Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Лекция  1

Основы  социальной   педагогики.

Социальная  педагогика   как   наука   и  как  сфера    практической  деятельности.

    Наука  – это  сфера  человеческой  деят-ти, направленной  на  выработку  и  систематизацию  новых,  объективных   знаний   и  представлений   о  дейст-ти. Так, философию  называют    наукой   о  всеобщих   законах   развития   природы,  общества  и  мышления; социологию  -наукой  об  обществе   как   целостной   системе; психологию – наукой   о  закономерностях   развития     ифункционирования   психики  человека; педагогику – наукой  об   образовании, воспитании   и  обучении подрастающего поколения.

Чтобы  понять  особенности   соц педагогики   как  науки, необходимо  разобраться   в  том, что  она должна   изучать, вычленить ее  собственную   область  исследования. Для  этого  в науке    существуют   понятия    объект  и  предмет исследования.

   В кач-ве  объекта   исслед-ния  той  или  иной   науки  выступает   определенная  область реально  сущест-щзего мира, реальной  дейст-ти. Предметом же  любой  науки    явл-ся  результат   теоретического   абстрагирования, позволяющего  ученым   выделить  те  или  иные  стороны,  а   также   закономерности  развития   и  функционирования   изучаемого    объекта. Т.о., объект  науки   - это  фрагмент   объективной  реальности, предмет-    результат  ее   осмысления.

   Один  и  тот же объект  может  изучаться   различными  науками. Например, человек   выступает   объектом  изучения  биологии, философии,  психологии, соц-гии, педагог-ки  и др.  наук. Но  каждая  наука  имеет  свой  предмет, т.е. то, что   она  изучает   в   объекте, в  данном  случае   в   человеке. Так  психология  изучает  закономерности   и механизмы  психического  развития  человека, педагогика – закономерности   воспитания   и  образования   личности.

   Термин  Социальная педагогика   состоит из двух  слов - педаг-ка и соц-ная. Такое объединение двух  понятий   не  случайно, оно связано    с процессами    дифференциации   и интеграции  в науке.

   По  мере  роста  новых   знаний, расширения  сферы  проникновения   научной   мысли   в  реальную  жизнь, по  мере   возникновения   новых  проблем   и  потребностей  общества  наблюдается   тенденции   дифференциации  и  специализации наук, т.е разделения   основной  науки   на  ряд  более   частных областей, развив-ся  самостоят-но. С другой  стороны, в решении   ряда  проблем   наблюд-ся  явление   интеграции,   объединения    ряда  самостоят-ных наук, которые изучают   один  объект, но   с разных  точек   зрения. Например, на  стыке    педагогики  с различными   науками выделились    самост-ные области исследования: с философией- фил-сия образ-ния,  с социологией- соц-гия восп-ния и соц-гия образ-ния, с психологией - педаг-кая психология. Таких примеров  множество.

   В пед-кой  науке  процесс  дифференциации  и  специализации  за  последнее время   значит-но  усилился.Некоторые  из  специализ-ных   областей  уже оформились   в  самост-ные  научные  отрасли  педагогики (дошк.  пед-ка, пед-ка   школы,   спец-ная  пед-ка, професс-ная  пед-ка) К их  числу  может  быть  отнесена   и  соц-ная   пед-ка.

   Тот факт, что  соц-ная  пед-ка  выделилась   из педагогики, означает, что в  поле  ее  зрения   находятся     те   же  процессы  и  явления, которые   изучаются   педагогикой, но  рассматриваются   они  в   определенном,   специфическом  аспекте. Очевидно, что   специфика   этой  новой  области   педагогич-ких  знаний   отражена в  слове «социальная».

   Понятием  «социальный»  от  латинского socialis – общий ,  общественный, объдиняется все то,   связано с    совместной  жизнью   людей,  с различными  фрмами   их  общения и   взаимодействия. В таком случае,  если  педагогика  - это наука о воспитании   и образ-нии подрастающего поколения,  то  соц-ная пед-ка   особо выделяет   в  процессах    воспитания   и образования те  аспекты и явления, которые связаны   с включением    ребенка в совместную  жизнь в   обществе.

   Это  процесс «вхождения»  ребенка   в  общество, приобретения   им  определ-го   соц-ного  опыта( в  виде  знаний,  ценностей, правил  поведения, установок)  называют  социализацией.

   Социализация  ребенка -процесс длительный и   очень сложный. С одной стороны,  любое общество, которое на  каждом   этапе своего  развития   вырабатывает   определенную  систему  соц-ных и нравственных ценностей,  свои  идеалы, нормы   и  правила  поведения, прежде  всего  само  заинтересовано в  том, чтобы  каждый  ребенок, приняв   и  усвоив  их, смог жить   в  этом  общ-ве, стать  его  полноправным  членом. Для этого общ-во оказывает целенаправленное воздействие   на   личность,  осуществляемое   через воспитание   и образование. С другой  стороны, на  ее формир-ние большое влияние оказывает и разнообразные стихийные, спонтанные  процессы, происходящие   в окружающей  жизни.  Поэтому суммарный  результат  таких  целенаправленных  и  стихийных  влияний   не   всегда  предсказуем, не   всегда  отвечает   интересам   общ-ва.

