Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Метод  убеждения  в  воспитании – это путь воздействия  на  знание  школьника для  разъяснения фактов  и  явлений  общественной  и  личной  жизни,  формировании  взглядов. Метод убеждения является   ведущим  в воспитательной  работе. Умело пользоваться,  словом  обязан  каждый  учитель. Нельзя  безответственно бросаться словами,  содержащими  большой  смысл, нельзя  часто   повторять  общие  фразы.

Убеждение  в  воспитательном процессе  достигается   при  использовании различных методов. В старой школе для этого широко  и небесполезно применялись   назидательные истории, притчи,  басни и другие  непрямые  и образные  способы сообщения воспитанникам   необходимых знаний.

Диалог  – основной  путь обмена  мыслями, универсальная форма информационного взаимодействия   педагога  с учащимися. Диалог – прекрасный  способ  воздействия на  сознание  и формирование  определенных  взглядов, мотивов,  чувств.

Метод  упражнений  есть  метод управления  деятельностью  школьников  при  помощи  разнообразных   и повторяющихся  дел, где  каждый  выполняет  определенные  поручения (задания). Этот метод способствует формированию единства   сознания  и поведения. Метод  упражнений в воспитании  реализуется через поручения. Поручения (практические задания)  создают и расширяют опыт  учащихся   в различных видах деятельности. Приучение школьников   к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению   поручений,  как показывает   анализ педагогической практики,  дело  длительное  и  требующее   неустанного  внимания  к нему.

Метод примера – это метод воздействия на  созерцание,  чувства и поведение школьников  впечатляющим  образом,  способным оказать   помощь в достижении  педагогических  целей. В практической  работе используются  разнообразные средства: книги, кинофильмы,  картины  и  факты  из жизни, теле- и радиопередачи, наглядная  агитация. Большое  значение  имеет  личный пример  педагога.

Чем  младше школьник, тем  меньше  у него жизненного опыта, который необходим для  того, чтобы  самостоятельно  определять   линию  своего поведения. Поэтому он, естественно, подражает  тому, что  видит    в  общественной   и  личной  жизни  старших  и вообще    в  поступках  окружающих людей. Явление подражательности  психологи называют  конформизмом, а соответствующее  качество  личности конформностью.

В школьные годы особенно  сильно  врезаются  в  память   происходящие события  и  поступки людей, образы  великих   мыслителей,  художников, изобретателей (а  нередко и  отрицательные  факты  захватывают   детское воображение).

Путем подражания у молодого человека формируются  социально-нравственные (или аморальные) цели  личного поведения, а также  утверждаются   те  или  иные   способы  деятельности.

Пример великого  человека. Этот вид примера действует как очень высокая форма идеала.  Великий человек (ученый, писатель, герой и др.) уже прожил  жизнь достиг   признания  людей,  состоялся  как личность. На его примере детям важно показать, как он  шел к достижениям: каким был в детстве,  о чем мечал, чем увлекался, как преодолевал жизненные трудности и недостатки  своего  характера. Предъявление  детям примера великой личности -  очень тонкая  методика. «Не сотвори себе кумира»- гласит  библейская  истина. Доведенный до абсурда пример  великого человека становится  холодным  символом  и начинает «работать   наоборот»,  т.е.   отвращать детей от  своего примера,  от своего  совершенства.

Методы  воспитания  сознания  (лекции,  беседы, диспуты, личный пример и др.) сочетаются  с такими средствами, как научная и художественная литература, периодическая   печать (газеты, журналы), другие знаковые  средства мировой и национальной культуры.  Они выполняют функции средств  информационного  обеспечения воспитательного процесса,  а  связанная  с  ними  информация  представляет   собой  теоретические  модели различных видов общественного сознания: научного эстетического, нравственного, бытового  др.

Методы  организации  деятельности (педагогическое требование, управления  и самоуправления коллективом, общественное   мнение, приучение, упражнения, создание воспитывающих ситуаций  и т.д.) сочетаются  с такими  с такими   средствами воспитания как, режим, дисциплина, коллектив, различные   виды практической   и  трудовой  деятельности,  художественная самодеятельность  и др.  Взаимосвязи этих  методов и средств направлены  на воспитание  устойчивых качеств личности, привычек  культурного поведения   и нормативов межличностных  отношений.

