеком, умершим для окружающего мира. Он не имел никакой собственности, жизнь его отныне состояла главным образом из молитв или аскетических подвигов. В монастырях к тому же обязательным было полное подчинение настоятелю и исполнение обязанностей по поддержанию хозяйства монашеской общины. Монахам предписывалось почти полное молчание. Строгость монашеской жизни, сосредоточенность монахов на духовном спасении, их приверженность христианству привели к тому, что большинство святых в христианской церкви, прославленных праведной жизнью и посмертными чудесами, являются монахами6.

     Распад  Римской империи на восточную  и западную части и, следовательно, еще большее ослабление императорской  власти повлияли на изменение отношения  римских государей к христианам. В них стали видеть возможную  опору императорского престола. Империя, все еще претендовавшая на то, чтобы  стать всемирной, должна была иметь  в качестве официальной религию, в которой не делалось бы различий между народами, которая бы объединяла, а не разобщала, как языческие  вероисповедания, и в то же время  была понятной простым людям, в отличие  от сложнейших построений дохристианских философов или мистиков7.

     Преимущественное  положение христианства перед другими  религиями подчеркнул эдикт императора Константина 324 г. А уже в следующем, 325 г. по инициативе императора в г. Никее  был созван первый всеобщий собор  христианских церквей, получивший название Первого Вселенского собора. Созыв  собора знаменовал собой окончание  первохристианской эпохи, за время  которой христианство из группки  разрозненных общин выросло в  могущественную церковную организацию, с которой были вынуждены считаться  даже императоры.

     Во  втором периоде, начавшемся после распада  империи на западную и восточную  части (395), христианская церковь, оставаясь  вопреки непростым обстоятельствам (борьба с ересями) единой, стремилась к уточнению, систематизации и детализации  вероучения (особую роль сыграли Вселенские соборы, деятельность отцов церкви, по разработке и созданию целостных  религиозно-философских систем). Одновременно накапливались различия и противоречия внутри церкви, обусловленные преимущественно  особенностями исторического развития различных регионов бывшей Римской  империи (западной и восточной). Различия между Восточной и Западной церквями, малозаметные в первые века христианства, но обусловленные уже самим разделением единой Римской империи на Восточную и Западную, на протяжении IV—VIII вв. медленно, но верно разобщали два главных направления в христианстве. Поместные церкви на Востоке находились под покровительством императора, у их глав не было постоянной необходимости вмешиваться в политику и межгосударственные отношения, тогда как на Западе церковь играла роль единственного островка стабильности в политическом хаосе, охватившем бывшие имперские земли после падения власти римских императоров. Римский епископ, получивший почетный титул «римского папы», постоянно играл роль третейского судьи в спорах между государями варварских королевств. Западная церковь сама превращалась в жесткую иерархическую структуру, подобную государственной, где римский епископ играл роль абсолютного монарха (а с 756 г. римский папа стал еще и непосредственным главой целого государства — Папской области в центре Италии, которую франкский король Пипин Короткий подарил папе Стефану П.). По мнению римских пап, политическое могущество Римской церкви, а также тот факт, что основателем ее был сам апостол Петр, ставили ее выше других поместных церквей. В Западной церкви постепенно стали возникать идеи организации всей христианской церкви по одному образцу, как церковной монархии во главе с римским папой. Папа должен был получить даже право изменять догматы, принятые Вселенскими соборами.

Информация о работе Религиозная идеология