Шпаргалка по "Социологии управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".

Работа содержит 42 файла

1.docx

— 12.91 Кб (Открыть, Скачать)

11.docx

— 45.68 Кб (Открыть, Скачать)

13.docx

— 20.84 Кб (Открыть, Скачать)

14.docx

— 15.63 Кб (Открыть, Скачать)

15.docx

— 24.71 Кб (Открыть, Скачать)

16.docx

— 19.90 Кб (Открыть, Скачать)

18.docx

— 15.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 23.06 Кб (Открыть, Скачать)

20.docx

— 25.75 Кб (Открыть, Скачать)

21.docx

— 37.07 Кб (Открыть, Скачать)

22.docx

— 32.35 Кб (Скачать)

Во второй группе наиболее значительным являются теории, разработанные  на основе методологии структурного функционализма. Структурно-функциональные теории восходят к социологической  теории действия американского социолога  Т. Парсонса — создателя системно-функциональной школы в социологии в значительной степени опираются на положение американского социолога Р. Мертона, согласно которому все действия в обществе обусловлены его потребностями. Идеологические факторы при этом несущественны. СМИ рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил.

 К важнейшим функциям  массовой коммуникации относятся: 1) информационная, 2) интерпретирующая, обеспечивающая преемственность  господствующей культуры, 3) развлекательная,  4)  мобилизующая людей к активным  действиям при проведении различных  кампаний.

Для теорий третьей группы характерен социокультурологический подход к пониманию массовой коммуникации и роли СМИ.

Франкфуртская (поздняя) школа во второй период своей деятельности обратилась к проблемам культурологического функционирования массовой коммуникации. Вольно или невольно представители этой школы сохраняют марксистский постулат о важности исторического подхода к анализу факторов, обусловливающих социальные отношения в обществе. Это отражено в постановке и условиях выполнения основной задачи: прежде чем изучать реакцию различных социальных групп на информацию, передаваемую СМИ, необходимо провести тщательный анализ положения, которое та или иная группа занимает в культурном наследии данного общества.

Критическая направленность этой школы нашла наиболее последовательное выражение в работах Т. Адорно. Адорно показал: а) разрушительное воздействие СМИ на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры. б) указал на изменение типов личности под влиянием стереотипов телепередач,

Г. Энценсбергер рассматривал СМИ как репрессивный механизм, который осуществляет централизацию и бюрократический контроль, что усугубляет пассивность аудитории.

Бирмингемская школа (начала функционировать с 1970 г.) — имела противоположный взгляд. Один из авторитетных представителей — С. Холл. Им подчеркивается позитивная, интегрирующая роль массовой культуры.

Х. Мак-Люэн и А. Моль. (Культурологическая теория массовой коммуникации — как нового этапа социального общения).

Мак-Люэн разработал типологию исторически развивающихся систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная), основанную на различных средствах общения.  Изучение коммуникативных средств он считал главной задачей для понимания их взаимодействия с человеком. Интересно его наблюдение, что пользуясь «электронной информацией», мы вынуждены думать не «линейно последовательно» (как привыкли при чтении книги), а «мозаично», через интервалы. «Мозаичность» культуры, создаваемую при помощи СМИ, отмечал также и Моль.

Теории «информационного общества». (Д. Белл.)

Основа теорий — концепция  постиндустриального общества:

1) Информация является  главным источником и средством  производства, а также и его  продуктом;

2) СМИ являются мощным  стимулом для потребления информации и ее оценки;

3) изменения в обществе  заложены не в содержании информации, а в способах и средствах  ее передачи и дальнейшего  ее применения.

Р.Парк и Ч.Кули рассматривали  коммуникацию как общение индивидов  в пределах большого города, страны, всего мира. При этом индивиды оказываются  вырванными из привычных условий  взаимодействия, они действуют независимо от социальных ролей, предписанных им обществом.

Рассмотренные теории массовой коммуникации при всей их вариативности  главным образом ориентированы  на роль СМИ.

Мак-Квейл выделяет:

А) поиски сближения социального  и индивидуального использования  коммуникаций;

Б) создание концепции соотнесенности информации и культуры в плане  их объективных возможностей и условий  функционирования;

В) более тщательный анализ отношений в процессе коммуникации с тем, чтобы сбалансировать практикуемую передачу информации и реальные запросы  общества;

Г) пристальное внимание к  различным технологиям и изучение их потенциальной направленности в  практическом использовании;

Д) более тщательное исследование альтернативного понимания коммерциализации и ее места в массовой коммуникации;

Е) пересмотр «общественного интереса» в коммуникации и понимания  природы информации как вида частной  собственности и общественного  товара (McQuail. 1987. P. 105-106).

Модели Б.Вестли и М.Мак-Лина — при давлении со стороны источников информации коммуникатор воспринимается как главный компонент процесса коммуникации», воздействующий на аудиторию. (Этому способствуют психологические факторы общения при помощи средств коммуникации.) В этой связи полезно обратиться к психолингвистической модели речевого воздействия, предложенной А.А. Леонтьевым (выделяются два основных способа воздействия на аудиторию — информирование и убеждение.

