Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:18, контрольная работа
XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии.
Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.
I. Введение --------------------------------------------------------------------------------- 3
II. Основная часть
Р. Декарт: основание рационализма ------------------------------------------- 4
Метод Р. Декарта ----------------------------------------------------------------- 6
Сомнение и несомненное -------------------------------------------------------- 8
Учение о Боге --------------------------------------------------------------------- 10
Философия природы ------------------------------------------------------------- 11
Тело и душа ----------------------------------------------------------------------- 12
III. Заключение ------------------------------------------------------------------------- 14
IV. Список используемых источников ------------------------------------------- 15
Контрольная работа
по дисциплине: «Философия»
Тема:
«Рационализм Р. Декарта»
2011
Содержание:
I.
Введение ------------------------------
II. Основная часть
III.
Заключение ------------------------------
IV.
Список используемых
источников ------------------------------
XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии.
Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.
У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).
В XVII веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.
На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
Рационализм - (ratio - разум) как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в XVII - XVIII вв. в результате "торжества разума" - развития математики и естествознания. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер.
Обращение
к разуму как единственному научному
источнику знания привело рационалиста
Декарта к заключению о существовании
врожденных идей. Хотя, с точки зрения
материализма, это можно назвать "генетическим
кодом", передаваемым от поколения к
поколению. С ним перекликается Лейбниц,
предполагая наличие предрасположений
(задатков) мышления.
II. Основная часть
Рене
Декарт (1596-1650) - основоположник современной
западной философии, как это признается
многими исследователями истории философии.
Он родился во Франции в местечке Лаэ.
Учился в иезуитском колледже Ла-Флеш,
получил образование по специальности
права в 1616 г. Много путешествовал по Германии,
Италии, Голландии и Франции. В течение
некоторого времени служил сначала в протестантской,
а затем в католической Баварской армии.
Именно в этот период в Ульме ему представилась
возможность в течение суровой зимы провести
некоторое время в жарко натопленной комнате,
чтобы поразмышлять и развить свой подход
к философии.
Он был как математиком, так и философом, ставившим перед собой задачу создать заново философию, установив ее на незыблемых основах несомненного знания.
Был абсолютно неудовлетворен всем корпусом знания, который приобрел в колледже и который отражал состояние философии в то время, и стремился пересмотреть все прошлые традиции, но в отличие от Бэкона обращался не к опыту, а к разуму. Основой для преобразования философии считал математику, и поэтому усиленно занимался ею.
Друзья,
с которыми он интенсивно общается
на протяжении всей своей деятельности,
в частности Мерсенн, также поддерживают
его в этом намерении. Вокруг него
собирается кружок друзей по общности
интересов, который впоследствии перерос
в Академию наук Франции.
В 1629 г. он переселяется в Нидерланды, где
прошла главная часть его жизни и деятельности,
и где он прожил около 20 лет.
Как-то в своем произведении Декарт писал, что его не устраивает кабинетная ученость и что все можно найти в "великой книге мира и в себе самом", и всю свою жизнь следовал этим принципам. Прежде всего, он изучал мир и поэтому мало читал произведений других авторов, считая, что не стоит зря тратить время. Декарт был экспериментатором и исследователем, чем напоминал Галилея, и хватался за все, что могло дать практическое применение, поэтому он был не только философом, но и крупнейшим ученым.
Он - создатель современной алгебры и аналитической геометрии и один из создателей механики. Декарт - автор закона преломления света, он много сделал для физиологии, психологии, физики.
Основные сочинения Декарта: "Рассуждения о методе" (1637), "Метафизические размышления" (1641), "Начала философии" (1644), "Правила для руководства ума" и др.
Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика. Он писал в "Началах философии": "Вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец".
Декарт
отбрасывает бесплодность умозрительной
школьной философии и противопоставляет
ей такую практическую философию, при
помощи которой, зная силу и действия огня,
воды, воздуха, звезд, небес и всех других
окружающих нас тел, мы могли бы точным
способом использовать их для разных целей
и сделать хозяевами и господами природы.
Практический метод Декарта состоит в
переходе от общего к частному, основой
которого всегда выступала математика.
Он считает, что все науки должны быть
подчинены математике: она должна иметь
статус "всеобщей математики, ибо содержит
в себе все то, благодаря чему другие называются
частями математики". Это означало,
что познание природы представляет собой
познание всего того, что может быть зафиксировано
математически.
2. Метод Р. Декарта
Философия Декарта ярко иллюстрирует стремление европейской культуры к освобождению от старых догм и построению новой науки и самой жизни «с чистого листа».
Критерием истины, считает Декарт, может быть только «естественный свет» нашего разума. Декарт не отрицает и познавательной ценности опыта, но он видит его функцию исключительно в том, чтобы он приходил на помощь разуму там, где собственных сил последнего недостаточно для познания. Размышляя над условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно прийти к истине. Первоначально мыслившиеся Декартом весьма многочисленными, в «Рассуждении о методе», они сводятся им к четырем основным положениям, составляющим «квинтэссенцию» европейского рационализма:
1)начинать с несомненного и самоочевидного, т. е. с того, противоположное чему нельзя помыслить,
2)разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения,
3)начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному,
4)постоянно перепроверять правильность умозаключений. Самоочевидное схватывается разумом в интеллектуальной интуиции, которую нельзя смешивать с чувственным наблюдением и которая дает нам «ясное и отчетливое» постижение истины. Разделение проблемы на части позволяет выявить в ней «абсолютные», т. е. самоочевидные элементы, от которых можно отталкиваться в последующих дедукциях. Дедукцией Декарт называет «движение мысли», в котором происходит сцепление интуитивных истин. Слабость человеческого интеллекта требует проверять корректность сделанных шагов на предмет отсутствия пробелов в рассуждениях. Такую проверку Декарт называет «энумерацией» или «индукцией». Итогом последовательной и разветвленной дедукции должно стать построение системы всеобщего знания, «универсальной науки».
