Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Педагогическая наука изучает обучение и воспитание в их единстве и целостности. Однако для лучшего, более детального их рассмотрения выделяют, соответственно, педагогические дисциплины – теорию обучения и теорию воспитания. Педаг. дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем уровне, называется дидактикой.
Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.
Исторически сложилось так, что наряду с термином «педагогика» долгое время в том же значении использовался и термин «дидактика». Впервые ввел его в научный обиход нем. педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики». Аналогичным образом трактовал дидактику и Я.Коменский.
По своему происхождению термин «Д» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает «поучающий», а «didasko» - изучающий. Видимо, это и побудило Я.Коменского определить Д. как «всеобщее искусство всех учить всему».
По мере развития педаг.науки Д. начинает концентрировать свое внимание на вопросах теории образования и обучения. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли Иоганн Фридрих Гербарт, И.Г.Песталоцци (1746-1827), А.Дистервег (1790-1816), К.Д.Ушинский (1824-1870), Д.Дьюи (1859-1952).
На развитие отечественной дидактики в к 19 нач.20 вв большое влияние оказали своими трудами П.Ф.Каптерев, С.Т,Шацкий, П.П.Блонский, Л.В.Занков, М.Н.Скаткин и др.
Основными категориями Д. являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения.
Предметом Д. является преподавание (деятельность учителя) и учения (деятельность ученика), их взаимодействие.
Задачи Д.:
Дидактические системы. Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Дидакт.системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. Своеобразие структур позволяет нынешним исследователям выделить 3 принципиально отличающиеся между собой дидакт.системы:
разделение концепций на 3 группы произведено на основе того, как понимается процесс обучения – объект и предмет Д.
В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидакт.концепции таких педагогов, как Я.Коменский, И.Песталоцци и в особенности И.Гербарт и Д. немецкой классической гимназии.
В педоцентристкой концепции главную роль в обучении отводится учению – деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система Д.Дьюи, трудовая школа Г.Кершенштейнера, В.Лая.
Современная
дидакт.система исходит их того, что обе
стороны – преподавание и учение – составляют
деят-сть обучения, а их дидакт.отношение
является предметом дидактики. Современную
концепцию обучения создают такие направления,
как программированное обучение, проблемное
обучение, развивающее обучение (П.Гальперин,
Л.Занков, В.Давыдов), гуманистическая
психология (К.Роджерс), когнитивная психология
(Дж.Брунер).
Традиционную дидакт.систему связывают прежде всего с именем нем.ученого И.Ф.Гербарта, который обосновал систему обучения, используемую в Европе до сих пор. Критически переосмыслив традиционную классно-урочную систему Коменского, создал «научную систему педагогики», базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии. По гербарту, высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Воспитание должно основываться на следующих этических идеях:
из современной ему психологии Гербарт взял 2 основных положения:
Основными чертами гербартовской системы обучения были следующие. Главная задача школы – это забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание – дело семьи. Формированию сильных с моральной точки зрения характеров служат правильное педагогическое руководство, дисциплина. Для поддержания порядка и дисциплины Г предлагает использовать запреты, ограничения, а также телесные наказания.
Главный вклад Г в дидактику состоит в вычленении этапов обучения:
Ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение
Ступень ассоциации: связь нового материла с прошлыми знаниями
Ступень системы: обнаружение выводов, формулировка понятий, законов.
Ступень метод: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.
Говоря современным языком, структуру обучения составляют изложение, понимание. Обобщение, применение. Т.о. логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию и обобщению. Нетрудно видеть в этом схему большинства уроков и по сей день. Дидактику Г. характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Г. стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики.
