Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Лекция 1
Основы социальной педагогики.
Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности.
Наука – это сфера человеческой деят-ти, направленной на выработку и систематизацию новых, объективных знаний и представлений о дейст-ти. Так, философию называют наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; социологию -наукой об обществе как целостной системе; психологию – наукой о закономерностях развития ифункционирования психики человека; педагогику – наукой об образовании, воспитании и обучении подрастающего поколения.
Чтобы понять особенности соц педагогики как науки, необходимо разобраться в том, что она должна изучать, вычленить ее собственную область исследования. Для этого в науке существуют понятия объект и предмет исследования.
В кач-ве объекта исслед-ния той или иной науки выступает определенная область реально сущест-щзего мира, реальной дейст-ти. Предметом же любой науки явл-ся результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Т.о., объект науки - это фрагмент объективной реальности, предмет- результат ее осмысления.
Один и тот же объект может изучаться различными науками. Например, человек выступает объектом изучения биологии, философии, психологии, соц-гии, педагог-ки и др. наук. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте, в данном случае в человеке. Так психология изучает закономерности и механизмы психического развития человека, педагогика – закономерности воспитания и образования личности.
Термин Социальная педагогика состоит из двух слов - педаг-ка и соц-ная. Такое объединение двух понятий не случайно, оно связано с процессами дифференциации и интеграции в науке.
По мере роста новых знаний, расширения сферы проникновения научной мысли в реальную жизнь, по мере возникновения новых проблем и потребностей общества наблюдается тенденции дифференциации и специализации наук, т.е разделения основной науки на ряд более частных областей, развив-ся самостоят-но. С другой стороны, в решении ряда проблем наблюд-ся явление интеграции, объединения ряда самостоят-ных наук, которые изучают один объект, но с разных точек зрения. Например, на стыке педагогики с различными науками выделились самост-ные области исследования: с философией- фил-сия образ-ния, с социологией- соц-гия восп-ния и соц-гия образ-ния, с психологией - педаг-кая психология. Таких примеров множество.
В пед-кой науке процесс дифференциации и специализации за последнее время значит-но усилился.Некоторые из специализ-ных областей уже оформились в самост-ные научные отрасли педагогики (дошк. пед-ка, пед-ка школы, спец-ная пед-ка, професс-ная пед-ка) К их числу может быть отнесена и соц-ная пед-ка.
Тот факт, что соц-ная пед-ка выделилась из педагогики, означает, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются они в определенном, специфическом аспекте. Очевидно, что специфика этой новой области педагогич-ких знаний отражена в слове «социальная».
Понятием «социальный» от латинского socialis – общий , общественный, объдиняется все то, связано с совместной жизнью людей, с различными фрмами их общения и взаимодействия. В таком случае, если педагогика - это наука о воспитании и образ-нии подрастающего поколения, то соц-ная пед-ка особо выделяет в процессах воспитания и образования те аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе.
Это процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определ-го соц-ного опыта( в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок) называют социализацией.
Социализация ребенка -процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему соц-ных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом общ-ве, стать его полноправным членом. Для этого общ-во оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формир-ние большое влияние оказывает и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Поэтому суммарный результат таких целенаправленных и стихийных влияний не всегда предсказуем, не всегда отвечает интересам общ-ва.
Общество представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих соц-ных институтов- исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей. Именно через них происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения.
Но роль различных соц-ных институтов в соц-зации ребенка неодинакова. Одни из них оказывают стихийное влияние на ребенка в процессе его развития и соц-ного становления, другие же выполняют функцию целенаправленного воздействия на формирование его личности. К таким соц-ным институтам, относятся семья, образование, культура, религия.
Семья явл-ся главным институтом социал-ции, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном общ-ве.
Другой соц-ный институт, имеющий также важной значение для успешной социал-ции ребенка, как и семья - это образование. Через образование ребенок приобщается к ценностям, господствующими в данном обществе.Приобретая в процессе образования знания, он не только развивается, но и адаптируется к жизни в обществе.
Культура – это именно тот социал-ный институт, который вбирает в себя все созданные человечеством материальные и духовные ценности. Говоря о роли культуры в социал-ции ребенка, приведу слова выдающегося ученого, представителя русской религиозной философии Павла Алексан-ча Флоренского ( 1882-1937), который утверждал, что «культура - это среда, растящая и питающая личность». Действительно трудно переоценить то влияние, которое оказывает на ребенка в ппоцессе его становления и развития культура: лит-ра, музыка, живопись, СМИ и мн. др.
Религия как соц-ный институт представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих. Вечные нравственные ценности, которые проповедует церковь (любовь и забота о ближнем, честность, терпение и пр.), религиозные праздники и традиции, религиозная музыка и др. могут оказывать большое влияние на усвоение ребенком моральных норм общ-ва, правил поведения в нем.Поэтому религия для ребенка может играть важную роль в процессе его социал-ции.
Схематично
путь вхождения ребенка в
общество через основные
институты социал-ции можно представить
следующим образом:
Ребенок Образование Общество
Вернемся к объекту и предмету соц-ной педагогики. Их мы будем определять в сравнении с педагогикой, из которой выделилась эта новая научная отрасль. Мы помним, что объектом изучения педагогики явл-ся ребенок, а предметом исследования - закономерности воспитания и образования ребенка. Тогда объектом изучения соц-ной педагогики тоже является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности социализации ребенка.
По сравнению с педагогикой ее предмет несколько сужается в том смысле, что в таких сложных многогранных соц-ных явлениях, как воспитание и образование, выделяются только те аспекты, которые непосредственно связаны с процессом социализации ребенка. В то же время предметом спец-ного изучения соц-ной педаг-ки становятся такие процессы и явления, которые традиционно изучаются другой наукой- социологией. Именно эта наука исследует общ-во и соц-ные отношения в нем, выясняет как люди взаимодействуют между собой, почему они объединяются в те или иные группы, как возникают соц-ные связи и мн. др. вопросы соц-ной жизни общ-ва. Соц-ная пед-ка начинает исследовать эти проблемы в несколько ином аспекте.
Таким образом, соц-ная пед-ка фактически явл-ся междисциплинарной областью научных исследований. Она рождаетсмя из педагогики, пользуется ее богатейшим историческим наследием, использует педагогические методы и средства. С другой стороны, поскольку явление соц-ции как часть общества и общественных отношений изучается социологией, соц-ная пед-ка использует и некоторые социолог-кие теории, методы и средства, используемые в социологии. Но при этом соц-ная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства и технологии. Условно взаимодействие соц-ной пед-ки с педаг-кой и социологией можно показать так: