Религии индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:59, реферат

Описание работы

Индуизм представляет собой целую совокупность верований, философских систем культов и духовных практик.

Индуистов в мире более 700 человек, проживающих исключительно в странах Южной Азии, прежде всего в Индии. Кроме того, существует целый ряд направлений неоиндуистского толка, которых придерживаются многие люди в Европе, С.Ш.А.

Работа содержит 1 файл

религиоведение.docx

— 21.41 Кб (Скачать)

         
 

Реферат

На тему 

Религии Индии 
 

                                     Ст.гр АДА-16

                                           Иус Дмитрий 
 
 
 

 

                                                     Макеевка  2011

        Индуизм представляет собой целую совокупность верований, философских систем культов и духовных практик.

         Индуистов в мире более 700 человек, проживающих исключительно в странах Южной Азии, прежде всего в Индии. Кроме того, существует целый ряд направлений неоиндуистского толка, которых придерживаются многие люди в Европе, С.Ш.А.

         В индийской религиозности выделяется три основные этапа:

  1. Ведическая религия
  2. Брахманизм
  3. Индуизм

      Ведическая религия. Начало формирования этого комплекса верований приходится приблизительно на II тысячелетие до н.э., когда индоарии вторглись в Северо-Западную Индию в южном и восточном направлениях.

        Истоки религиозно-мифологических представлений ведизма находятся в верованиях индоиранцев (этнической общности, давшей начало двум ветвям – иранской и индийской). Кроме того, к моменту прихода индоариев на территории современной Индии существовали местные дравидские и мундские племена, имевшие собственные верования и мифологию, повлиявшие на дальнейшее развитие религиозных традиций (например, такие имена богов, как Шива, Кришна, Кубера, Хануман – неарийского происхождения).

         Тексты, по которым можно реконструировать религию ведического периода, - Веды («Веда» - «знание»). Наиболее древние ведические тексты относятся ко II тысячелетию до н.э. В XV-XII веках до н.э. Веды пополнялись, а затем кодифицировались.

         Существует четыре ведических сборника (самхиты): Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

          Ригведа («книга гимнов») – самый древний сборник, включающий в себя гимны-славословия божествам, метрически организованные. Насчитывает 1028 гимнов.

           Самаведа («книга песнопений») – сборник ритуальных напевов, текстов, произносимых при жертвоприношении. Тексты почти полностью заимствованы из Ригведы, расположены в соответствии с последовательностью их исполнения в обрядах.

          Яджурведа («книга жертвенных изречений») – собрание изречений и молитв, сопровождающих жертвоприношение, а также описание жертвоприношений.

          Атхарваведа («книга заклинаний») – сборник магических текстов (заклинаний, наговоров, оберегов). Сложилась позднее других вед. Признается не всеми индусами.

           Согласно традиционным представлениям, Веды не имеют творца, начала и конца, несут знания, недоступные даже богам.

          Позднее (в конце ведического периода – начале брахманизма) сформировались другие группы текстов, являющихся комментариями и дополнениями к Ведам, среди которых следует назвать:

 Брахманы –  толкования к Ведам.

         Араньяки – «лесные книги», религиозно-философские трактаты, связанные с брахманами, имеет место символическое истолкование обряда жертвоприношения для отшельников.

           Упанишады – тексты философского содержания, насчитывается 108 упанишад.

           По мере закрепления территории Индии за ариями формировалось представление о четырех кастах:

 Брахманы –  жрецы.

 Кшатрии –  воины и администраторы.

 Вайшьи – земледельцы,  торговцы, ремесленники, скотоводы.

 Шудры – каста,  обслуживающая предыдущие.

          Представители первых трех каст считаются дважды рожденными, то есть имеющими два рождения: физическое и посвящение в изучение Вед.

          В Индии полноправным членом общества человек считался только тогда, когда соблюдены три условия: рождение в Индии, признание абсолютного авторитета Вед, признание кастовой системы и выполнение законов своей касты.

