Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Тема  3.  Методы   обучения.

Методы  обучения  как  педагогическая  категория.  Приемы   и  средства  обучения.  Проблема  классификации  методов  обучения.  По  источнику  знаний (наглядные, словесные, практические  методы обучения  - Е.Н.  Голант),  по  характеру   познавательной    деятельности  учащихся  (обьяснительно-иллюстративный,  репродуктивный,  проблемное  изложение,  частично-поисковый,  исследовательский  методы – И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);  по  дидактическим    задачам  и   этапам    процесса  обучения ( методы  приобретения  знаний,  методы   формирования   умений   и навыков,  деятельности,  методы  закрепления,  методы проверки  знаний,  умений,  навыков -  М.А.Данилов, Б.П. Есипов); по  функциям   в целостном педагогическом  процессе (методы  организации  и  осуществления   учебно-познаваательной   деятельности, методы   стимулирования   и мотивации учебно-познавательной   деятельности,  методы  контроля  и самоконтроля – Ю.К. Бабанский).

Главный   для каждого педагога  вопрос «как учить» выводит нас на  одну  из  важнейших   категорий педагогики -  категорию методов обучения. Методы -  это  средство,  с помощью  которого   учитель  решает   стоящие  перед  ним   задачи  по  обучению учащихся.

Метод обучения происходит от  греч.  слова  metodos , что в дословном переводе  на  русский язык   означает «путь исследования, теория» и  способ достижения какой-либо  цели или решения конкретной задачи. Это  упорядоченная  деятельность  педагога   и  учащихся,  направленная  на  достижение  заданной  цели   обучения. Под методами  обучения  следует понимать  способы обучающей   работы  учителя и организации учебно-познавательной  деятельности  учащихся  по  решению    различных дидактических задач,  направленных  на  овладение   изучаемым   материалом.

Метод  обучения  -  это способы   организации учебно-познавательной   деятельности  ученика с   заранее    определенными задачами,  уровнями  познавательной   активности,  учебными   действиями  и ожидаемыми  результатами  для   достижения     дидактических  целей. Метод  обучения – сложное, многомерное, многокачественное  образование. В  методе  обучения  находят  отражение  объективные  закономерности,  цели,   содержание,  принципы,  формы  обучения.

В  структуре  методов  определяются  приемы.  Прием обучения -  это   составная  часть или   отдельная  сторона   метода. Например,  в методе  организации работы   учащихся с учебником и книгой  выделяются  следующие приемы:   конспектирование,  составление плана текста,   подготовка  тезисов, цитирование,  составление  аннотации,  рецензирование, написание   словаря пройденной темы, составление  схематической  модели   текста.

Отдельные  приемы  могут входить в состав различных  методов. Так  прием,   составления  схематической модели  может выступать   элементом как метода  работы  с учебником или книгой,  когда учащиеся   составляют  модель  прочитанного  текста,  так и элементом   другого метода  - объяснения  преподавателем  нового  материала,  когда учащиеся   составляют  схематическую модель (опорный конспект)  нового материала.

Один  и  тот  же  способ  в  одних случаях  может  выступать  как  самостоятельный   метод,  а  в  других – как  прием   обучения. Например,  объяснение  является  самостоятельным  методом      обучения.  Однако  если   она  только  эпизодически  используется  преподавателем   в  ходе  практической  работы  для  разъяснения    причины   ошибок  учащихся   или  раскрытия  логики   решения  какой-то   задачи,  то  в  этом  случае  объяснение  выступает  лишь как прием  обучения,  входящий  в  метод   практической  работы.

Метод  и прием  могут  меняться  местами. Например,  преподаватель ведет  изложение  нового  материала  методом  объяснения, в   процессе которого  для  большей  наглядности   и  лучшего  запоминания  обращает  внимание   учащихся  на  текст    или  графический  материал  в  учебнике. Такая работа  с  учебником   выступает  как  прием. Если  же   в  ходе урока  используется  метод   работы   с  учебником,  то  дополнительное   объяснение   учителем  какого-то термина   выступает  уже не   как метод, а  лишь как небольшой  дополнительный  прием. Как  мы видим,  любой  способ   обучения  может  выступать   как в  роли   метода,  так   и  в роли  приема   обучения.

