Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:13, реферат
Одним из крупнейших представителей философии нового времени был Фрэнсис Бэкон, основатель эмпиризма(т.е. направления в теории познания, признающего чувственный опыт источником познания). Он первый выдвинул идею вооружить науку системой методов в своем трактате “Новый органон” в 1620 году. Еще одним выдающимся деятелем начала Нового Времени является французский философ Рене Декарт, который в свою очередь является одним из основателей рационализма, метода познания, в основу которого положен человеческий разум. Декарт являлся противником эмпирического метода познания, считая, что чувственное не может быть истинным. В данной работе я постараюсь представить основные идеи каждого из противоположных взглядов и провести их посильный анализ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…...…3
ГЛАВА 1. Эмпиризм Ф. Бекона…………………....……………..5
1.1 Эмпирический метод познания, индукция и эксперимент
1.2. Заблуждения разума, “Идолы”в процессе познания
ГЛАВА 2. Рационализм Р. Декарта ……….……………………..9
2.1. Методология Декарта.
2.2. Метафизика Декарта- субстанции и их атрибуты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….13
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………….14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова»
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Студента группы 724 2 курса ИЭФ
Нестерова Максима Борисовича
Тема № 41:
Рационализм Р. Декарта и эмпиризм Ф. Бэкона.
Реферат проверил:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…
ГЛАВА 1. Эмпиризм Ф. Бекона…………………....……………..5
1.1 Эмпирический метод познания, индукция и эксперимент
1.2. Заблуждения разума, “Идолы”в процессе познания
ГЛАВА 2. Рационализм Р. Декарта ……….……………………..9
2.1. Методология Декарта.
2.2. Метафизика Декарта- субстанции и их атрибуты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….13
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………….14
XVII век стал
переломным в развитии
Потребности мореходства определили развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опиралась, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.
Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. И. Ньютон сформулировал основные законы механики, в том числе закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического элемента. Английский физик У. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита. В. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц.
Такое развитие науки не могло не оказать воздействия на философию своего времени. В философии произошёл решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникло учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Определилась
просветительско-модернистская
В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие, и поэтому главной наукой стало естествознание. Произошло "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.
Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика (наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов).
Формируется механическая и метафизическая картина мира. С позиции данной картины мира трактуются все явления природы (машины, созданной Творцом). В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и её “стартовый толчок”. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.
Развитие науки побудило философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Философия перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности. Акцент философов 17 века - на методологических проблемах. Познание у них рассматривается как зеркальное действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего наблюдателя.
17 век - время
критики Средневековой
Одним из крупнейших представителей философии нового времени был Фрэнсис Бэкон, основатель эмпиризма(т.е. направления в теории познания, признающего чувственный опыт источником познания). Он первый выдвинул идею вооружить науку системой методов в своем трактате “Новый органон” в 1620 году. Еще одним выдающимся деятелем начала Нового Времени является французский философ Рене Декарт, который в свою очередь является одним из основателей рационализма, метода познания, в основу которого положен человеческий разум. Декарт являлся противником эмпирического метода познания, считая, что чувственное не может быть истинным. В данной работе я постараюсь представить основные идеи каждого из противоположных взглядов и провести их посильный анализ.
ГЛАВА 1. ЭМПИРИЗМ Ф. БЭКОНА.
1.1 Эмпирический метод познания. Индукция и эксперимент.
Ф. Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в вышеупомянутом трактате “Новый Органон”. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую он определял как бездушный материал, цель которого – быть использованным человеком.
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» (от латинского Scientia potentia est).
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: познание добра и зла и познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
Бэкон не только заложил основы материалистического понимания природы, но и дал обоснование индуктивному методу как движению мысли от частного к общему.
По его мнению, существуют три основных пути познания - паука, муравья и пчелы1. «Путь паука» представляет собой попытку выведения истин из самого сознания при полнейшем пренебрежении к фактам. «Путь муравья» - это узкий путь, представители которого собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Истинным является «путь пчелы», который соединяет в себе достоинства названных «путей» и свободен от недостатков каждого из них. Таким образом, единство чувственного опыта и размышлений может быть верным руководителем на дороге к истине.
Бэкон считал, что метод «пчелы» помогает обнаружить материальные причины и обеспечивает изучение самой материи и законов ее действия. Материя многокачественна, ей присущи различные формы движения: колебание, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, жизненный дух, мука и т.д. Эти формы были фактически характеристиками механической формы движения материи, которая в то время была наиболее полно изучена.
Люди, по мнению Бэкона, могут быть господами и хозяевами природы. Однако степень господства человека над природой зависит от уровня развития его знаний. Отсюда следует, что «знание и могущество человека совпадают».
Важное место
в философской системе Бэкона
занимает критика господствующей в
средние века схоластической философии,
которую он считал главным препятствием
на пути изучения природы. Бэкон говорил,
что схоластическая философия плодотворна
на словах, но бесплодна в делах
и не дала миру ничего, кроме споров
и препирательств. Коренной порок
схоластики Бэкон усматривал в ее
абстрактности, выразившейся, по его
мнению, в сосредоточенности всей
мыслительной деятельности на силлогизмах,
на выведении из общих положений
соответствующих частных
Исследовательский
метод, разработанный Бэконом —
ранний предшественник научного метода.
Метод был предложен в
Предложенный Бэконом метод, предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице. Таким образом, весь объем эмпирического индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Среди них: 1) Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления); 2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах); 3) Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете); 4) Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типично для него);
5) Таблица «сбора плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах)3.
1.2 ЗАБЛУЖДЕНИЯ РАЗУМА, “ИДОЛЫ” В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ.
Для реформы науки и развития естествознания необходимо было, по мнению Бэкона, научиться правильному мышлению. Это, в свою очередь, требует очищения разума от заблуждений, выступающих препятствием на пути познания природы. Бэкон выделил четыре рода заблуждений, которые он называет идолами или призраками.
Идолами рода
Бэкон считал ложные представления
о мире, которые присущи всему
человеческому роду и являются результатом
ограниченности человеческого ума
и органов чувств. Эта ограниченность
чаще всего проявляется в наделении
природных явлений или вещей
человеческими
Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его
суждения
о вещах и процессах
К идолам рынка или площади Бэкон относит ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из-за слов, увлечении словопрениями, что в конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания. Идолами рынка или площади Бэкон их называет потому, что в средневековых городах и во времена Бэкона схоластические словопрения по поводу таких проблем как, например, сколько чертей может разместиться на конце иглы, происходили в местах скопления людей — рынках и площадях.
Информация о работе Рационализм Р. Декарта и эмпиризм Ф. Бэкона