Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Тема 3. Методы обучения.
Методы
обучения как
педагогическая
категория. Приемы
и средства обучения.
Проблема классификации
методов обучения.
По источнику
знаний (наглядные, словесные,
практические методы
обучения - Е.Н.
Голант), по характеру
познавательной
деятельности учащихся (обьяснительно-иллюстративный,
Главный для каждого педагога вопрос «как учить» выводит нас на одну из важнейших категорий педагогики - категорию методов обучения. Методы - это средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся.
Метод обучения происходит от греч. слова metodos , что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. Это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Метод обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения.
В структуре методов определяются приемы. Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяются следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, подготовка тезисов, цитирование, составление аннотации, рецензирование, написание словаря пройденной темы, составление схематической модели текста.
Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так прием, составления схематической модели может выступать элементом как метода работы с учебником или книгой, когда учащиеся составляют модель прочитанного текста, так и элементом другого метода - объяснения преподавателем нового материала, когда учащиеся составляют схематическую модель (опорный конспект) нового материала.
Один и тот же способ в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других – как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако если она только эпизодически используется преподавателем в ходе практической работы для разъяснения причины ошибок учащихся или раскрытия логики решения какой-то задачи, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.
Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием. Как мы видим, любой способ обучения может выступать как в роли метода, так и в роли приема обучения.
Классификация методов обучения. Как многомерное образование, метод обучения имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы. В связи с этим появляется множество классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.
Поскольку ученые - дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути самого понятия «метод обучения» то, естественно не прекращаются и дискуссии вокруг подхода к проблеме классификации этих методов и самой классификации. Рассмотрим важнейшие подходы к данной проблеме и предложенные в соответствии с ними классификации. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения.
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. (Е.Н. Голант) Выделяют:
а) словесные методы (источником знания явл-ся устное или печатное слово); подразделяются на след. виды : рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. выступали против абсолютизации значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами.
б) наглядные методы (источником знания явл-ся наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия)
К пассивным Е.Н. Голант отнес методы обучения, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод)
Рассказ. Вместе с методом объяснения рассказ представляет собой наиболее распространенный метод организации учебной деятельности. Рассказ – это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. К примеру, это может быть рассказ о каком-то человеке (писателе, композиторе и др.) Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. К рассказу как к методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований:
-Рассказ должен обеспечивать достижение дидактических целей урока;
-содержать только
достоверные и научно-
-включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- иметь четкую логику изложения;
- быть эмоциональным;
- излагаться простым и доступным языком;
Отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Однако в чистом виде рассказ применяется редко. Чаще он используется, когда в него вкраплены некоторые другие элементы: рассуждения учителя, анализ излагаемых фактов и примеров, сопоставление различных явлений. В этом случае он сочетается с объяснением излагаемого материала.
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.
Школьная лекция. В отличие от рассказа и объяснения, которые используются при изложении сравнительно небольшого по объему учебного материала, школьная лекция представляет собой продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала). Этот прием используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. В начальной школе ввиду неготовности учащихся к такого рода работе лекции не используются.
Беседа. Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к числу монологических, или сообщающих, методов обучения. Используя эти методы, учитель произносит монолог и не подключает учащихся взаимодействию или диалогическому общению. В отличие от них беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». Если беседа предшествует изучению нового материала , ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся состояние готовности к изучению новой темы.
Работа с книгой - один из важнейших методов обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом во время урока и под руководством учителя. Сущность этого метода заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой.
Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов)
В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:
а) приобретение знаний;
б) формирование умений и навыков;
в) применение знаний;
г) творческой деятельности;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений, навыков.
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Тип познавательной деятельности (ТПД) - это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Здесь выделяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
-репродуктивный;
-проблемное изложение;
-частично поисковый (эвристический);
-исследовательский.
Если, например, познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий - исследовательский метод обучения.
Данная классификация получила поддержку и распространение. Рассмотрим сущность выделенных в ней моментов.
Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках:
В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: