Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.
Институт классного руководства сложился давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения – основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.
Сегодня классный руководитель выполняет несколько функций: аналитическую, организационно-координирующую, коммуникативную.
Аналитическая функция включает в себя:
- изучение и
анализ индивидуальных способностей
учащихся с помощью
-изучение и
анализ коллектива учащихся
в его развитии. Основой
для этого служит беседа
руководителей классов
Организационно-координирующая функция предполагает:
- установление и поддержку связи школы и семьи;
- организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий)
- -индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога.
Коммуникативная функция заключается:
-в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, управлении взаимоотношениями в классе;
- в формировании оптимальных отношений в системе «учитель- ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны долго не могут прийти к соглашению, ( например из-за «несправедливой оценки» и нарушения дисциплины на уроках). Тогда классному руководителю нужно предложить такое решение, которое хотя бы в минимальной степени устраивало обе стороны.
- в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми.
Основное в работе классного руководителя- воспитание коллектива учащихся. Это важно потому, что выйдя из школы, ребенок войдет в различные коллективы. В классном коллективе ребенок строит модели и проверяет взаимоотношения в мире взрослых.
Внеклассная работа с учащимися. Поскольку внеклассная является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Обычно во внеклассной работе школы используется то, что популярно в детской среде, пришедшее из телевидения или литературы: «КВН», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес?» ит.д. Однако непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в формы внеклассной работы может снижать качество воспитательной работы. Например, ранее очень популярная игра: «Любовь с первого взгляда» построена на сексуальном интересе к партнеру и может способствовать преждевременному развитию сексуальности у детей. Подобная опасность таится и в конкурсах красоты: «Мисс..», где внешность выступает в качестве престижной упаковки, поэтому подобные конкурсы могут вызвать комплекс неполноценности у некоторых детей.
Требования к внеклассной работе.
1. При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми.
2. Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели – усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.
3.В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке.
4. Педагог- организатор должен обладать высокими личностными качествами.
5. При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.
Организация внеклассной воспитательной работы. Для того чтобы данные требования могли быть реализованы в практической деятельности, существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может быть использована как при индивидуальной, так и при массовой работе.
1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов. (лучшее в ребенке, в коллективе).
2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы.
3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.
4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий.