Рационалистическая философия Декарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) видный французский философ и ученый математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
-обосновал ведущую роль разума в познании;
-выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
-стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
-выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 16.36 Кб (Скачать)

Тема: «Рационалистическая философия Декарта».

1.Рационалистическая  философия Декарта.  Учение о субстанции.

     Основоположником  рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650)  видный французский философ  и ученый математик. Заслуга Декарта  перед философией в том, что он:

-обосновал ведущую  роль разума в познании;

-выдвинул учение  о субстанции, ее атрибутах и  модусах;

-стал автором  теории дуализма, чем попытался  примирить материалистическое и  идеалистическое направление в  философии;

-выдвинул теорию  о научном методе познания  и о «врожденных идеях». 

     Доказательство  Декартом первичности разума по отношению  к бытию и познанию – главной  идеи рационализма. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

-в мире существует  много вещей и явлений, которые  непонятны человеку (есть ли они?  каковы их свойства? Например: есть  ли Бог? конечна ли Вселенная?);

-зато абсолютно  в любом явлении, любой вещи  можно усомниться (существует ли  окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.);

-следовательно,  сомнение реально существует, этот  факт очевиден и не нуждается  в доказательствах;

-сомнение –  свойство мысли, значит, человек,  сомневаясь, - мыслит;

-мыслить может  реально существующий человек;

-следовательно,  мышление является основой как  бытия, так и познания;

-поскольку мышление  – это работа разума, то в  основе бытия и познания может  лежать только разум. 

     В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается  его философское кредо: «Я мыслю, следовательно я существую». 

2. Учение Декарта  о субстанции. 

     Изучая  проблему бытия, Декарт пытается вывести  базовое, основополагающее понятие, которое  бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит  понятие субстанции.

     Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

     Будучи  Творцом, Бог создал мир, также состоящий  из субстанций. Сотворенные Богом  субстанции (единичные вещи, идеи) также  обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своем существовании  ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены  им).

     Все сотворенные субстанции Декарт делит  на два рода:

-материальные (вещи);

-духовные (идеи). 

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого  рода субстанций:

-протяжение  – для материальных;

-мышление –  для духовных.

     Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком  – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

     Все же духовные субстанции обладают свойством  мышления и, наоборот, неделимы.

     Остальные свойства как материальных, так и  духовных производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение  в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.).

     Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

     Человек – единственное существо в котором  соединяются и существуют обе (и  материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься  над природой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Научный метод  Декарта – дедукция. 

     При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. Суть его идеи в том, что научный  метод, который применяется в  физике, математике, иных науках, практически  не имеет применения в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»).

     В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а  в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта  в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные  знания и с помощью разума, используя  полностью достоверные логические приемы, получить дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь  достоверного знания во всех сферах познания. Также Декарт при использовании  рационалистически - дедуктивного метода предлагает применить следующие  приемы исследования:

     -допускать  при исследовании в качестве  исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное  разумом и логикой, не вызывающее  никаких сомнений знание;

     -сложную  проблему расчленять на отдельные,  более простые задачи;

     -последовательно  переходить от известных и  доказанных вопросов к неизвестным  и недоказанным;

     -строго  соблюдать последовательность, логическую  цепь исследования, не пропускать  ни единого звена в логической  цепочке исследования. 
 
 
 
 

4. Учение о «врожденных  идеях» и цели  философии. 

     Одновременно  Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что  большинство знаний достигается  благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который  не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые  существуют всегда в разуме Бога и  разуме человека и передаются из поколения  в поколение.

     Данные  идеи могут быть двух видов:

-понятия;

-суждения.

     Примером  врожденных понятий могут служить  следующие: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура»  и т. д. Врожденных суждений: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

     Декарт  был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются:

-расширение  и углубление знаний человека  об окружающем мире;

-использование  этих знаний для извлечения  максимальной выгоды из природы  для человека;

-изобретение  новых технических средств;

-усовершенствование  природы человека.

     В качестве конечной цели познания философ  видел господство человека над природой.

     Также Декарт при использовании рационалистически - дедуктивного метода предлагает применить  следующие приемы исследования:  

- допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

- сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;

- последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;

- строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

     Одновременно  Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что  большинство знаний достигается  благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который  не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

Информация о работе Рационалистическая философия Декарта