Методы  стимулирования культурного  поведения (соревнование, поощрение и наказание) связаны со  средствами   материального и духовного   вознаграждения  за  успехи,  а также со  средствами   морального  осуждения   различных  поступков.  Оценка результатов - обязательный  элемент подведения итогов деятельности, причем особо  важное значение имеет вербальная похвала положительных поступков, закрепляющая культурные  навыки   и  в последующем  становящаяся   основой  самооценки в самовоспитании  в  юношеском  возрасте.

Средствами воспитания культуры отношений  являются, прежде всего, взрослые  люди, участвующие  в совместной  деятельности  с  воспитанником и пользующиеся у  него уважением  и  авторитетом. От них учащийся социально наследует эмоциональные, волевые и интеллектуальные отношения к  природе, обществу, материальной  и  духовной  культуре,  окружающим  людям (родителям,  учителям,  друзьям,  товарищам и т.д.) и к самому  себе. Кроме того, в качестве средств используются: художественная  литература,  кино и  др. знаковые   средства  информации.

Взаимосвязь  средств  и методов воспитания  культуры отношений  зависит от  возраста и воспитанности  учащихся. В начальной  школе  основным  является личный  пример  и требования  учителя,  которые ребенок  распространяет  на  всех  других  людей. В подростковом  возрасте  это положение сохраняется, но  становится  недостаточным. Нужны дополнительно  беседы  авторитетных взрослых для  осознания  подростком  общественных   значимости  культуры  отношений, престижности   культурного поведения , признание общественного мнения , социального окружения воспитанника, ценности  данных   отношений в повседневной  жизни. Поэтому в воспитании подростков  ведущую роль  играет коллектив, выполняющий  три функции  средств:

  1. общественного  мнения, требующего от воспитанника  определенной  культуры  поведения;
  2. формы  организации  коллективного  обсуждения  содержания культуры и отношения к ней  без персонализации  и конкретики  поведения  отдельной  личности, но  с целью осознания культуры  как  основы человеческих отношений;
  3. коррекции   поведения   подростков  путем  оценки   их  поступков, планов  и  намерений.

В юношеском  возрасте, при воспитании старшеклассников взаимосвязь  средств и методов дополняется  и усложняется   новыми  элементами, что обусловлено потребностями овладения средствами и методами           самовоспитания. Этому способствуют   различные руководящие должности, на  которые выбираются   старшеклассники в ученическом коллективе (пусть  даже  на  короткие  сроки),   что  дает  им  возможность   сформировать   в себе  навыки  управления  коллективом   и  активного  участия   в  создании  общественного мнения. Образцы  и   внешние  требования  к  культуре  поведения  регулярно   используемые   в  качестве  средств  и  методов  функционирования  коллектива,  становятся  постепенно внутренними  критериями   самооценки    и  самовоспитания. Большую  роль  здесь  играют   личные  духовные  контакты,   дружба  и  товарищество, задушевные  беседы  и диспуты в узком кругу единомышленников.

Методы  поощрения - положительная  оценка тех  лучших качеств, которые проявились  в учебе  и поступках  школьника, метод наказания – это выявление ошибок в  поведении и  осуждении  антиобщественных  поступков.

Поощрения  стимулируют  правильную  линию  в  поведении,  наказания тормозят   проявления  недисциплинированности, недобросовестности и  др.  отрицательных качеств. При  одобрениях нужно проявлять  чувство  меры, не  следует  хвалить:

-За то, что  получено  от  природы ( ум,  здоровье, и т. д)

-за то, что  достигнуто  не  своими  усилиями, своей  работой;

- больше  двух  раз  заодно  и  то  же  достижение;

- из-за жалости;

- из-за  желания   понравиться. Тот, кто  хвалит, не всегда становится любимым.