Информирование — воздействие  осуществляется за счет передачи информации, которая совершенно неизвестна аудитории  и поэтому может радикальным  образом изменить мнение или точку  зрения получателя информации.

Убеждение — более сложный  способ воздействия, поскольку ставит задачу изменить мнение собеседника  или массовой аудитории, не прибегая к новой информации или не располагая новыми фактами. В этом случае необходима убедительная аргументация, что предполагает хорошее знание данного индивида и аудитории.)

Ограниченность обратной связи в массовой коммуникации, согласно Леонтьеву, предъявляет к средствам  массовой коммуникации особые требования — выработать установку на «среднего  слушателя (читателя)» и обеспечить его заинтересованность, так как  в любой момент он может переключить, отключить канал коммуникации или отложить газету.

П. Лазарсфельд и Г.Годэ установили в СМК наличие «двухступенчатого потока коммуникации» (информация, передаваемая СМИ, направляется в первую очередь к «лидерам» мнение и передают его остальным в процессе межличностной коммуникации.) Т. е., массовая коммуникация — воздействует опосредованно. Выявление роли межличностной коммуникации в распространении информации массовой коммуникации получило название «повторное открытие первичной группы».

Факторы воздействия массовой коммуникации.

1. Социологические факторы,  способствующие воздействию массовой  коммуникации.

2. Информационные факторы,  определяющие эффективность массовой  коммуникации.

3. Коммуникативные факторы  массовой коммуникации.

4. Особенности адекватного  восприятия информации. Объективные  и субъективные факторы, обеспечивающие  коммуникацию.

 Социологические факторы:

С известной долей условности эти факторы можно определить как: А) социопсихологические, Б) информационные, В) коммуникативные.

Социопсихологические факторы связаны с такими компонентами массовой коммуникации, как коммуникатор и аудитория.

Для осуществления базовых  функций массовой коммуникации непосредственный отправитель и получатель информации должны отвечать общим требованиям:

1) иметь определенный минимум  общих фоновых знаний,

2) владеть общим кодом  — необходимым объемом вербальных  и невербальных коммуникативных  единиц,

3) уметь пользоваться  этим кодом и правильно интерпретировать  его единицы.

4) обладать мотивацией  — обоюдным стремлением к осуществлению  коммуникации, при которой целенаправленная  информация отвечает ожиданиям  ее получателя.

Для коммуникатора главным  условием успешности коммуникации является правильная социальная ориентация на потенциальную аудиторию — на фоновые знания и интересы как  массовой аудитории, так и «малых групп». От этого зависит отбор  информации, ее оптимальный объем  и структура, а также отбор  вербальных и невербальных коммуникативных  средств.

Информационные факторы

Информационные факторы  связаны прежде всего с содержательным аспектом газетных материалов, радио— и телепередач. В этом заинтересован как отправитель, так и получатель информации.  Решающими факторами являются отбор информации, ее структурирование и способы выражения с учетом специфики каналов. Отбор информации проводится на основе двух главных критериев — актуальности и ориентации на социальную и личностную мотивированность аудитории. Актуальность информации определяется по временному и территориальному параметрам — насколько она своевременна и многим ли людям нужна.

По территориальному признаку актуальная информация может иметь  глобальный и локальный характер.

Наиболее эффективными средствами выражения тональности, которые  поддаются структурированию в радио— и теледискурсах, являются интонация, ритм и темп ( не путать с физической скоростью речи). Соотношение интонационно выделенных и невыделенных компонентов высказываний, количество и чередование речевых тактов в рамках высказываний, количество и длительность пауз создают определенную тональность и выразительность речи. Способ передачи информации во многом определяется жанрами устной и письменной форм речи, которые в значительной степени стандартизированы в каждом канале коммуникации.

Коммуникативные факторы

Речь идет о выборе языкового  кода вербальных и невербальных коммуникативных  средств. Выбор языкового кода предусматривает  объем, частотность и разнообразие коммуникативных средств в зависимости от канала массовой коммуникации, тематики, жанра публикаций и типа радио— и телепередач. Процесс кодирование и декодирование изучен в работах — А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева, А-А.Леонтьева, Н.И.Жинкина, И.А. Зимней и др.

Для получателя информации важно  уметь:

1) быстро выделить тематику  информации по ключевым словам;

2) правильно интерпретировать  начало сообщения и, следовательно,  предвосхищать его развертывание;

3) восстановить смысл сообщения,  несмотря на пропущенные элементы;

4) правильно определить  замысел высказывания (дискурса).

