Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Метод убеждения в воспитании – это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формировании взглядов. Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе. Умело пользоваться, словом обязан каждый учитель. Нельзя безответственно бросаться словами, содержащими большой смысл, нельзя часто повторять общие фразы.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных методов. В старой школе для этого широко и небесполезно применялись назидательные истории, притчи, басни и другие непрямые и образные способы сообщения воспитанникам необходимых знаний.
Диалог – основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного взаимодействия педагога с учащимися. Диалог – прекрасный способ воздействия на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов, чувств.
Метод упражнений есть метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). Этот метод способствует формированию единства сознания и поведения. Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.
Метод примера – это метод воздействия на созерцание, чувства и поведение школьников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей. В практической работе используются разнообразные средства: книги, кинофильмы, картины и факты из жизни, теле- и радиопередачи, наглядная агитация. Большое значение имеет личный пример педагога.
Чем младше школьник, тем меньше у него жизненного опыта, который необходим для того, чтобы самостоятельно определять линию своего поведения. Поэтому он, естественно, подражает тому, что видит в общественной и личной жизни старших и вообще в поступках окружающих людей. Явление подражательности психологи называют конформизмом, а соответствующее качество личности конформностью.
В школьные годы особенно сильно врезаются в память происходящие события и поступки людей, образы великих мыслителей, художников, изобретателей (а нередко и отрицательные факты захватывают детское воображение).
Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные (или аморальные) цели личного поведения, а также утверждаются те или иные способы деятельности.
Пример великого человека. Этот вид примера действует как очень высокая форма идеала. Великий человек (ученый, писатель, герой и др.) уже прожил жизнь достиг признания людей, состоялся как личность. На его примере детям важно показать, как он шел к достижениям: каким был в детстве, о чем мечал, чем увлекался, как преодолевал жизненные трудности и недостатки своего характера. Предъявление детям примера великой личности - очень тонкая методика. «Не сотвори себе кумира»- гласит библейская истина. Доведенный до абсурда пример великого человека становится холодным символом и начинает «работать наоборот», т.е. отвращать детей от своего примера, от своего совершенства.
Методы воспитания сознания (лекции, беседы, диспуты, личный пример и др.) сочетаются с такими средствами, как научная и художественная литература, периодическая печать (газеты, журналы), другие знаковые средства мировой и национальной культуры. Они выполняют функции средств информационного обеспечения воспитательного процесса, а связанная с ними информация представляет собой теоретические модели различных видов общественного сознания: научного эстетического, нравственного, бытового др.
Методы организации деятельности (педагогическое требование, управления и самоуправления коллективом, общественное мнение, приучение, упражнения, создание воспитывающих ситуаций и т.д.) сочетаются с такими с такими средствами воспитания как, режим, дисциплина, коллектив, различные виды практической и трудовой деятельности, художественная самодеятельность и др. Взаимосвязи этих методов и средств направлены на воспитание устойчивых качеств личности, привычек культурного поведения и нормативов межличностных отношений.
Методы стимулирования культурного поведения (соревнование, поощрение и наказание) связаны со средствами материального и духовного вознаграждения за успехи, а также со средствами морального осуждения различных поступков. Оценка результатов - обязательный элемент подведения итогов деятельности, причем особо важное значение имеет вербальная похвала положительных поступков, закрепляющая культурные навыки и в последующем становящаяся основой самооценки в самовоспитании в юношеском возрасте.
Средствами воспитания культуры отношений являются, прежде всего, взрослые люди, участвующие в совместной деятельности с воспитанником и пользующиеся у него уважением и авторитетом. От них учащийся социально наследует эмоциональные, волевые и интеллектуальные отношения к природе, обществу, материальной и духовной культуре, окружающим людям (родителям, учителям, друзьям, товарищам и т.д.) и к самому себе. Кроме того, в качестве средств используются: художественная литература, кино и др. знаковые средства информации.
Взаимосвязь средств и методов воспитания культуры отношений зависит от возраста и воспитанности учащихся. В начальной школе основным является личный пример и требования учителя, которые ребенок распространяет на всех других людей. В подростковом возрасте это положение сохраняется, но становится недостаточным. Нужны дополнительно беседы авторитетных взрослых для осознания подростком общественных значимости культуры отношений, престижности культурного поведения , признание общественного мнения , социального окружения воспитанника, ценности данных отношений в повседневной жизни. Поэтому в воспитании подростков ведущую роль играет коллектив, выполняющий три функции средств:
В юношеском возрасте, при воспитании старшеклассников взаимосвязь средств и методов дополняется и усложняется новыми элементами, что обусловлено потребностями овладения средствами и методами самовоспитания. Этому способствуют различные руководящие должности, на которые выбираются старшеклассники в ученическом коллективе (пусть даже на короткие сроки), что дает им возможность сформировать в себе навыки управления коллективом и активного участия в создании общественного мнения. Образцы и внешние требования к культуре поведения регулярно используемые в качестве средств и методов функционирования коллектива, становятся постепенно внутренними критериями самооценки и самовоспитания. Большую роль здесь играют личные духовные контакты, дружба и товарищество, задушевные беседы и диспуты в узком кругу единомышленников.
