Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:18, реферат
Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу -через обожении, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти.
Религиозные ценности и свобода совести
Во многих религиях конечное
предназначение человека усматривается
в приобщении к Богу -через обожении, через
личное совершенствование и спасение.
Бог здесь выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств
обретения человеком этого абсолюта. Богом
заповедованы и санкционированы основные
нравственные ценности и требования. Соответственно
все, что приближает к Богу, возвышает
человека. Высшие ценности - это ценности, посредством
которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека
от Бога. Иначе: посредством высших ценностей
личность получает возможность трансценденции,
выхода за пределы своего частного существования,
возвышения над ними, а ориентируясь на
низшие, индивид погрязает в обыденности
и суете, обрекает себя на духовное прозябание
в потаканиях плоти.
К важнейшим религиозным ценностям
следует отнести свободу. В христианстве
богоподобие человека проявляется, в частности,
в даре свободы. Бог подарил человеку свободу,
и только подлинно свободные приходят
к подлинному Богу. Заставить человека
верить - значит заставить поклоняться
лже-богам. "Всевышний обращает к вере
умы доводами, а сердце благодатью, ибо
оружие Его - кротость. Но обращать умы
и сердца силой и угрозами - значит наполнять
их не верой, а ужасом" (Б. Паскаль). Бесчеловечные
эксцессы христианского прошлого и настоящего
являются яркими примерами измены религиозным
заповедям.
В условиях отсутствия прямого
давления, непререкаемого авторитета,
человек может сам, по достижению способности
и желания мыслить, самостоятельно, из
множества ценностей выбирать себе те,
которые ему представляются верными или
приходятся по вкусу. Эти ценности ведут
между собой, в ментальности индивида,
или диалог, или войну. Можно сказать, что
они являются нашими богами, если мы отводим
им в своей жизни самое почетное место.
Апостол Павел пишет, что "есть так называемые
боги, или на небе, или на земле, - так как
есть много богов и господ много", но
"мы знаем, что идол в мире ничто, и что
нет иного Бога, кроме Единого". В "Послании
к Колоссянам" он дает расширительное
понимание идолопоклонства, называя таковыми
распутство, безнравственность, страсти,
дурные желания, жадность. Таким образом,
богом для нас является все то, к чему "липнет"
наше сердце (М. Лютер). Это может быть не только
Творец, которого человек легко заменяет
идолом, оправдывая верой в него стремление
насильственно оградить других людей
от заблуждений, фанатизм, нетерпимость,
злодеяния. Богами становятся для нас
и мы сами, и наши желания или нация, государство,
человечество, культура и ее ценности
и т.д.
Человеку невозможно уйти от
акта ценностного предпочтения. В этом
смысле свобода выбора, писал М. Шелер, у него заключается лишь в избрании
из множества ценностей хорошую и разумную
или плохую, противную разуму идею абсолютного.
Отметим, что от выбора ценности зависит
весь строй человеческой жизни, его культуры
и цивилизации. В этих условиях свобода
мысли, совести, религии и убеждений являются
противоядием от насильственного внедрения
какой-либо идеологии.
Понимание (и требование) свободы
в аспекте религиозных отношений в разных
исторических ситуациях наполнялось разным
содержанием. В условиях соединения государственной
и церковной власти, подчинения церкви
государству или государства церкви возникали
идеи независимости церкви от государства,
взаимного невмешательства церкви и государства
в дела друг друга. Господство какого-то
религиозного направления и стеснение
инаковерия обуславливало оформление
принципов веротерпимости, религиозной
свободы, свободы религиозной совести.
Складывающийся религиозный плюрализм
приводил к мысли о необходимости признания
свободы и равенства религий и вероисповеданий.
По мере становления и развития правовых
государств формулировалось равенство
политических и гражданских прав независимо
от вероисповедания. Расширение процесса
секуляризации способствовало появлению
представлений о свободе совести, осознанию
права не только на исповедание религии,
но и на неисповедание религии, на атеистические
убеждения, утверждению светского государственного
образования и воспитания.
