Рационализм Р. Декарта и эмпиризм Ф. Бэкона

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:13, реферат

Описание работы

Одним из крупнейших представителей философии нового времени был Фрэнсис Бэкон, основатель эмпиризма(т.е. направления в теории познания, признающего чувственный опыт источником познания). Он первый выдвинул идею вооружить науку системой методов в своем трактате “Новый органон” в 1620 году. Еще одним выдающимся деятелем начала Нового Времени является французский философ Рене Декарт, который в свою очередь является одним из основателей рационализма, метода познания, в основу которого положен человеческий разум. Декарт являлся противником эмпирического метода познания, считая, что чувственное не может быть истинным. В данной работе я постараюсь представить основные идеи каждого из противоположных взглядов и провести их посильный анализ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…...…3
ГЛАВА 1. Эмпиризм Ф. Бекона…………………....……………..5
1.1 Эмпирический метод познания, индукция и эксперимент
1.2. Заблуждения разума, “Идолы”в процессе познания
ГЛАВА 2. Рационализм Р. Декарта ……….……………………..9
2.1. Методология Декарта.
2.2. Метафизика Декарта- субстанции и их атрибуты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….13
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………….14

Работа содержит 1 файл

Нестеров_724_Рационализм Р. Декарта и эмпиризм Ф. Бэкона. -.docx

— 41.11 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова»

 

 

 

                  ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

                                                        РЕФЕРАТ

 

 

 

 Студента группы 724  2 курса ИЭФ

Нестерова Максима Борисовича

 

 

 

Тема № 41:

 

Рационализм Р. Декарта и эмпиризм Ф. Бэкона.

 

 

 

 

 

Реферат проверил:

 

                                                                                                      Ткаченко Д.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

                                                  Москва  2012

                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…...…3

ГЛАВА 1. Эмпиризм Ф. Бекона…………………....……………..5

1.1 Эмпирический метод познания, индукция и эксперимент

1.2. Заблуждения разума, “Идолы”в процессе познания

ГЛАВА 2. Рационализм Р. Декарта ……….……………………..9

2.1. Методология Декарта.

2.2. Метафизика Декарта- субстанции и их атрибуты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………….13

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ.

 

XVII век стал  переломным в развитии европейской  истории. Произошло становление  капитализма, означавшее радикальные  изменения не только в области  экономики, политики, социальных  отношениях (революции в Нидерландах,  Англии), но и в сознании людей.  Важнейшим фактором такого изменения  общественного сознания явилась  наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание.

 

Потребности мореходства определили развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опиралась, прежде всего, на практику материального  производства: изобретение машин  в текстильной промышленности, совершенствование  орудий производства в угольной и  металлургической промышленности.

 

Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. И. Ньютон сформулировал  основные законы механики, в том  числе закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического  элемента. Английский физик У. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита. В. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его  роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц.

 

Такое развитие науки не могло не оказать воздействия  на философию своего времени. В философии  произошёл решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникло учение о всемогуществе разума и  безграничных возможностях научного исследования.

 

Определилась  просветительско-модернистская философская  парадигма, формируется вера в неограниченные возможности разума.

 

В Новое Время  в отличие от античности и Средневековья  сформировалось новое представление  о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось  стремление познать природу. Природа  стала пониматься как практическое бытие, и поэтому главной наукой стало естествознание. Произошло "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.

 

Особенностью  науки Нового Времени является, с  одной стороны, опора на опытно-экспериментальное  знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика (наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов).

 

Формируется механическая и метафизическая картина  мира. С позиции данной картины  мира трактуются все явления природы (машины, созданной Творцом). В данной картине мира роль Бога сведена к  минимуму - создание материи и её “стартовый толчок”. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.

 

Развитие  науки побудило философов постоянно  согласовывать свои представления  с достижениями науки. Философия  перенимает у естествознания стиль  мышления, идеалы, ценности. Акцент философов 17 века - на методологических проблемах. Познание у них рассматривается  как зеркальное действительности в  сознании человека. Разуму отводится  роль стороннего наблюдателя.

 

17 век - время  критики Средневековой схоластики. Наиболее ярый критики схоластики утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Именно они заложили фундамент эмпиризма (источник познания - в опыте). Для эмпиризма характерно взаимодействие 2-х источников получения знания - органов чувств человека и разума. Часть из них видели в математике проявление "естественного света человеческого разума, который способен проникнуть в любую тайну и постичь истину".

 

Одним из крупнейших представителей философии нового времени  был Фрэнсис Бэкон, основатель эмпиризма(т.е. направления в теории познания, признающего чувственный опыт источником познания). Он первый выдвинул идею вооружить науку системой методов в своем трактате “Новый органон” в 1620 году.  Еще одним выдающимся деятелем начала Нового Времени является французский философ Рене Декарт, который в свою очередь является одним из основателей рационализма, метода познания, в основу которого положен человеческий разум. Декарт являлся противником эмпирического метода познания, считая, что чувственное не может быть истинным. В данной работе я постараюсь представить основные идеи каждого из противоположных взглядов и провести их посильный анализ.

