Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Раздел 5.

Тема 4. Технология педагогического   общения.

Педагогическое  общение  в структуре деятельности  учителя-воспитателя. Стили педагогического   общения: авторитарный,  демократический,  попустительский.

Технология   установления  педагогически  целесообразных  взаимоотношений. Педагогический  такт  и  авторитет  учителя.

Стадии  педагогического   общения.

1. Педагогическое  общение. Гуманистическая   технология  педагогического   взаимодействия   признает общение   важнейшим  условием   и  средством  развития  личности.

Общение  изучается   философией, социологией,   общей  и социальной психологией, педагогикой  и др. науками.

Общение- это  не  просто ряд  последовательных  действий общающихся  субъектов. Любой  акт   непосредственного  общения  – это воздействие  человека   на  человека, а  именно их  взаимодействие.

Общение между педагогом  и   учащимся, в  ходе которого  педагог  решает  учебные, воспитательные   и  личностно-развивающие  задачи, мы  называем   педагогическим  общением.

Выделяют  два  вида  общения:

1. Социально-ориентированное   общение (лекция,  доклад, ораторская  речь, телевизионное выступление), в   ходе котрого   решаются   социально значимые  задачи, реализуются   общественные   отношения, организуются   социальное  взаимодействие.

2. Личностно-ориентированное   общение, которое  может   быть   деловым,  направленным  на  какую-то совместную   деятельность,   или  связанным   с  личными   взаимоотношениями, не имеющими   отношения  к деятельности.

В педагогическом  общении   присутствуют  оба вида общения.  Когда учитель ведет   объяснение нового материала, он  включен   в  социально-ориентированное   общение,  если   он  работает  с  учениками   один   на   один(беседа  в ходе   ответа   у доски  или    с  места),  то   общение  личностно-ориентировано.

Педагогическое  общение   представляет  собой   одну  из  форм   педагогического    взаимодействия  учителей  с  учащимися. Цели, содержание  общения, нравственно-психологический  уровень  его   для  педагога   выступают  как   заранее  заданные. Педагогическое  общение   в большей  части  достаточно  регламентировано по  содержанию,   формам, а  потому  не  является  лишь  способом  удовлетворения   абстрактной   потребности    в  общении. В нем отчетливо   выделяются ролевые позиции педагога  и  обучаемых, отражающий  «нормативный  статус»  каждого.

Поскольку  общение  протекает  непосредственно, лицом  к лицу, оно приобретает  для  участников   педагогического   взаимодействия  личностное  измерение.  Педагогическое  общение  «втягивает»  личность    педагога  и  ученика в этот  процесс.  Учащимся  далеко  не  безразличны  индивидуальные  особенности  педагога.  У них  складывается  групповая  и  индивидуальная шкала   оценок каждого  учителя. Существует  и неоформленное но  четкое  мнение   о  любом  из  них. Оно  обусловлено   прежде всего  общественными требованиями предъявляемые  к  личности педагога. Несоответствие   личностных качеств  этим  требованиям отрицательно   сказывается на    его  взаимоотношениях   с  учениками. В  тех  случаях,  когда  действие  педагога  в  чем-то  не  соответствует  элементарной  этике, подрывается  не только  его  личный  престиж, но  и  авторитет   всей  педагогической  профессии. В  результате  снижается     эффективность   личного   воздействия   педагога.

2. Стили  педагогического   общения.  Под стилем  педагогического общения понимается индивидуально-типологические  особенности взаимодействия  педагога    и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные   возможности педагога;  сложившийся  характер   взаимоотношений  педагога  и  воспитанников;   творческая   индивидуальность  педагога; особенности   учащихся.

Общепринятой  классификацией  стилей педагогического  общения   является  их  деление   на  авторитарный  демократический  и  попустительский.

При авторитарном  стиле общения педагог единолично  решает   все вопросы,  касающиеся   жизнедеятельности, как классного коллектива,  так и каждого учащегося. Исходя  из  собственных установок, он  определяет   положение и цели   взаимодействия, субъективно   оценивает результаты  деятельности. Авторитарный стиль    общения реализуется с помощью опеки и диктата. Противодействие   школьников  властному давлению   педагога чаще  всего приводит к возникновению   устойчивых конфликтных  ситуаций.