Также каждый раз  надо  задумываться, как не  следует  наказывать:

- наказание   не  должно   вредить здоровью -  ни  физически, ни  морально;

- если  есть  сомнение: стоит или  не  стоит  наказывать,  то  следует  избегать  наказания;

- за  один  раз – одно  наказание (если  даже  одновременно  было  совершено  несколько  проступков);

-если  время   упущено, то  запоздало  наказывать  не следует;

-наказан - прощен;

- при  наказании  не  допускать  оскорбления   и  унижения  личности;

-нельзя наказывать  и  ругать: когда   болен,  когда ест,  после  сна, перед  сном,  во  время  игры,  во  время работы, сразу  после физической  или  душевной  травмы; когда проявляет  неспособность, бестолковость,  глупость, неопытность, когда  не справляется  со  страхом; с  невнимательностью, подвижностью, прилагая  истинное  старание;

- не наказания  должен  бояться  школьник,  а  огорчения  учителей  и   вины  перед  школой.

Использование  методов поощрения  и наказания  основывается на принципе  гуманизма. В них проявляется  забота  о гражданском  росте  личности.

Методы  самоопределения  личности  ребенка. Личностно- ориентированная педагогика  выдвигает перед воспитанием задачу - помочь ребенку стать субъектом деятельности,  общения, жизнетворчества. Результат воспитания в значительной мере определяется  теми  действиями, теми усилиями, которые  прилагает сам ребенок в деле  своего развития и воспитания.

Метод «Шаг вперед». На каждый день ребенок сам намечает  себе какое-либо хорошее  дело (полезное  и нужное  окружающим, а не  только  самому  себе),  а вечером подводит  итог. Это может быть запись в «Дневнике добрых дел», обсуждение  с родителями прожитого дня и даже  оценка  по  привычной пятибалльной  системе. Не  надо  бояться,  что при  этом будет  происходить   формальная  ориентация  на  хорошие  дела. Ребенок, не  привыкший постоянно   делать что-то для окружающих  и  давать себе   в этом  сознательный отчет, растет черствым  эгоистом. При  организации  этого метода важно обеспечить  внимание родителей и  старших членов семьи к работе  ребенка над собой. Именно они подсказывают  ему полезные  дела, которые требовали бы проявления силы  воли,  характера (например, подклеить книги,  убрать  в  ящике  письменного  стола, написать  письмо  дедушке поточить карандаши  младшему  брату, помочь  бабушке нарезать яблоки  для  джема и т.д.). Иначе может возникнуть опасность, что значение всей  этой работы  ребенок увидит не  в постоянной  заботе  о близких, а будет стремясь  только в оценке, делать пустячные, не  требующие   особых  усилий  дела. А ведь воспитывает характер именно  постоянное  беспокойство  об  окружающих, стремление  сделать сто-то  полезное  и нужное для них. Метод «Шаг вперед» позволяет выработать у младших школьников  важную привычку – заранее планировать  свой  день, искать  место  и время  для  каждого  дела и  тем  самым   формировать  полезные навыки  организации и  культуры  труда.

«Задание  самому себе». С помощью учителя или родителей младший школьник  определяет  на конкретный  срок (неделю, месяц) что  он будет  делать, чтобы  стать  лучше, чтобы приобрести  какое-то недостающее качество. Нужно  помочь  ребенку  выбрать  относительно  постоянное дело (утренняя зарядка  по утрам;  мытье за  собой   посуды после  еды; ежедневно читать книгу не менее получаса; не ссориться с младшей сестрой, а играть  с ней и помогать). Ход выполнения «задания самому  себе» можно также фиксировать в «Дневнике добрых дел», а итоги подвести на общем сборе всего класса  или дома, в присутствии вей семьи.

«Мой  секрет». Младший школьник  ставит перед собой цель - выполнить какое-либо дело,   совершить поступок как бы  «по секрету», не делая его предметом предварительного  обсуждения  с товарищами. Такое задание дети могут записать и вложить в конверт до определенного  времени, чтобы к празднику или к  концу  четверти открыть конверт в классе и выяснить, кто чего  добился  из задуманного.

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"