Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Возрастная периодизация развития ребенка. Факторы развития личности: генетический воспитательный, социальный. Развитие личности: Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо.
Сущность
социализации и ее
стадии. Самовоспитание
в структуре процесса
формирования личности.
Возрастная периодизация
То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психологического и социального развития.
Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды чел. жизни. Есть целый ряд разработок периодизаций развития (Коменский, Штрац, Эльконин, Шванцара).
В современной науке принята следующая периодизация детского возраста:
Млад. Дошк. возраст (3-4)
Сред. Дошк. возраст (4-5)
Старш. Дошк. возраст (5-6)
Я.А.Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должно соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Им впервые была введена привычная сейчас классно-урочная система с конкретной темой и задачей урока, ежедневной проверкой знаний и последующими экзаменами.
Руссо, н-р, трактовал природосообразность воспитания иначе. Он считал, что ребенок от природы является существом во всех отношениях совершенным, и что появляющиеся у детей пороки и недостатки выступают как следствие недопустимого вмешательства воспитания в развитие их природного несовершенства или влияния плохих соц. условий. Исходя из этого, Руссо полагал, что гл. целью воспитания должно быть развитие природного совершенства детей, предоставление им неограниченной свободы и следование за и влечениями и интересами. Воспитание же д. Осуществляться по методу естественных последствий, когда ребенок на основе собственного опыта познает, что можно делать, а что нельзя. (н-р, сует руку в огонь)
Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личность – это человек, способный самостоятельно принимать обдуманные решения, нести ответственность, независимо действовать. Индивидом рождаются, личностью становятся.
Среди факторов формирования личности выделяют:
макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на развитие личностей всех жителей планеты; мезофакторы – условия развития личностей больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут (этнос, регион, село, город, поселок);
микрофакторы оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебные, профессиональные, общественные и др.
Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.
Исследования показывают, что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать влияние на развитие личности. В раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрастах увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходит трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Также необходимо учитывать, что наибольшее влияние на личность оказывает другая личность, являющаяся для нас референтной и авторитетной.
Как в теоретическом, так и в практическом плане небезынтересен и такой вопрос: что оказывает большее влияние на развитие человека – среда или наследственность? Мнения специалистов разделились. Приверженцы так называемого биогенетического направления в педагогике безусловно предпочтение отдают наследственности, а социогенетического – среде. Точно сказать нельзя. Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя.
Одной из сложных и ключевых проблем пед. теории и практики является проблема личности и ее развития в специально-организованных условиях. Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физ. данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте.
Анализ факторов развития был начат еще античн. учеными. В отечест. педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития школьников добились П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия.
Требовалось, прежде всего ответить на главный вопрос: почему различные люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутр. и внеш. условиями. К внутр. условиям относятся физиолог. и психич. свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается.
Установлено,
что процесс человеческого
Природное в человеке (биологическое) – это то, что связывает его с предками, а через них – со всем живым миром. Отражение биологического – наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены.
Наследственные программы развития человека включают детерминированную. и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также задатки человека как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления). Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определенной группы крови, резус-фактор. От родителей к детям передаются внеш. признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.
К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (н-р, шизофрению) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.
Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Т.о. необходимость воспитания заложена в человеке природой.
Чрезвычайно
важен вопрос о наследовании интеллект.
качеств. Что наследуют дети –
готовые способности или
Среда
Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. обучения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. (В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух малышей. Это были девочки, одной из них было лет 7-8, другой – года 2. Младшую девочку назвали Амалой, старшую – Камалой. Младшая девочка скоро умерла, так и ничему не научившись, старшая прожила около 10 лет. Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. 2 года пришлось учить ее стоять. Через 6 лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. 4 года ушло на заучивание первых 6 слов. Через 7 лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через 3 года – до ста. Дальше языковой прогресс не пошел. Достигнув примерно 17 возраста Камала по уровню своего развития была как трехлетний ребенок. Вместо комментария: человек рождается на земном шаре физически слабым и не обладая врожденными идеями, только в обществе может добиться того исключительного положения к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации он так и бы остался одним из животных.)
Воспитание - осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Воспитание - многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие. Воспитание – это сила, способная дать обществу полноценную личность. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Слабость восп-я в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют подсознательно и бессознательно. Специальные исследования показали, что воспитаниее может, обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что получая хорошее питание и уход, они тем не менее не приобретают ни одного психического качества, свойственного человеку.
Самовоспитание
сознательная, целенаправленная
деятельность человека, направленная
на совершенствование своих положительных
качеств и преодоление отрицательных.
Элементы самовоспитания присутствуют
уже у дошкольников. Малыш еще
не может осмыслить свои
личностные качества, но уже
в состоянии понять, что его
поведение может вызвать как
положительную, так и негативную
реакцию со стороны взрослых.
Роль обучения в развитии личности
В психолого-педагогической науке сложились три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматривается как два независимых друг от друга процесса. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения.
Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк)
Третья группа теории объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его.
Эту
существенно новую идею выдвинул
Л.С. Выготский. Он обосновал тезис
о ведущей роли обучения в развитии
личности. Выготский выделил два
уровня умственного развития ребенка.
Первый уровень актуального развития
как наличный уровень подготовленности
ученика, который характеризуется тем,
какие задания он может выполнить вполне
самостоятельно. Второй, более высокий
уровень ( зона ближайшего развития) обозначает
то, что ребенок не может выполнить самостоятельно,
но с чем он справляется с небольшой помощью.
То, что сегодня ребенок делает с помощью
взрослого, отмечал Выготский, завтра
он будет делать самостоятельно; то, что
входило в зону ближайшего развития, в
процессе обучения переходит на уровень
актуального развития.