Методы поощрения - положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника, метод наказания – это выявление ошибок в поведении и осуждении антиобщественных поступков.
Поощрения стимулируют правильную линию в поведении, наказания тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и др. отрицательных качеств. При одобрениях нужно проявлять чувство меры, не следует хвалить:
-За то, что получено от природы ( ум, здоровье, и т. д)
-за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;
- больше двух раз заодно и то же достижение;
- из-за жалости;
- из-за желания понравиться. Тот, кто хвалит, не всегда становится любимым.
Также каждый раз надо задумываться, как не следует наказывать:
- наказание не должно вредить здоровью - ни физически, ни морально;
- если есть сомнение: стоит или не стоит наказывать, то следует избегать наказания;
- за один раз – одно наказание (если даже одновременно было совершено несколько проступков);
-если время упущено, то запоздало наказывать не следует;
-наказан - прощен;
- при наказании не допускать оскорбления и унижения личности;
-нельзя наказывать и ругать: когда болен, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы, сразу после физической или душевной травмы; когда проявляет неспособность, бестолковость, глупость, неопытность, когда не справляется со страхом; с невнимательностью, подвижностью, прилагая истинное старание;
- не наказания должен бояться школьник, а огорчения учителей и вины перед школой.
Использование методов поощрения и наказания основывается на принципе гуманизма. В них проявляется забота о гражданском росте личности.
Методы самоопределения личности ребенка. Личностно- ориентированная педагогика выдвигает перед воспитанием задачу - помочь ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества. Результат воспитания в значительной мере определяется теми действиями, теми усилиями, которые прилагает сам ребенок в деле своего развития и воспитания.
Метод «Шаг вперед». На каждый день ребенок сам намечает себе какое-либо хорошее дело (полезное и нужное окружающим, а не только самому себе), а вечером подводит итог. Это может быть запись в «Дневнике добрых дел», обсуждение с родителями прожитого дня и даже оценка по привычной пятибалльной системе. Не надо бояться, что при этом будет происходить формальная ориентация на хорошие дела. Ребенок, не привыкший постоянно делать что-то для окружающих и давать себе в этом сознательный отчет, растет черствым эгоистом. При организации этого метода важно обеспечить внимание родителей и старших членов семьи к работе ребенка над собой. Именно они подсказывают ему полезные дела, которые требовали бы проявления силы воли, характера (например, подклеить книги, убрать в ящике письменного стола, написать письмо дедушке поточить карандаши младшему брату, помочь бабушке нарезать яблоки для джема и т.д.). Иначе может возникнуть опасность, что значение всей этой работы ребенок увидит не в постоянной заботе о близких, а будет стремясь только в оценке, делать пустячные, не требующие особых усилий дела. А ведь воспитывает характер именно постоянное беспокойство об окружающих, стремление сделать сто-то полезное и нужное для них. Метод «Шаг вперед» позволяет выработать у младших школьников важную привычку – заранее планировать свой день, искать место и время для каждого дела и тем самым формировать полезные навыки организации и культуры труда.
«Задание самому себе». С помощью учителя или родителей младший школьник определяет на конкретный срок (неделю, месяц) что он будет делать, чтобы стать лучше, чтобы приобрести какое-то недостающее качество. Нужно помочь ребенку выбрать относительно постоянное дело (утренняя зарядка по утрам; мытье за собой посуды после еды; ежедневно читать книгу не менее получаса; не ссориться с младшей сестрой, а играть с ней и помогать). Ход выполнения «задания самому себе» можно также фиксировать в «Дневнике добрых дел», а итоги подвести на общем сборе всего класса или дома, в присутствии вей семьи.
«Мой секрет». Младший школьник ставит перед собой цель - выполнить какое-либо дело, совершить поступок как бы «по секрету», не делая его предметом предварительного обсуждения с товарищами. Такое задание дети могут записать и вложить в конверт до определенного времени, чтобы к празднику или к концу четверти открыть конверт в классе и выяснить, кто чего добился из задуманного.