Эти умения соотносятся с  объективными и субъективными факторами, обеспечивающими коммуникацию. К объективным факторам относятся — внешняя структура речевого сообщения, в которой выделяется вводная часть, основная часть и заключение, и внутренняя структура, отражающая динамику сообщения (зачин, кульминация, развязка), соотношение части и целого и др. К субъективным факторам относятся: а) осмысленность восприятия (соотношение между реальными и описываемыми событиями), б) дискретность восприятия (дискретность связана с особенностью человека вычленять в сообщении «смысловые опоры» в результате расчленения, анализа и объединения потока информации),  в) обусловленность восприятия прошлым опытом человека, г) опережающий характер восприятия (способность человека предвосхищать будущее)

Особенности восприятия учитываются  при подготовке информации. Наиболее жесткие требования предъявляются  к радио— и телепрограммам. Типовая трехчастная структура радионовостей имеет строгие временные рамки: вступление — не более 35 секунд и не более четырех различных сообщений; основная часть — 8 минут и содержит не более 10 новостей; заключение, в котором обобщается не более четырех основных новостей, длится до 40 секунд. Такая структура радионовостей рассчитана на особенности аудитивного восприятия и человеческой памяти. Обычно запоминается лучше начало и конец радиоинформации, а троекратное повторение ее гарантирует запоминание.

В качестве эффективного коммуникативного фактора в радио— и телепередачах используется диалог.

С особенностями аудитивного восприятия информации связаны нормы и правила построения даже отдельных высказываний. Синтаксические требования — предписывают использование кратких высказываний с простой грамматической структурой (желателен прямой порядок слов, который лучше воспринимается «на слух», нежелательны многословные обстоятельственные обороты, поскольку они отвлекают от основного смысла.)

Звуковой аспект радио— и телеинформации — помимо нормативного произношения, правильного распределения смыслового ударения, интонационного оформления высказывания, общей тональности сообщения, передающей оценочное отношение коммуникатора к информации, большое значение имеют темп и ритм как важнейшие характеристики звучащей речи. Идеальным условием адекватного восприятия информации является совпадение темпа и ритма коммуникатора и личного темпа и ритма слушателя.

Особенности восприятия информации СМК и СМИ.

 В научной литературе  термины «средства массовой информации (СМИ)» и «средства массовой  коммуникации (СМК)» используются  либо избирательно, не пересекаясь,  либо взаимозаменяясь как варианты. Исторически понятие СМИ сложилось как представление о виде социального института, доминирующей характеристикой которого является воздействие на общество через информационную функцию. В своей эволюции СМИ прошли, с различным темпом, ряд этапов — «элитный» (для избранной аудитории), массовый, специализированный (для отдельных социальных групп), интерактивный (потребитель информации выбирает программу сам).

Научное понятие СМК формируется  позже, в связи с исследованием  способов коммуникации и построением  моделей массовой коммуникации.

Главной характеристикой  СМК является воздействие на общество через коммуникативную функцию, что предполагает изучение компонентов  коммуникативного процесса, их взаимосвязи  и взаимодействия коммуникативных  средств различных уровней в  конкретных ситуациях.

При помощи СМК, особенно на аудитивном и аудиовизуальном каналах, перед массовой аудиторией актуализируются самые разнообразные ситуации, которые получают либо положительную, либо отрицательную оценку, — люди принимают систему социальных норм поведения, этических и нравственных ценностей, которые желательны с точки зрения данного общества.

В основе прагматической типологии  СМК лежат такие характеристики, как степень воздействия в  плане интеграции общества и в  плане «конверсии» общественного  мнения о социальных ценностях.

По первому основанию  выделяются три типа СМК:

23.docx

— 13.39 Кб (Открыть, Скачать)

24.docx

— 47.56 Кб (Открыть, Скачать)

25.docx

— 27.29 Кб (Открыть, Скачать)

26 дод.docx

— 19.49 Кб (Открыть, Скачать)

27.docx

— 22.02 Кб (Открыть, Скачать)

28.docx

— 25.44 Кб (Открыть, Скачать)

29.docx

— 13.77 Кб (Открыть, Скачать)

30.docx

— 12.92 Кб (Открыть, Скачать)

31.docx

— 18.29 Кб (Открыть, Скачать)

32.docx

— 12.77 Кб (Открыть, Скачать)

34.docx

— 75.33 Кб (Открыть, Скачать)

35.docx

— 36.52 Кб (Открыть, Скачать)

36.docx

— 26.45 Кб (Открыть, Скачать)

37.docx

— 36.55 Кб (Открыть, Скачать)

38.docx

— 18.93 Кб (Открыть, Скачать)

39.docx

— 148.69 Кб (Скачать)

4.docx

— 25.96 Кб (Открыть, Скачать)

40НЕ НАДО.docx

— 87.13 Кб (Открыть, Скачать)

41.docx

— 21.98 Кб (Открыть, Скачать)

42.docx

— 128.90 Кб (Открыть, Скачать)

43.docx

— 215.87 Кб (Открыть, Скачать)

44.docx

— 162.59 Кб (Скачать)

45.docx

— 28.53 Кб (Открыть, Скачать)

46.docx

— 13.99 Кб (Открыть, Скачать)

47.docx

— 20.31 Кб (Открыть, Скачать)

48.docx

— 20.92 Кб (Открыть, Скачать)

49.docx

— 15.77 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 13.53 Кб (Открыть, Скачать)

50.docx

— 13.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 14.10 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 41.22 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии управления"