   Общество  представляет   собой   многообразие   различных   взаимосвязанных  и  взаимодействующих   соц-ных   институтов- исторически   сложившихся   форм   организации  и  регулирования   общественной  жизни   людей. Именно  через  них  происходит   приобщение   и  усвоение  ребенком    общественных  норм   и  правил  поведения.

   Но  роль   различных  соц-ных   институтов   в  соц-зации  ребенка  неодинакова. Одни  из  них оказывают стихийное    влияние    на ребенка в процессе   его развития   и соц-ного   становления, другие  же  выполняют    функцию  целенаправленного   воздействия  на   формирование  его   личности. К таким соц-ным   институтам, относятся  семья,  образование, культура,  религия.

   Семья   явл-ся  главным   институтом  социал-ции, через который    ребенок  усваивает основные   социальные   знания, приобретает   нравственные   умения  и  навыки, воспринимает   определенные    ценности  и   идеалы, необходимые   ему  для  жизни   в  данном  общ-ве.

   Другой  соц-ный  институт, имеющий  также  важной  значение  для  успешной  социал-ции ребенка, как и   семья - это   образование. Через образование ребенок приобщается к ценностям, господствующими    в данном   обществе.Приобретая  в процессе   образования знания, он   не   только  развивается,  но  и адаптируется   к   жизни  в  обществе.

   Культура  – это  именно   тот  социал-ный   институт, который     вбирает  в  себя  все   созданные   человечеством   материальные    и  духовные  ценности. Говоря  о  роли  культуры   в  социал-ции  ребенка, приведу  слова   выдающегося  ученого, представителя   русской    религиозной   философии Павла Алексан-ча  Флоренского ( 1882-1937), который утверждал,  что «культура -  это среда, растящая  и питающая   личность».  Действительно трудно  переоценить то  влияние, которое оказывает на  ребенка   в  ппоцессе  его  становления   и  развития  культура: лит-ра, музыка, живопись, СМИ и  мн.   др.

   Религия  как  соц-ный   институт представляет  собой   сложное   общественное   явление,  целостную  систему  особых   представлений,  чувств, культовых   действий, учреждений  и  различных    объединений   верующих. Вечные  нравственные  ценности, которые  проповедует  церковь (любовь и забота  о  ближнем, честность, терпение и пр.), религиозные  праздники  и  традиции, религиозная   музыка и  др.  могут  оказывать  большое  влияние  на усвоение   ребенком   моральных   норм  общ-ва,  правил  поведения  в  нем.Поэтому  религия  для  ребенка    может  играть  важную    роль   в  процессе    его  социал-ции.

   Схематично  путь  вхождения   ребенка  в  общество   через  основные   институты  социал-ции  можно представить  следующим  образом: 

                                    Религия

Ребенок                   Образование                  Общество

                                  Семья

                                   Культура 

   Вернемся  к объекту  и предмету  соц-ной  педагогики. Их мы  будем  определять  в  сравнении    с  педагогикой, из  которой    выделилась  эта новая  научная   отрасль.  Мы помним, что  объектом  изучения   педагогики   явл-ся  ребенок, а  предметом  исследования  - закономерности   воспитания  и  образования   ребенка.  Тогда  объектом   изучения  соц-ной  педагогики  тоже  является  ребенок,  а  предметом ее  изучения становятся  закономерности   социализации   ребенка.

   По  сравнению  с педагогикой  ее  предмет  несколько  сужается   в  том  смысле, что  в  таких  сложных многогранных  соц-ных  явлениях, как  воспитание  и  образование,  выделяются   только  те   аспекты, которые  непосредственно    связаны   с  процессом   социализации  ребенка. В то  же  время    предметом   спец-ного  изучения  соц-ной педаг-ки   становятся   такие процессы   и явления, которые   традиционно   изучаются    другой наукой- социологией. Именно  эта наука исследует общ-во  и  соц-ные  отношения   в  нем, выясняет  как люди   взаимодействуют    между  собой,  почему   они  объединяются  в  те   или  иные  группы, как  возникают  соц-ные  связи и  мн.   др.  вопросы  соц-ной  жизни  общ-ва. Соц-ная  пед-ка   начинает  исследовать   эти  проблемы     в  несколько  ином  аспекте.

   Таким  образом, соц-ная  пед-ка  фактически  явл-ся    междисциплинарной   областью   научных  исследований. Она рождаетсмя из  педагогики, пользуется   ее богатейшим  историческим  наследием,  использует   педагогические    методы  и  средства. С другой  стороны,  поскольку   явление  соц-ции   как  часть   общества   и  общественных  отношений    изучается    социологией,  соц-ная  пед-ка   использует   и  некоторые   социолог-кие  теории,  методы   и  средства, используемые  в  социологии. Но  при  этом   соц-ная  педагогика   вырабатывает   и свои  собственные     теории, методы, средства  и  технологии. Условно   взаимодействие   соц-ной  пед-ки  с  педаг-кой  и  социологией можно показать так:   

     
 
 
 
 

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"