          Из богов в ведический период наибольшим почитанием пользуется Индра – бог грома и разрушительных стихий. Индра дарует раджам власть над людьми. Индра – раджа всех богов, воин.

          В позднем ведизме определяются некоторые философские понятия, такие как дхарма и рита.

           Дхарма обозначает истинную реальность, основу, поддерживающую мир, закон во всех его аспектах, правду.

          Рита – мировой ход вещей, вселенский закон, обеспечивающий регулярность космических процессов, одновременно моральный закон, управляющий социальной жизнью. Позднее сближается с понятием дхармы.

            Брахманизм. Этот этап развития индийской религии формируется к концу I тысячелетия до н.э. (приблизительно с VII по II век до н.э.).

           Происходит значительное развитие цивилизации и «перерождение» верований. Значительно усиливается и усложняется культ, усиливается институт жречества. Развиваются философия и символическое толкование обрядов.

           Особое место в религиозно-философских построениях и в решении жизненных вопросов стали занимать соответствующие тексты, комментирующие и дополняющие Веды.

            Например, в брахманах описывается закон четырех периодов жизни дважды рожденного, согласно которому жизненный путь дважды рожденного мог состоять из четырех этапов.

          Ученичество (брахмачарья – «брахманское поведение») – от 5-6 до 20 лет. После обряда инициации мальчик поступал в дом брахмана, под руководством которого изучал Веды, заучивая их наизусть.

        «Нахождение в доме» (грихастха) – период активной социальной и семейной жизни, выполнение своего долга по отношению к обществу. В этот период человек должен обзавестись семьей, потомством, поддерживать брахманов, заниматься благотворительностью. Изучаются брахманы. Период заканчивается, когда дети выходят замуж, женятся.

          Период «пребывания в лесах» (ванапрастха) – период интенсивных размышлений и познания того, что есть дхарма. Дваждырожденный отказывается от права собственности, отдавая его в социум, а социум обеспечивает его жизнь. Хозяин мог уйти один, оставив супругу на попечение потомкам, а мог взять ее с собой. Когда человек уже не может себя обиходить, он возвращается домой. Изучаются Араньяки, ритуал жертвоприношения.

          Полное отшельничество (саньяса), жизнь только на подаяние, изучение упанишад. Человек покидает лесную обитель и становится бездомным отшельником, стремясь достичь мокши – слияния с Абсолютом.

          Учение Упанишад – основа всей религиозно- философской мысли Индии. Наиболее важными концепциями этих текстов являются представления о Брахмане – мировой душе и Атмане – душе индивидуальной.

            Таким образом, в философской традиции Упанишад одной из центральных идей является представление о единстве, тождестве индивидуума и Абсолюта.

           Взаимоотношения Атмана и Брахмана можно описать тремя качественными характеристиками:

 Сат – чистое  бытие.

 Чит – абсолютно  чистое сознание, скорее, надсознание,  сознание, в котором нет никакого  содержания.

 Ананда – абсолютное  блаженство.

           В этот период изменяется пантеон: на второй план отходят древние боги (такие как Индра, Сурья, Агни и др.). В культовой практике, в мифологии на первый план выходит образ Тримурти, в состав которого входят три божества: Брахма – творец мира; Вишну – хранитель мира; Шива – разрушитель.

          Позднее образ Брахмы отодвигается на второй план, а наибольшее почитание получают Вишну и Шива.

         Развивается учение об аватарах, то есть воплощениях Вишну и Шивы, формируется культ женских «половин» этих богов (Савитри – супруги Вишну, Дурги – супруги Шивы).

          В этот период индийская религия разделилась на два направления, существующие до сих пор: вишнуизм и шиваизм.

 Индуизм. Формирование  облика современного индуизма  приходится на конец I – начало II тысячелетия н.э.

           Происходят значительные изменения в культуре: возникают храмовые комплексы, усложняется ритуал, появляется множество статуй и фресок, с изображениями богов.

           Усложняется и усиливается система социальных перегородок. Помимо существующих каст, формируются джати – внутрикастовые прослойки, обозначающие дробление по профессиональному признаку.

Информация о работе Религии индии