От
метода открытия истин Декарт отличает
метод изложения уже разработанного материала.
Его можно излагать «аналитически» и «синтетически».
Аналитический метод проблемен, он менее
систематичен, но больше способствует
пониманию. Синтетический, как бы «геометризирующий»
материал, более строг. Декарт все же отдает
предпочтение аналитическому методу.
3. Сомнение и несомненное
Декарт связывал научное мышление с философскими принципами и стремился подвести под эту связь рациональную основу, пытаясь обосновать основные исходные установки философии. Поэтому он считается основоположником современной западной философии. Декарт стремился построить научное знание в систематическом виде, а это возможно только, если оно будет воздвигнуто на очевидном и достоверном утверждении. Таким утверждением Декарт считал суждение: "Я мыслю, следовательно, существую" (Cogito, ergo sum). Ход мысли Декарта таков: все необходимо подвергать сомнению, так как во всем можно сомневаться, кроме мышления. Даже если мои мысли ошибочны, все равно я думаю, когда они приходят ко мне. Декарт использует термин "мышление", чтобы охватить всю сознательную духовную деятельность. Уверенность, что он есть "мыслящая вещь", дает Декарту основу для конструирования всего здания знания. Он установил это посредством метода сомнения и того, что он называет "светом разума". Однако это не скепсис, который был в античной философии, сомнение для Декарта - лишь средство построения прочного знания, а не самоцель. Скепсис Декарта - скепсис методологический, который должен привести к первичной достоверности.
Если
для Бэкона исходная достоверность
состояла в том, чтобы опираться на чувственное
познание, опыт, то Декарт как рационалист
не удовлетворяется этим, так как понимает,
что чувства могут обманывать человека
и что на них опираться никак нельзя. Он
также полагал, что нельзя доверяться
авторитетам, так как возникает вопрос
о том, откуда возникает достоверность
авторитетов. Декарту необходимо такое
основание, которое не вызывает никакого
сомнения. Он пишет, что если отбросить
и провозгласить ложным все, в чем можно
сомневаться, то можно предположить, что
нет Бога, неба, тела, но нельзя сказать,
что не существуем мы, которые таким образом
мыслим. Ибо это неестественно считать,
что то, что мыслит, не существует. А потому
тот факт, который выражается словами:
"Я мыслю, следовательно, существую",
является самым достовернейшим для тех,
кто правильно философствует. "Cogito"
Декарта тесным образом связано с развитием
прежде всего математики, естествознания.
Декарт писал, что лишь арифметика и геометрия
содержат нечто достоверное и несомненное.
И во сне и наяву, говорит Декарт, два плюс
три всегда равняется пяти, а прямоугольник
имеет не больше четырех сторон. Невозможно,
чтобы такие очевидные истины подвергались
сомнению. "Cogito" Декарта - это мыслящая
субстанция, которая открыта нам непосредственно,
в то время как другая субстанция, а именно
материальная, раскрывается нам опосредованно.
Таким образом, мыслящая субстанция - это
мышление, а материальная субстанция -
это тело, она обладает акциденциями -
формой, положением, движением на месте
и т.д. Мыслящая субстанция не обладает
протяженностью, она неделима, материальная
же субстанция, или телесная, наоборот,
обладает протяженностью, она делима на
отдельные части.
Для Декарта материя является предметом
изучения метафизики, а материя - предметом
изучения физики. Материя - такая субстанция,
которая делится до бесконечности. В то
же время Декарт не признавал атомов, для
него не существовало и пустоты.
4. Учение о Боге
От
философской психологии Декарт переходит
к учению о Боге. Он дает несколько
доказательств существования высшего
существа. Наиболее известным является
так называемый «онтологический аргумент»:
Бог есть всесовершенное существо, поэтому
в понятии о нем не может отсутствовать
предикат внешнего существования, что
означает невозможность отрицать бытие
Бога, не впадая в противоречие. Другое
доказательство, предлагаемое Декартом,
более оригинально (первое было хорошо
известно в средневековой философии):
в нашем уме есть идея Бога, у этой идеи
должна быть причина, но причиной может
быть только сам Бог, так как в противном
случае идея высшей реальности была бы
порождена тем, что этой реальностью не
обладает, т. е. в действии было бы больше
реальности, чем в причине, что нелепо.
Третий аргумент основан на необходимости
существования Бога для поддержания человеческого
существования. Декарт полагал, что Бог,
не будучи сам по себе связан законами
человеческой истины, является тем не
менее источником «врожденного знания»
человека, в которое входит сама идея Бога,
а также логические и математические аксиомы.
От Бога, считает Декарт, исходит и наша
вера в существование внешнего материального
мира. Бог не может быть обманщиком, а поэтому
эта вера истинна, и материальный мир действительно
существует.