Исторический опыт нашей страны
показывает, к каким негативным последствиям
приводит идея государственной религии
и связанное с ней попрание свободы совести.
В условиях несвободы происходит вырождение
самой религии и ее ценностей. Так, многие
русские мыслители социальные катастрофы,
случившиеся в России в ХХ в., связывали
с тем, что Русская Православная Церковь,
находившаяся на положении служанки царизма,
утратила доверие народа. Ее значительная
часть, избавленная от необходимости перепроверять
свое повседневное бытие, переродилась
в закостенелую организацию, не отвечающую
запросам жизни, духовным нуждам людей.
А культ личности Сталина, в котором государственная
власть пришла к собственному самообожествлению
и утвердила себя как высшую ценность,
привел к существенной деморализации
общества, когда классовые ценности ставились
выше родственных и общечеловеческих.
Секулярное государство, защищающее
свободу совести своих граждан, содействует
единству общества, построенному на терпимости,
уважении к правам и достоинству личности.
Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу -через обожении, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти.
К важнейшим религиозным
ценностям следует отнести
В условиях отсутствия прямого давления, непререкаемого авторитета, человек может сам, по достижению способности и желания мыслить, самостоятельно, из множества ценностей выбирать себе те, которые ему представляются верными или приходятся по вкусу. Эти ценности ведут между собой, в ментальности индивида, или диалог, или войну. Можно сказать, что они являются нашими богами, если мы отводим им в своей жизни самое почетное место. Апостол Павел пишет, что "есть так называемые боги, или на небе, или на земле, - так как есть много богов и господ много", но "мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого". В "Послании к Колоссянам" он дает расширительное понимание идолопоклонства, называя таковыми распутство, безнравственность, страсти, дурные желания, жадность. Таким образом, богом для нас является все то, к чему "липнет" наше сердце (М. Лютер). Это может быть не только Творец, которого человек легко заменяет идолом, оправдывая верой в него стремление насильственно оградить других людей от заблуждений, фанатизм, нетерпимость, злодеяния. Богами становятся для нас и мы сами, и наши желания или нация, государство, человечество, культура и ее ценности и т.д.
Человеку невозможно уйти от акта ценностного предпочтения. В этом смысле свобода выбора, писал М. Шелер, у него заключается лишь в избрании из множества ценностей хорошую и разумную или плохую, противную разуму идею абсолютного. Отметим, что от выбора ценности зависит весь строй человеческой жизни, его культуры и цивилизации. В этих условиях свобода мысли, совести, религии и убеждений являются противоядием от насильственного внедрения какой-либо идеологии.
Понимание (и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием. В условиях соединения государственной и церковной власти, подчинения церкви государству или государства церкви возникали идеи независимости церкви от государства, взаимного невмешательства церкви и государства в дела друг друга. Господство какого-то религиозного направления и стеснение инаковерия обуславливало оформление принципов веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести. Складывающийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развития правовых государств формулировалось равенство политических и гражданских прав независимо от вероисповедания. Расширение процесса секуляризации способствовало появлению представлений о свободе совести, осознанию права не только на исповедание религии, но и на неисповедание религии, на атеистические убеждения, утверждению светского государственного образования и воспитания.
Исторический опыт нашей страны показывает, к каким негативным последствиям приводит идея государственной религии и связанное с ней попрание свободы совести. В условиях несвободы происходит вырождение самой религии и ее ценностей. Так, многие русские мыслители социальные катастрофы, случившиеся в России в ХХ в., связывали с тем, что Русская Православная Церковь, находившаяся на положении служанки царизма, утратила доверие народа. Ее значительная часть, избавленная от необходимости перепроверять свое повседневное бытие, переродилась в закостенелую организацию, не отвечающую запросам жизни, духовным нуждам людей. А культ личности Сталина, в котором государственная власть пришла к собственному самообожествлению и утвердила себя как высшую ценность, привел к существенной деморализации общества, когда классовые ценности ставились выше родственных и общечеловеческих.
Секулярное государство, защищающее свободу совести своих граждан, содействует единству общества, построенному на терпимости, уважении к правам и достоинству личности.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/