Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
Естественный психогенный
механизм воздействия на подсознание
и соответственно выработки нового
менталитета предоставляет, как
видится, сетевая структура развития
мирового хозяйства. Менталитет при
этом стремительно становится сетевым
независимо от того, каким он был
раньше. Электронное "игровое" поле
сетевой экономики создает
Цель должна предвосхищать результаты управления. Долгосрочная цель должна быть тем маяком, который указывает лучший путь ее достижения. Сенека говорил: "Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным".
Самое трудное для управления
процессом перехода - в начальный
момент сформулировать "работающий"
образ цели, не противоречащий существующему
российскому менталитету. По мере "вписывания"
в сетевую экономику этот образ
будет естественно
Идеологическая составляющая цели представляется столь же важной. При формировании этой составляющей необходимо учитывать следующее. Идеи всех революций были, вольно или невольно, направлены на обман подсознания. Эффективность воздействия была пропорциональна масштабности обмана. Общественное сознание, как правило, прислушивается не к логике, а к чувству - люди питают слабость к обещаниям, не анализируя их. В общественном сознании из "ничего" возникают иллюзии, которые становятся "всем". У большинства людей их внутренние установки полностью вытесняют реальность. Люди с неохотой воспринимают рациональные объяснения. Насыщение таким рационализмом наступает быстро. Картина действительности предельно упрощается в общественном сознании, переходя подчас на конкретные личности. Нормальная работа мозга требует домысливания, угадывания несказанного. Если все очевидно - мозг спит. Часть смысла должна быть "за занавесом".
Поэтому идеологема цели должна содержать элементы "красивой сказки", "мечты", "правильного принципа", но в то же время она не должна далеко отходить от реально понимаемых интересов. Идеологические одежды "с чужого плеча" не годятся. С одной стороны, эта идеологема должна соответствовать российским традициям, а с другой -противодействовать существующим негативным тенденциям. Выработка подобной идеологемы в компетенции социологов, психологов и психокибернетиков; можно предложить, например, идеологему типа "социальное сетевое общество равных возможностей". Такие слова, как "реформа", "демократия", "либерализм", "рынок", "свобода", не должны присутствовать в идеологеме в качестве знаковых понятий - они полностью дискредитированы и ничего, кроме кодирования пустоты, не несут. Идеологема найдет понимание в общественном сознании, если будет озвучена пассионарием, харизма которого демонстрирует стремление к высоким целям власти, отличным от обыденных составляющих.
Сетевой путь развития и управления не из легких. В России фактически отсутствует информационная структуризация хозяйства. Тем не менее только он может послужить позитивной моделью долгосрочной эволюции страны и общества, кратчайшей дорогой в информационное общество.