Классификация  методов  обучения. Как  многомерное  образование, метод обучения   имеет много сторон. По  каждой  из  них методы  можно группировать  в системы. В связи с этим  появляется    множество классификаций методов,  в которых последние  объединяются  на  основе    одного  или  ряда    общих  признаков. Классификация  методов  обучения – это упорядоченная по  определенному признаку их система.

Поскольку  ученыедидакты   не  пришли  к  единому  пониманию   и  толкованию   сути  самого  понятия «метод  обучения» то, естественно не  прекращаются  и дискуссии вокруг  подхода к проблеме классификации   этих методов и самой классификации. Рассмотрим   важнейшие подходы к данной   проблеме   и предложенные     в соответствии   с ними  классификации. В настоящее  время  известны десятки  классификаций  методов   обучения. Рассмотрим  сущность  и особенности наиболее обоснованных классификаций методов   обучения.

Распространенной  является  классификация методов   обучения  по  источнику  получения  знаний. (Е.Н. Голант) Выделяют:

а) словесные  методы (источником   знания   явл-ся   устное  или  печатное  слово); подразделяются  на след.  виды :  рассказ, объяснение,  беседа,  дискуссия, лекция, работа   с  книгой.

Словесные методы  занимают  ведущее  место   в  системе   методов   обучения. Были  периоды,  когда они являлись почти единственным  способом передачи  знаний. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский  и др.  выступали против  абсолютизации   значения,  доказывали необходимость дополнения  их  наглядными   и практическими   методами. 

б) наглядные  методы (источником  знания  явл-ся  наблюдаемые   предметы,  явления,  наглядные  пособия);

в) практические   методы (учащиеся   получают   знания   и вырабатывают   умения,  выполняя   практические  действия)

К пассивным  Е.Н. Голант  отнес методы  обучения,  при  которых  учащиеся   только  слушают  и  смотрят (рассказ,  лекция,   объяснение, экскурсия,  демонстрация),  а к активным -  методы, организующие   самостоятельную  работу  учащихся (работа   с книгой,  лабораторный метод)

Рассказ.  Вместе с методом объяснения  рассказ представляет  собой наиболее  распространенный  метод организации учебной деятельности. Рассказ – это метод повествовательного  изложения  содержания  изучаемого  материала   учителем. Чаще  всего  он  используется   при  изложении  такого  учебного  материала, который  носит   описательный  характер. К примеру, это  может  быть  рассказ о  каком-то человеке (писателе, композиторе и др.) Этот  метод  применяется на всех  этапах школьного  обучения. К рассказу как  к методу  изложения  новых  знаний обычно  предъявляется ряд педагогических  требований:

-Рассказ должен  обеспечивать    достижение   дидактических  целей   урока;

-содержать только  достоверные  и  научно-проверенные   факты;

-включать   достаточное   количество  ярких   и  убедительных примеров, фактов, доказывающих    правильность  выдвигаемых   положений;

- иметь  четкую  логику  изложения;

- быть  эмоциональным;

-  излагаться  простым  и  доступным   языком;

Отражать элементы  личной  оценки  и  отношения   учителя   к излагаемым  фактам,  событиям.

Однако  в  чистом  виде рассказ  применяется  редко. Чаще  он  используется,  когда в него вкраплены   некоторые  другие  элементы:  рассуждения  учителя,   анализ  излагаемых  фактов  и примеров,  сопоставление различных  явлений. В  этом  случае  он  сочетается  с  объяснением   излагаемого  материала.

Объяснение.  Под  объяснением  следует  понимать словесное пояснение, анализ,  доказательство  и  истолкование   различных  положений   излагаемого материала. К  объяснению чаще  всего прибегают   при  изучении  теоретического материала  различных  наук. Как  метод  обучения объяснение широко используется   в  работе  с детьми  разных  возрастных  групп.

