Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
ЛЕКЦИЯ 3
ЦЕЛЬ
ВОСПИТАНИЯ – ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ
ПЕД. ПРОЦЕССА
Цель восп-я – это то, к чему стремиться В., будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое В. – от мельчайшего до гос. программ – всегда целенаправленно, бесцельного, ни к чему стремящегося воспитания не бывает. Поэтому программа целей воспитания относится к числу наиболее важных в пед-ке.
Выделяются общие и индивидуальные цели В.. Цель восп-я выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны бть сформированы у всех людей, и как индив-ная, когда предполагается восп-е определенного (отдельного) ч-ка. Прогресс. пед-ка выступает за единство и совмещение общих и инд. целей.
Цель В. – это система решаемых восп-ем задач.
Цель В. – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленных под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспит. акций и действий.
В современном мире существует многообразие целей В. и соответствующих им воспит. систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств.
Как появляются цели В.? в их формировании находят отражение многие объект. причины. Закономерности физиол-кого созревания орг-зма, псих. развитие людей, достижения филос. и пед. мысли, уровень общест. культуры задают общую направленность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика гос-ва. Поэтому цели В. всегда имеют ярко выраженную классовую направленность. Нередки случаи, когда цели В. маскируются , прикрываются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть их истинную сущность. Но не существует ни одного гос-ва, где цели В. в школе не направлялись бы на укрепление общественного строя.
История пед-ки – это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей В., а также осуществляющих их педаг. систем. Отсюда следует, что цели В. подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический хар-р.
Кроме уже известного нам фактора – политики, идеологии гос-ва важное значение имеют потребности общества. Цель В. выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общест. функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревщая или только кажущаяся. Многие воспит. системы терпели крах именно потому, что опережали свое время, принимали желаемое за действительное, не учитывали реальностей жизни, надеясь воспитанием преобразить жизнь людей.
Потребности общества определяются способом произ-ва – уровнем развития произв. сил и характером производ. отношений. Поэтому цель В в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. Для подтверждения этой важной связи проанализируем изменение целей В. в зависимости от типа общественно-экономических формаций. История насчитывает пять общественно-экономических формаций.
При первобытнообщинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. В. было призвано обеспечить существование людей, его цель – вооружать человека опытом выживания, т.е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни. Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим, способ производства и цель В. находятся между собой в согласии.
При рабовладельческом строе В. стало уже особой функцией гос-ва. Появились спец. учреждения, занимающиеся восп-ем. Наличие двух классов привело к появлению различий в хар-ре целей В. Она становится дуалистической. Целью восп-я детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся ис-вом. Восп-е (если можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. Детей приучали к смирению и покорности. На примере ант. В. видим также, что классовый хар-р общ-ва породил классовую дифферен-ю целей В.
При феодализме – осн. классы – феодалы и крепостные крестьяне. Цели В. остаются дифференциальными: для детей феодалов – рыцарское воспитание, а для детей крестьян – трудовое. Первые наслаждаются ис-вами и науками, вторые в подавляющем большинстве никаких учебных заведений не посещают. Хар-р произв. отношений не требует от низших слоев населения ни общей ни спец. подготовки, поэтому раздвоение целей, которое мы наблюдаем и в этом общ-ве, выражает не только классовую направленность целей в классовом общ-ве, но и зависимость их от способа произ-ва.
Капиталистический строй характеризуется наличием двух основных классов – буржуазии и пролетариата. Хар-р развития произ-ва, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему уч. заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее восп-е своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление гос-вом, направлять развитие экономики, общест. процессов. Создается сеть частных привилегир. учеб. заведений. Классовая дифференциация, дуализм целей сохраняются, как сохраняется и общ. зависимость целей от способа произв-ва.
На смену раннему капитализму пришел развитый капиталистический строй, называемый посткапиталистический (рыночный, демократический). Этот строй характер-ся более высоким уровнем развития произв. и обществ. Отношений. При всем многообразии посткапитал. отношений и форм, существующих в мире, общая зависимость от целей восп-я от способа произ-ва сохраняется.
Но не только способом произ-ва определяются цели В. немаловажное значение на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них – темпы науч-техн. и соц. прогресса, эконом. Возможности общества, уровень развития пед. теории и практики, возможности учебно-воспит. учреждений, воспитателей, учителей и т.д.
Таким
образом, можно сделать
вывод: цель В. определяется
потребностями развития
общества и зависит
от способа произ-ва,
темпов соц-го и науч.-техн.
прогресса, возможностей
общ-ва, уч. заведений.
Учение о всестороннем и гармоническом развитии личности
Среди всех целей В. есть одна, самая главная – обеспечить каждому чел-ку, появившемуся на свет всестороннее и гармоническое развитие. В разное время в понятие всестороннего гармонич. развития вкладывается различный смысл.
Пед-ги – гуманисты эпохи Возрождения Ф.Рабле, М. Монтень в содержание всесторонне развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой.
У социалистов- утопистов Т.Мора, Т. Компанеллы, Р.Оуэна иде я всестороннего гармонического развития личности приобретает иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства произ-ва, впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда, соединения В. с трудом.
Фр. просветители XVIII века К. Гельвеций, Д.Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития умств. и нравст. совершенство.
Русские революционеры- демократы Герцен, Белинский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения гнета.
Более 70 лет наша отечест. школа развивалась под влиянием идей видных философов – экономистов Маркса и Энгельса; этот период из ее истории вычеркнуть нельзя. Они говорили, что когда будут уничтожены классовые различия, когда чел-во достигнет высокого уровня развития, тогда можно ставить цель всестороннего и гармонического развития людей.
Сегодня главная цель ср. общеобраз. школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивид-сти ребенка с учетом его возрастных особеннностей.
Направление В. определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспит. работы – гражданское, правовое, экономическое, экологическое.
Умственное вопитание обеспечивает обучаемых системой знаний, в ходе усвоения которых закладываются основы науч. мировоззрения. Сознательное усвоение системы знаний содеуствует различию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей.
Задачи умственного воспитания следующие:
Физическое воспитание – неотъемлимая часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины.
Задачи физического воспитания:
Систематическое физ. воспитание начинается с дошкольного возраста, физ-ра – обязательный предмет в школе. Физ. В. тесно связано с другими составными частями В. и в единстве с ними решает задачу формир-ния гармонически развитой личности.
Трудовое воспитание Трудно представить себе воспит. чел-ка, не умеющего много и плодотворно работать, не владеющего знаниями об окружающем его произв-ве, произв-ных отношениях. тРудовое начало В. – важный проверенный веками принцип формир-ния всесторонне и гармонически развитой личности.
Трудовое восп-е охватывает те аспекты воспит. процесса, где формируются труд. действия, складываются производ-ные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе В. выступает и как будущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира.
Нравственное воспитание. Под моралью понимают исторически- сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя. Важнее всего формировать глубокую челов. нравственность. Нравст. В. решает такие задачи, как формирование нравст. понятий, суждений, чувств, навыков и привычек поведения.
В основе нравст. воспитания подрастающего поколения лежат как общечел. Ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе истор. развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Непреходящие нравст. качества – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к гос-ву, гос. символике, законам, Конституции, милосердие.
Эстетическое воспитание – еще один базовый компонент цели В., обобщающий развитие эст. идеалов, потребностей м вкусов у воспитанников. Задачи эст. воспитания можно условно разделить на 2 группы – приобретение теорет. знаний и формир-ние практических умений. 1 группа задач решает вопросы приобщения к эст. ценностям, а 2 – акт. включение в эст. деятельность.
Задачи приобщения