Регигиозные школы Будды — Хинаяна и Махаяна

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Таутамы Будды, «Света Азии», известна довольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в Капилавасту (север Бихара, у предгорий Гималаев) и еще в юности отказался от светской жизни. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали молодому царевичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала ему возможность найти путь к освобождению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………4
I Учение Будды – четыре благородные истины………………………4
Отрицательное отношение к метафизике……………………4
Первая благородная истина — о наличии страданий……..5
Вторая благородная истина — о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев……………………………………………6
Третья благородная истина — о прекращении страданий.7
Четвертая благородная истина — о пути к освобождению..8
Философский смысл этического учения Будды…………...11
II. Школы Буддийской философии…………………………13
Школа шунья-вады мадхьямиков……………………………13
Школа субъективного идеализма йогачаров………………..15
Школа саутрантиков…………………………………………..16
Школа вайбхашиков………………………………………….17
IV. Регигиозные школы Будды — Хинаяна и Махаяна………………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 52.10 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

Основная  часть…………………………………………………………………4

      I Учение Будды – четыре благородные истины………………………4

    1. Отрицательное отношение к метафизике……………………4
    2. Первая благородная истина — о наличии страданий……..5
    3. Вторая благородная истина — о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев……………………………………………6
    4. Третья благородная истина —   о прекращении страданий.7
    5. Четвертая благородная истина — о пути к освобождению..8
    6. Философский смысл этического учения Будды…………...11

    II. Школы Буддийской философии…………………………13

    1. Школа шунья-вады мадхьямиков……………………………13
    2. Школа субъективного идеализма йогачаров………………..15
    3. Школа саутрантиков…………………………………………..16
    4. Школа вайбхашиков………………………………………….17

    IV. Регигиозные школы Будды — Хинаяна и Махаяна………………………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………………22

Список  литературы…………………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или  Таутамы Будды, «Света Азии», известна довольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в Капилавасту (север Бихара, у предгорий Гималаев) и еще в юности отказался от светской жизни. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали молодому царевичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала ему возможность найти путь к освобождению. Став аскетом, он без устали искал разрешения вопроса о действительном источнике всех страданий и о путях к полному избавлению от них. Будда искал ответ у многих религиозных учителей и во многих школах своего времени, подвергал себя тяжелым аскетическим испытаниям, но ничто не удовлетворялоего. Тогда он решил положиться на свои собственные силы. С железной волей, освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, он стремился раскрыть путем постоянных сосредоточенных размышлений тайну земных страданий, пока наконец его усилия не увенчались успехом. Сид-дхартха стал Буддой, или Просветленным. Его просветление заложило основы буддийской религии и философии, которые с течением времени распространились на Цейлон, Бирму, Сиам, Тибет, Китай, Японию и Корею.

     Подобно всем великим учителям древности, Будда  облекал свои поучения в форму  бесед и в течение долгого  времени, из поколения в поколение, они устно передавались от одних  учеников к другим. Источником нашего знания об учении Будды в настоящее  время является главным образом  «Трипитака» («Три корзины учений»),о которой говорят, что они содержат мысли Будды, переданные самыми близкими его учениками.

     Эти три канонические работы называются «Виная-питака», «Сутта-питака» и «Абхидхамма-питака». Первая работа содержит правила поведения, вторая является собранием проповедей и притч, третья ставит и рассматривает проблемы буддийской философии. Все три работы являются памятниками древней буддийской философии. Они написаны на языке пали.  

Основная  часть

     I. УЧЕНИЕ БУДДЫ—  ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

     1. Отрицательное отношение к метафизике

     Будда был главным образом учителем этики и реформатором, но не философом. Знакомство с его просветлением  указывает человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания. Когда кто-нибудь задавал  Будде метафизические вопросы о  том, отлична ли душа от тела, бессмертна ли она, конечен или бесконечен мир, вечен он или не вечен и т. д.,— он отказывался отвечать. Он считал, что обсуждение проблем, для разрешения которых нет достаточных возможностей, приводит лишь к образованию различных пристрастных мнений, напоминающих противоречивые односторонние описания слона, сделанные слепыми, которые ощупали различные части его тела 1.