Школьная  лекция.  В отличие  от  рассказа  и  объяснения которые  используются   при  изложении  сравнительно  небольшого  по  объему   учебного  материала,  школьная  лекция  представляет собой   продолжительное  устное  изложение  учебного материала в  сочетании с  приемами  активизации  познавательной деятельности  учащихся                     (выписывание   основной  мысли, конспектирование, составление   схематической   модели  излагаемого материала).  Этот  прием используется,  как правило,  в старших классах и занимает  весь или почти весь  урок.  В начальной школе ввиду неготовности  учащихся  к такого  рода   работе  лекции  не используются.

Беседа. Рассказ, объяснение и  школьная  лекция  относятся  к  числу  монологических, или  сообщающих,  методов  обучения. Используя  эти  методы,  учитель  произносит  монолог  и  не подключает   учащихся   взаимодействию или  диалогическому   общению. В отличие от  них беседа является диалогическим методом обучения, при  котором  учитель  путем  постановки   тщательно   продуманной  системы вопросов побуждает  учащихся  рассуждать  и подводит  учеников   к  пониманию  нового  материала  или  проверяет   усвоение  уже  изученного.

Беседа  относится  к  наиболее старым  методам   дидактической  работы. Ее  мастерски   использовал  Сократ,  от  имени  которого  и произошло  понятие  «сократическая  беседа». Если беседа  предшествует  изучению нового  материала ,  ее  называют   вводной  или вступительной. Цель  такой  беседы состоит  в том,  чтобы сформировать   у  учащихся   состояние  готовности   к  изучению новой  темы.

Работа  с книгой -  один из   важнейших методов обучения.   В начальных классах работа  с книгой  осуществляется  главным  образом   во  время  урока  и под  руководством   учителя. Сущность  этого  метода заключается   в  овладении  новыми  знаниями,  когда  ученик   изучает материал  и  осмысливает  факты, примеры, закономерности и параллельно  с  этим  приобретает   умение  работать  с  книгой.

Классификация  методов  по  назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов)

В качестве  общего  признака  классификации  выступают  последовательные  этапы,  через  которые проходит  процесс обучения  на  уроке. Выделяются  следующие   методы:

а) приобретение  знаний;

б) формирование  умений  и  навыков;

в) применение    знаний;

г) творческой  деятельности;

д) закрепления;

е) проверки знаний, умений, навыков.

Классификация   методов  по  типу (характеру) познавательной  деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Тип познавательной  деятельности (ТПД) -  это уровень самостоятельности (напряженности)  познавательной  деятельности,  которого  достигают учащиеся,  работая по  предложенной   учителем   схеме   обучения. Здесь выделяются  следующие  методы:

- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

-репродуктивный;

-проблемное   изложение;

-частично поисковый  (эвристический);

-исследовательский.

Если, например,  познавательная  деятельность, организованная  учителем, приводит  лишь  к  запоминанию  готовых  знаний и  последующему   их  безошибочному  воспроизведению, которое может  быть   и неосознанным,  то  здесь  имеет  место   достаточно  низкий  уровень  мыслительной активности   и соответствующий ему репродуктивный  метод  обучения. При  более  высоком   уровне   напряженности  мышления  учащихся,  когда  знания добываются в  результате  их собственного  творческого  познавательного  труда, имеет    место  эвристический  или  еще   более высокий  - исследовательский метод    обучения.

Данная  классификация    получила  поддержку  и распространение. Рассмотрим  сущность   выделенных в ней  моментов.

Сущность   информационно-рецептивного  метода  выражается   в следующих   его   характерных признаках:

  1. знания  учащимся  предлагаются  в  «готовом  виде»;
  2. учитель организует  различными  способами   восприятие   этих  знаний;
  3. учащиеся   осуществляют  восприятие и осмысление знаний,  фиксируют  их  в  своей   памяти.

    В репродуктивном  методе   обучения  выделяются  следующие  признаки:

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"