Рационализм Декарта и его значение для мировой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 07:47, контрольная работа

Описание работы

Западная философия Нового времени открывает новый период в развитии философской мысли. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 29.65 Кб (Скачать)

Введение

     Западная  философия  Нового времени открывает  новый период в развитии философской  мысли. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в  экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Жизнь  рождает новых гениев. Бурно  развивается наука, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, основы которого заложил  Галилео Галилей. Этот период именуют  эпохой научной революции.

     Если  во времена средневековья главные  усилия человеческих умов были направлены на обоснование существования Бога и доказательства величия его  творения, то в этот период наука  и разум рассматриваются как  полезные инструменты созидания  и преобразования мира.

     Своим развитием философия Нового времени  обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с  естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и  собственно философии.

     Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский философ  Фрэнсис  Бэкон (1561-1626). В своих исследованиях  он вступил на путь опыта и обратил  внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и  опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить, прежде всего, практический характер. Бэкон дал философское обоснование  нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного (метод познания, связанный с обобщением наблюдений и экспериментов) метода исследования.

     Наука, по его мнению, не может служить  только целям обоснования Бога, а  также быть знанием ради сознания. Конечная цель науки- изобретения и  открытия. Цель изобретений и открытий- человеческая польза: удовлетворение потребностей и улучшение жизни  людей, повышение потенциала энергии, умножения власти человека над природой.

     Еще один английский философ того времени  Томас Гоббс (1588-1679), был секретарем у Ф.Бэкона. Его общефилософские  взгляды базируются на чисто механическом принципе, сложившемся под влиянием Евклида и Галилея, согласно, которому реальны только тела, а их атрибуты- величина, движение и свойства- субъективны. Все рассуждения людей уподобляются счету: математика – счет величин, другие науки - счет слов. Теория познания строилась им на принципах суализма ( от лат. sensus – чувство, ощущение). Предметом философии Гоббса является учение о теле, о человеке, о гражданине. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие рационализма. Рационалисты и эмпирики

     Если  Ф.Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, а Т. Гоббс несколько  расширил эмпиризм Бэкона за счет математики, то французский математик и философ  Рене Декарт, напротив, поставил на первое место разум, сведя роль опыта  к простой практической проверке данных интеллекта.

     Поскольку Бэкон и Декарт были людьми одной  эпохи, их системы имели много  общего. Этих философов сближала разработка проблем методологии научного исследования. Их методология заключалась в  стремлении к достижению таких знаний, которые бы усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью  или средством доказательства религиозных  истин. Другая важная черта декартовой методологии, является критика схоластической силлогистики (схоластика- общее название средневековой идеалистической  философии, строившей философскую  систему не на анализе действительности, а на догматах церкви; силлогизм- умозаключение, в котором из двух ранее установленных  суждений, называемых посылками, получается третье суждение, называемое выводом). Схоластика, считала силлогизм главным  орудием познавательных усилий человека. И Бэкон, и Декарт не отказывались от применения силлогизма как способа  рассуждения, средства сообщения уже  открытых истин, но, по их мнению, нового знания силлогизм дать не может. Поэтому  они стремились к разработке  эффективного и универсального метода в отыскании нового знания.

  Но путь разработанный Декартом, отличался от пути, предложенного Бэконом. Метод Декарта называют рационалистическим.

     Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой, как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.

     Согласно  онтологическому рационализму в  основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

     Основная  идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум.  Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — "Знание — сила").

     Эмпиризм  — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).

     Главными  аргументами рационалистов в  споре с эмпириками были следующие:

  • сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
  • разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.

   Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.

   К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и другие), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

  Краткая биография Рене Декарта

   Рене  Декарт (1596—1650) — французский философ, математик, физик, физиолог. Автор многих открытий в математике и естествознании. После окончания одного из лучших учебных заведений тогдашней Франции — основанной иезуитами коллегии Ла Флеш, служил вольнонаемным офицером, в 1629—1649 жил в Голландии, где написал свои основные сочинения: "Рассуждение о методе" (1637), "Метафизические размышления" ("Размышления о первой философии...") (1641), "Начала философии" (1644), "Страсти души" (1649). Декарт — один из основоположников "новой философии" и новой науки, "архитектор" интеллектуальной революции 17 в.

Рационализм Рене Декарта

     Декарт  отдавал должное опытно-экспериментальным  исследованиям в естественных науках, он неоднократно подчеркивал значение опыта в научном познании. Но научные  открытия, по мнению Декарта, совершаются  не вследствие опытов, сколь искусными  бы они не были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты. Преимущественная ориентация на деятельность человеческого ума в процессе познания и делает методологию Декарта рационалистической.

     Рационализм Декарта основывается на том, что  он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Бэкон прошел мимо такого эффективного и могучего способа  осмысления опытных данных, каким  в его эпоху становилась математика. Декарт же, будучи одним из великих  математиков своего времени, выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. Французский философ при  этом истолковывал математику не просто как науку о величинах, но и  как науку о порядке и мере, царящей во всей природе. В математике Декарт более всего ценил то, что  с ее помощью можно прийти к  твердым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт. Рационалистический метод Декарта и представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика.

     Суть  рационалистического метода Декарта  сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться  от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных  истин, то есть, в основе познания, по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, — это твердое и  отчетливое представление, рождающееся  в здоровом уме посредством воззрения  самого ума, настолько простое и  отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум  должен из этих интуитивных воззрений  на основе дедукции вывести все необходимые  следствия. Дедукция — это такое  действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.

     Дедукция, по Декарту, необходима потому, что  вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно  прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помощью  дедукции мы неизвестное делаем известным.

   Декарт  сформулировал следующие три  основных правила дедуктивного метода:

  • Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.
  • Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.
  • В вопросе также должно содержаться нечто известное.

     Таким образом, дедукция — это определение  неизвестного через ранее познанное  и известное.

     После определения основных положений  метода перед Декартом встала задача сформировать такой исходный достоверный  принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции, можно было бы логически вывести все остальные  понятия философской системы, то есть Декарт должен был осуществить  интеллектуальную интуицию. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с  сомнения. Декарт подверг сомнению истинность всех знаний, которыми располагало  человечество. Провозгласив сомнения в качестве исходного пункта всякого  исследования, Декарт ставил цель —  помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон), от всех фантастических и ложных представлений, принятых на веру, и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания, и вместе с тем, найти искомый, исходный принцип, отчетливое ясное  представление, которое уже нельзя подвергнуть сомнению. Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о мире, мы можем легко допустить, писал Декарт, «что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела. Но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих вещей. Столь же нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время как оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение «я мыслю, следовательно я существую» истинно и, что оно поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений» (Декарт Р. Избр. произв. — М., 1950. —С. 428).

     Следует отметить, что принцип сомнения применялся в философии и до Декарта в  античном скептицизме, в учении Августина, в учении Ш. Монтеня и др. Уже  Августин на основе сомнения утверждал  достоверность существования мыслящего  существа. Следовательно, в этих вопросах Декарт не оригинален и находится  в русле философской традиции. За пределы этой традиции его выводит крайне рационалистическое положение, что только мышление обладает абсолютной и непосредственной достоверностью. Оригинальность Декарта состоит в том, что он приписывает несомненный характер самому сомнению, мышлению и бытию субъекта мышления: обратившись к самому себе, сомнение, по Декарту, исчезает. Сомнению противостоит непосредственная ясность самого факта мышления, мышления, не зависящего от своего предмета, от предмета сомнения.

Информация о работе Рационализм Декарта и его значение для мировой философии