Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:44, реферат
Рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Так например к основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".
Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом", передаваемым от поколения к поколению.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Признаки и принципы эмпиризма и рационализма……………….4
Глава 2 Отличия и взаимосвязь чувственного и рационального в научном познании………………………………………………………………………7
Глава 3 Основные направления эмпиризма и рационализма……………...10
Заключение……………………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………………….
Министерство образования и науки Российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский
государственный архитектурно-
(ННГАСУ)
______________________________
Гуманитарно–художественный институт
Кафедра культурологии
Дисциплина : «Философия»
Реферат по теме:
Рационализм и эмпиризм нового времени
Выполнила
группы КЛ 1.10
П.С. Севоднясева
Проверила
канд. филос. наук
М.И. Холодилова
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Признаки и принципы эмпиризма и рационализма……………….4
Глава
2 Отличия и взаимосвязь
чувственного и рационального в научном
познании…………………………………………………………
Глава 3 Основные направления эмпиризма и рационализма……………...10
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Так например к основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".
Принижение роли чувств и ощущений
восприятия в форме которого
реализуется связь с миром влечет
за собой отрыв от реального
объекта познания. Обращение к разуму
как единственному научному
источнику знания привело рационалиста
Декарта к заключению о существовании
врожденных идей. Хотя, с точки зрения
материализма, это можно назвать "генетическим
кодом", передаваемым от поколения
к поколению. С ним перекликается
Лейбниц, предполагая наличие предрасположений
(задатков) мышления. Эмпиризм рассматривается
как другой, совершенно иной, подход к
научному знанию, получению его, определения
его истинности. Эмпиризм не
признает ничего общего, ничего, что не
было бы подтверждено чувственным опытом,
т.е. первостепенная роль признается за
опытом, а уж потом разум. Эти два направления
зародились примерно в одно
время, но с самого начала были
диаметрально противоположны друг
другу. Но именно несхожесть
этих взглядов и споры между ними, помогали
каждому из них развиваться
и совершенствоваться.
Глава
1 Признаки и принципы
эмпиризма и рационализма
Европейскую философию 17 века условно принято называть философией нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640–1688). Франция переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.
В силу всего перечисленного, философия Нового времени не является
тематически и содержательно однородной, она представлена различными национальными школами и персоналиями. Но, несмотря на все различия, сущность философских устремлений у всех одна: доказать, что между фактическим и логическим положением дел существует принципиальное тождество. По вопросу о том, как реализуется это тождество, существуют две философские традиции: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая
чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.
В 18 веке английская буржуазия достигла своих целей, практически закрепив свое экономическое господство. Это господство требовало политического оформления, закрепления консервативных тенденций и
стабилизационных настроений. Традиционно носителем этих настроений и тенденций являлась религия, и поэтому обращение к ней стало естественным шагом буржуазной идеологии. В философии это проявилось в распространении идеалистической философии. Она сыграла положительную роль в развитии эмпиризма, ибо все наработанное в эмпирической и деистической философии требовало проверки и обоснования через своеобразную «провокацию» идеалистическими аргументами.
Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания. Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума.
Для рационализма разум – высший судия. Разум – критерий истины. Все должно быть подвергнуто критике и оценке разума: и религия, и
законодательство, и сам разум. И только то имеет право на существование,
что «может устоять перед свободным и открытым испытанием». Рационализм появляется как реакция на схоластический способ мышления, с
его готовыми истинами и непререкаемыми «авторитетами». Рационализм делает ставку на человека, на его разум. Логика его проста и понятна. Человек существо разумное. Мир, окружающий его, тоже разумен, следовательно, разумный человек, познав разумный мир, может построить разумную жизнь. Основоположником этого направления является Р.Декарт. Основным признаком его рационализма можно считать выведение факта существования из факта мышления. Это выведение осуществляется с помощью операции дедукции из врожденных разуму идей. В состав врожденных идей Декарт включает: бытие Бога, существования понятия, свободу воли.
Декарт уравнял все вещи мира перед человеческим интеллектом. Начала, или принципы, природы он перенес из объективного мира в человеческий разум. Это позволило исключить природное неравенство вещей и применить к их познанию количественную характеристику, математические методы.
Философское сознание 17 века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но – противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и
индивидуально-личностного.
Мир воспринимается как нечто противостоящее
человеку, отсюда – неизбежность размышлений
не только о путях познания
этого мира, но и собственных познавательных
возможностях. Поэтому философия нового
времени представляет собой
процесс острых дискуссий
и борьбы сенсуализма и рационализма,
индуктивного и дедуктивного способов
познания, столкновения эмоционального
и рационального в осмыслении
самой сущности человека. В конечном
счете все эти споры приведут к формированию
Кантом знаменитых антимоний.
Глава
2 Отличия
и взаимосвязь чувственного
и рационального в научном
познании
В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Чувственное, или сенситивное, познание - это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущении, восприятии, представлении Философия.
Необходимо подчеркнуть, что познавательная деятельность людей не сводится к одному лишь чувственному восприятию. Оно включает в себя и рациональное познание, о котором также нельзя сказать, что оно представляет собой чистую рациональность.
Здесь мы сталкиваемся с переплетением чувственного и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Но при построении теории используются также и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания, ибо представления, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания.
Даже сложные и высокоматематизированные теории включают в свой состав представления типа идеального маятника, абсолютно твердого тела, идеального обмена товаров, когда товар обменивается на товар строго в соответствии с законом стоимости, и т. д. Все эти идеализированные объекты являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные эксперименты. Результатом же этих экспериментов является выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Таким образом, теория всегда содержит чувственно наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне – рациональное.
Различение эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета исследования, 2) тип применяемых средств исследования, 3) особенности метода.
Существуют различия между предметом теоретического и эмпирического исследования. Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.