 

                        

 

 

 

                             

 

 

                                ГЛАВА 1. ЭМПИРИЗМ Ф. БЭКОНА.

 

1.1      Эмпирический метод познания. Индукция и эксперимент.

 

Ф. Бэкон  начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной  методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего  мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. Свой подход к  проблемам науки Бэкон изложил  в вышеупомянутом трактате “Новый Органон”. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую он определял  как бездушный материал, цель которого – быть использованным человеком.

 

В целом великое  достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» (от латинского Scientia potentia est).

 

Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав  их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который  жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два  рода познания: познание добра и  зла и  познание сотворенных Богом  вещей.

 

Познание  добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью  своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы  умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

 

Бэкон не только заложил основы материалистического  понимания природы, но и дал обоснование  индуктивному методу как движению мысли  от частного к общему.

 

По его  мнению, существуют три основных пути познания - паука, муравья и пчелы1. «Путь паука» представляет собой попытку выведения истин из самого сознания при полнейшем пренебрежении к фактам. «Путь муравья» - это узкий путь, представители которого собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Истинным является «путь пчелы», который соединяет в себе достоинства названных «путей» и свободен от недостатков каждого из них. Таким образом, единство чувственного опыта и размышлений может быть верным руководителем на дороге к истине.

 

Бэкон считал, что метод «пчелы» помогает обнаружить материальные причины и обеспечивает изучение самой материи и законов  ее действия. Материя многокачественна, ей присущи различные формы движения: колебание, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, жизненный дух, мука и т.д. Эти формы были фактически характеристиками механической формы движения материи, которая в то время была наиболее полно изучена.

 

Люди, по мнению Бэкона, могут быть господами и  хозяевами природы. Однако степень  господства человека над природой зависит  от уровня развития его знаний. Отсюда следует, что «знание и могущество человека совпадают».

 

Важное место  в философской системе Бэкона занимает критика господствующей в  средние века схоластической философии, которую он считал главным препятствием на пути изучения природы. Бэкон говорил, что схоластическая философия плодотворна  на словах, но бесплодна в делах  и не дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок  схоластики Бэкон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его  мнению, в сосредоточенности всей мыслительной деятельности на силлогизмах, на выведении из общих положений  соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал, что пользуясь  только силлогизмами, нельзя достичь  подлинного познания вещей и законов  природы. Схоластической теории силлогизма, как основной формы познания, Бэкон  противопоставил индуктивный метод.

 

 

Исследовательский метод, разработанный Бэконом —  ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении  Бэкона “Новый Органон”2  и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Органон» Аристотеля почти 2 тысячелетия назад. Согласно Ф.Бэкону, все, что воспринимается органами чувств должно быть подтверждено опытом, т.е. экспериментом. Отсюда берет начало экспериментальный метод научного познания, который строится на мыслительной операции, который называется индукция. Бэкон учил, что индукция — это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции — от частного к общему.

 

Предложенный  Бэконом метод, предусматривает  последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых  фиксируется в соответствующей таблице. Таким образом, весь объем эмпирического индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Среди них: 1) Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления); 2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах); 3) Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете); 4) Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типично для него);

5) Таблица  «сбора плодов» (формирование  вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах)3.

 

1.2 ЗАБЛУЖДЕНИЯ РАЗУМА, “ИДОЛЫ” В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ.

 

Для реформы  науки и развития естествознания необходимо было, по мнению Бэкона, научиться  правильному мышлению. Это, в свою очередь, требует очищения разума от заблуждений, выступающих препятствием на пути познания природы. Бэкон выделил  четыре рода заблуждений, которые он называет идолами или призраками.

 

Идолами рода Бэкон считал ложные представления  о мире, которые присущи всему  человеческому роду и являются результатом  ограниченности человеческого ума  и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в наделении  природных явлений или вещей  человеческими характеристиками, примешивание к естественной природе своей  собственной человеческой природы. Чтобы уменьшить вред, наносимый  по знанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов  чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.

 

Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления  о действительности, связанные с  субъективностью восприятия окружающего  мира. У каждого человека, считает  Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, что накладывает  отпечаток на все его

суждения  о вещах и процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности и есть причина данного вида заблуждений.

 

К идолам рынка  или площади Бэкон относит  ложные представления людей, порожденные  неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет  к пустым бесплодным спорам из-за слов, увлечении словопрениями, что в конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания. Идолами рынка или площади Бэкон их называет потому, что в средневековых городах и во времена Бэкона схоластические словопрения по поводу таких проблем как, например, сколько чертей может разместиться на конце иглы, происходили в местах скопления людей — рынках и площадях.

Информация о работе Рационализм Р. Декарта и эмпиризм Ф. Бэкона