Теория Г. широко распространилась в середине 19 столетия и пришла в упадок вместе с германской империей. По современным оценкам она оказала неблагоприятное влияние на развитие школы: именно под ее влиянием начали распространяться взгляды, согласно которым целью обучения является передача готовых знаний, подлежащих заучиванию; активным в учебном процессе должен быть прежде всего учитель, ученикам же отводилась пассивная роль, они обязаны сидеть тихо, выполнять распоряжения учителей; учитель не смел делать никаких поблажек ученикам, приспосабливать программу к их требованиям и интересам. Но без дидактики Гербарта, данного ею толчка не было бы современной теории и практики.
К
началу 20 века эта система подверглась
критике за то, что она авторитарна,
поэтому появилась новая педоце
Начав свои эксперименты в одной из чикагских школ в 1895 Дьюи сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем обучение, основанное на запоминании знаний. Основным вкладом Дьюи в теории обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления». Т.е. мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение.
В каждом «полном акте мышления» выделяются следующие этапы»:
Впоследствии за «трудностями», которые нужно преодолеть, размышляя над поиском решения, закрепилось название «проблемы». Правильно построенное обучение, по мнению Дьюи, должно быть проблемным. По сравнению с традиционной системой Дьюи предложил смелые новшества, неожиданные решения. Место активного учителя занял учитель-помощник; место устного и письменного слова заняли теоретические и практические занятия, где учащиеся самостоятельно работали. Однако, несмотря на революционный во многих отношениях характер дидактики Дьюи, в ней есть и недостатки. Во-первых, Дьюи как и Гербарт относит ступени обучения ко всем учебным предметам, вследствие чего эти уровни приобретают формальный характер. Во-вторых, учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний, развития определенных умений.
Таким
образом, дидактика Дьюи стояла перед
дилеммой: либо дать систематическое,
общее фундаментальное
Современную дидактику характеризуют следующие особенности:
Гуманистическая педагогика представлена К.Роджерсом. первостепенным в образовании и воспитании он выдвигает учет интересов, психики, индивидуальных особенностей; бережное отношение к личности, считая их условиями формирования творчески и свободно мыслящего и действующего человека. Подавление свободы детей и даже животных причисляется в США к правовым нарушениям. Людей, впервые попавших туда, всегда удивляет отсутствие запретов в отношении к детям и эффективность этого простого воспитательного средства. «Злых людей не должно быть, в каждом таком случае виноваты упущения в воспитании или нормы воспитания, принятые в данном обществе» - можно заключить словами Роджерса.
Особняком стоит образование в Японии. Здесь стремление к знаниям всегда было чертой национального характера. Известно, что, потерпев сокрушительное поражение во второй мировой войне, японцы не посчитали зазорным учиться у победителей в экономике, науке и технике, спорте и искусстве, достигнув за короткое время впечатляющих успехов почти во всех областях. Однако, перенимая мировой опыт, Япония делает это весьма избирательно, адаптируя его к особенностям и традициям национальной культуры. В Японии давно поняли, что рабочие с высоким уровнем образования лучше усваивают новую технику и эффективнее ее используют. Если в 1935 высшее и среднее образование имело только 10% населения, то всего через 5 лет после войны – уже 17%, а в 1970-х – 50%.
Характерно, что делая упор на научно-технический прогресс, Япония строит образование и на народных традициях. Существует постоянно действующая связь между семейным воспитанием и обучением на всех его стадиях: традиции семейного воспитания шаг за шагом переносятся в школу, а самодисциплина, воспитываемая в школе, внедряется и в семейную жизнь. Подобное отношение к учебе оборачивается еще одной чертой японского образования, которпя представляется совершенно неприемлемой в большинстве других стран – это бесконечные экзамены, которые в определенном смысле превращают учебу в подготовку к экзаменам. Такие психологические перегрузки приводят к постоянным стрессам, моральным и физическим напряжениям, довольно часто приводя даже к самоубийствам.
Японское воспитание нацеливает прежде всего на прилежание и исполнительность, а не на умение вести полемику или подавать идеи. Важно, чтобы ученик мог сказать учителю: «Я вас понял». В Японии непререкаемым авторитетом окружена фигура учителя. Выражение «сэнсэй» - знак высшего уважения.