     Будда, приводя в пример, ряд метафизических взглядов предшествовавших ему мыслителей, показал, что все они отличаются друг от друга, так как они основывались на неопределенном чувственном опыте, желаниях, надеждах и опасениях 2. Будда неоднократно указывал, что следует избегать умозрений подобного рода, ибо они не только не приближают человека к его единственной цели — архатству (состоянию освобождения от всякого страдания), но, наоборот, запутывают его в им же самим сплетаемую сеть теорий 3. Самая настоятельная задача — положить конец несчастьям.Тот, кто посвящает себя теоретическим умствованиям оду-ше и мире,изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того, чтобы попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отравленную стрелу, размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее пустил 1.

     Будда часто упоминает десять вопросов 2, которые он считает неопределенными  и этически бесполезными. Он считает бесполезными следующие вопросы: 1) Вечен ли мир? 2) Или он невечен? 3) Конечен ли мир? 4) Или он бесконечен? 5) Тождественна ли душа с телом? 6) Отлична ли душа от тела? 7) Бессмертен ли познавший истину? 8) Или он смертей? 9) Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным? 10) Будет ли он бессмертным или смертным? Эти вопросы известны в буддийской литературе как «десять неразрешимых вопросов» и являются предметом трактата Авья-ката Саньютты, называемого «Саньютта-никая» 3.

     Вместо  рассмотрения метафизических проблем, бесполезных для морального усовершенствования и недоступных познанию. Будда  всегда стремился просвещать людей  по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении  и прекращении, а также о пути, ведущем к прекращению страдания. «Это,— говорит Будда,— приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению  страдания, к успокоению, познанию высшей мудрости, к нирване» .

     Ответы  на эти четыре вопроса составляют, как 1 мы знаем, сущность просветления Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали известны под названием «четырех благородных истин»: 1) жизнь в мире полна страданий, 2) есть причина этих страданий, 3) можно прекратить страдания, 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий. Все учение Будды сосредоточено вокруг этих четырех истин.

     2. Первая благородная истина — о наличии страданий

     Молодой Сиддхартхи был поражен увиденными картинами страданий человека —  болезнями, старостью и смертью. Однако просветленный Будда увидел не просто и не только эти картины, но и сами существенные условия жизни  людей и животных, вызывающие все  без исключения несчастья.

     Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, / печаль, желание, отчаяние — короче, все, что  с' порождено привязанностью к земному, есть страдание 1.

     В первой части мы уже указывали, что  пессимизм подобного рода присущ всем индийским философским системам; и в подчеркивании особого  значения первой благородной истины Будду поддерживали все крупнейшие индийские мыслители. Чарваки, конечно, могли отвергать осуждение Буддой вообще всякой мирской жизни и указать на различные источники удовольствий, существующие в жизни наряду с источниками страданий. Но Будда и многие другие индий- , ские мыслители могли бы возразить им на это, что мирские радости представляются удовольствием лишь близоруким людям. Кратковременность этих удовольствий, горе, испытываемое при их утрате, вечная боязнь потерять их и другие тяжелые последствия сводят на нет все радости жизни и превращают их в подлинные источники страха и скорби.

     3. Вторая благородная  истина — о  причине страданий.  Цепь из двенадцати  звеньев

     Хотя  наличие страданий признается всеми  индийскими мыслителями, но в определении  этого в' ненормального явления  они не всегда единодушны. Происхождение  зла объясняется Буддой с помощью  особой концепции естественной причинной  связи. Согласно этой теории, нет ничего необусловленного — все зависит  от определенных условий. Так как  каждое событие порождается некоторыми условиями, должно существовать нечто, бытие которого порождает страдание.

