Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:35, контрольная работа
Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) видный французский философ и ученый математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
-обосновал ведущую роль разума в познании;
-выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
-стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
-выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».
Тема: «Рационалистическая философия Декарта».
1.Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции.
Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) видный французский философ и ученый математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
-обосновал ведущую роль разума в познании;
-выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
-стал автором
теории дуализма, чем попытался
примирить материалистическое
-выдвинул теорию
о научном методе познания
и о «врожденных идеях».
Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию – главной идеи рационализма. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
-в мире существует
много вещей и явлений,
-зато абсолютно
в любом явлении, любой вещи
можно усомниться (существует ли
окружающий мир? светит ли
-следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
-сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;
-мыслить может реально существующий человек;
-следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
-поскольку мышление
– это работа разума, то в
основе бытия и познания может
лежать только разум.
В
этой связи Декарт стал автором всемирно
известного афоризма, в котором заключается
его философское кредо: «Я мыслю,
следовательно я существую».
2.
Учение Декарта
о субстанции.
Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.
Будучи
Творцом, Бог создал мир, также состоящий
из субстанций. Сотворенные Богом
субстанции (единичные вещи, идеи) также
обладают главным качеством субстанции
– не нуждаются в своем
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
-материальные (вещи);
-духовные (идеи).
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
-протяжение – для материальных;
-мышление – для духовных.
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.
Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Остальные свойства как материальных, так и духовных производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.).
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
Человек
– единственное существо в котором
соединяются и существуют обе (и
материальная, и духовная) субстанции,
и это позволило ему
3.
Научный метод
Декарта – дедукция.
При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»).
В
качестве данного научного метода предлагается
дедукция (но не в строго математическом
смысле – от общего к частному, а
в философском). Смысл философского
гносеологического метода Декарта
в том, что в процессе познания
опираться только на абсолютно достоверные
знания и с помощью разума, используя
полностью достоверные
-допускать
при исследовании в качестве
исходных положений только
-сложную
проблему расчленять на
-последовательно
переходить от известных и
доказанных вопросов к
-строго
соблюдать последовательность, логическую
цепь исследования, не пропускать
ни единого звена в логической
цепочке исследования.
4.
Учение о «врожденных
идеях» и цели
философии.
Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.
Данные идеи могут быть двух видов:
-понятия;
-суждения.
Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т. д. Врожденных суждений: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».
Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются:
-расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
-использование
этих знаний для извлечения
максимальной выгоды из
-изобретение новых технических средств;
-усовершенствование природы человека.
В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.
Также
Декарт при использовании
- допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
- сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
- последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
- строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.