     Земные  страдания (старость, смерть, отчаяние, печаль и т. п., кратко обозначаемые словом «джара-марана»), учит Будда, возникают из факта, рождения (цжатн). Если бы человек не был рожден, он не знал этих тягостных состояний. Рождение, в свою очередь, обусловлено стремлением к становлению (бхава)1, силой слепого стремления или предрасположения к рождению, cipeM-лением, вызывающим наше рождение. Но что вызывает это стремление? Наша умственная приверженность («схватывание») к земным вещам является условием наших желаний быть рожденными. Эта приверженность, в свою очередь, возникает из нашей жажды, страстного стремления наслаждаться предметами внешнего мира: зрелищами, звуками и т. д. Но откуда происходит это желание? Мы ведь не можем стремиться иметь вещи, которые мы не испробовали, не видели раньше. Предыдущий чувственный опыт, скрашенный некоторыми приятными ощущениями, является причиной жажды, страстного стремления. Но ведь чувственный опыт невозможен без соприкосновения, то есть без контакта между органами чувств и объектами. Этот контакт, в свою очередь, не мог бы возникнуть, если бы не было шести органов познания: пяти чувств и ума (шадаятана). Наличие Э1их шести органов внешнего познания зависит от телесно-духовного организма, который составляет воспринимаемое существо человека. Но этот организм не мог бы развиться во чреве матери и родиться, если бы он был мертв, то есть лишен сознания. Сознание же, которое входит в зародыш еще во чреве матери, является только результатом впечатлений нашего прошлого бытия. Последняя же ступень (состояние) нашей прошлой жизни, ступень, предшествовавшая нашей сегодняшней жизни, в свою очередь, содержит в концентрированном виде все впечатления, результаты всех предшествовавших, прошлых деяний. Впечатления, которые ведут к новому рождению, вытекают из неведения истины. Если бы преходящая, полная страданий природа земного существования была познана человеком вполне, тогда бы у нас не могло возникнуть кармы, порождающей новое рождение. Неведение, следовательно, есть коренная причина впечатлений, то есть стремлений к новому рождению.

     4. Третья благородная истина —   о прекращении страданий

     Третья  благородная истина — о прекращении  страданий — вытекает из второй: о том, что несчастье зависит  от некоторых условий. Если устранить  условия, порождающие несчастья, то прекратится и страдание. Попытаемся ясно представить себе истинную природу  состояния, называемого прекращением страдания.

     Прежде  всего, следует заметить, что освобождение от страданий достижимо и в этой жизни, если только будут выполняться определенные условия. Когда совершенный контроль над страстями и постоянное размышление об истине ведут человека через четыре степени самоуглубления к совершенной мудрости (о чем будет сказано ниже), тогда он освобождается от власти земных страстей. Он порывает узы, связывающие его с миром. Тем самым он становится свободным, освобожденным. О таком человеке говорят, что он стал архатом, то есть почтенным лицом. Это состояние освобождения чаще называется нирваной — угашением страстей, а вместе с ними и страданий.

     Затем следует вспомнить, что достижение этого состояния вовсе не означает состояния бездеятельности, как  ошибочно многие себе представляют. Верно, конечно, что для достижения совершенного, ясного и надежного познания четырехсторонней истины надо полностью отвлечься  от внешнего и внутреннего мира, а также от других идей и целиком сосредоточиться на неустанном размышлении о четырех благородных истинах во всех их аспектах. Но, достигнув совершенной мудрости посредством сосредоточенного мышления, освобожденный человек не должен вечно оставаться погруженным в размышление и совершенно отстраниться от активного участия в жизни.

     Мы  знаем, какую деятельную жизнь вел  сам Будда в течение сорока пяти лет после своего просветления — странствуя, проповедуя и основывая  братства даже в последние дни  своей жизни, будучи восьмидесятилетним стариком. Таким образом, для самого основателя буддизма освобождение не означало прекращения активной деятельности.

     5. Четвертая благородная истина — о пути к освобождению

     Четвертая благородная истина, как мы уже  видели, указывает путь (марга) к освобождению от страданий, путь, по которому следовал Будда и могут следовать другие. Руководство к следованию по этому пути — познание основных причин страдания. Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и поэтому носит название благородного «восьмеричного пути» 2. Этот путь дает представление о буддийской морали; он открыт для всех — и монахов и непосвященных 3. Следующий этому благородному пути достигает следующих восьми добродетелей:

Информация о работе Регигиозные школы Будды — Хинаяна и Махаяна