Педагоги, придерживающиеся  этого стиля общения, не  позволяют проявить  учащимся  самостоятельность и инициативу. Они, как правило,  не понимают учащихся, не  адекватны в их  оценках, основанных лишь на   показателях успеваемости. Авторитарный педагог  акцентирует внимание  на   негативных   поступках  школьника, но  при  этом не   принимает   во  внимание  мотивы этих  поступков.

Внешние  показатели   успешности  деятельности   авторитарных  педагогов (успеваемость, дисциплина  на  уроке ит.п.) чаще всего позитивны,  социально-психологичская  атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.

Попустительский (анархический,  игнорирующий)  стиль общения характеризуется   стремлением педагога минимально  включаться  в деятельность,  что  объясняется  снятием  себя  ответственности за  ее  результаты. Такие  педагоги формально  выполняют   свои  функциональные  обязанности, ограничиваясь   лишь  преподаванием.  Попустительский  стиль  общения  предполагает  тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие  и  незаинтересованность  проблемами  как школы,  так  и  учащихся. Следствием подобной тактики   является  отсутствие  контроля  за  деятельностью   школьников  и  динамикой  развития   их  личности. Успеваемость   и дисциплина  в  классах   таких  педагогов, как  правило, неудовлетворительны.

Общими  особенностями   попустительского  и авторитарного  стилей  общения несмотря на  кажущуюся   их  противоположность, являются  дистантные отношения,  отсутствие  доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего  доминирующего положения.

Альтернативный  этим  стилям   общения  является стиль   сотрудничества участников  педагогического  взаимодействия,  чаще   называемый  демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли  учащегося во  взаимодействии, на  привлечение каждого к решению общих дел. Основная   особенность этого стиля -  взаимоприятие и взаимоориентация.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля  общения,  характерны  активно-положительное  отношение  к учащимся, адекватная оценка их  возможностей, успехов  и  неудач. Им свойственно глубокое понимание  школьника, целей  и  мотивов  его  поведения,  умение прогнозировать  развитие  его личности. По  внешним показателям   своей деятельности  педагоги  демократического  стиля общения уступают  своим авторитарным  коллегам но  социально-психологический климат  в их  классах более благополучен.

В реальной  педагогической практике  чаще всего  имеют  место «смешанные»  стили  общения. Педагог  не может  абсолютно исключить из  своего арсенала  некоторые  частные  приемы  авторитарного  стиля  общения. Они  оказываются  иногда достаточно  эффективными, особенно при работе   с классами  и  отдельными учащимися, имеющий  низкий уровень   социально-психологического  и  личностного развития.

Наряду   с рассмотренными стилями  педагогического  общения  есть и  иные   подходы  к  их описанию. Так, В.А. Кан-Калик  установил   и  охарактеризовал  такие  стили  педагогического общения как общение основанное на увлеченности  совместной  творческой деятельностью  педагогов  и  учащихся; общение, в основе  которого лежит дружеское расположение;  общение-дистанция; общение- устрашение; общение-заигрывание.

Наиболее  продуктивным  является   общение на основе  увлеченности  совместной   творческой деятельностью. В основе  этого стиля лежит единство   высокого профессионализма  педагога  и его отношения к педагогической  деятельности  в целом.

Достаточно  результативным   является и  стиль  педагогического   общения на  основе  дружеского  расположения, который   можно  рассматривать  как предпосылку вышеназванного  стиля. Дружеское расположение  выступает  стимулом   развития   взаимоотношений  педагога с  учащимися. Дружественность и  увлеченность  совместным  делом  объединяют  эти  стили  между  собой. Однако дружественность  не  должна    нарушать    статусные позиции. Вот почему одним  из  достаточно  распространенных стилей  педагогического общения является  общение-дистанция. Этот стиль используют как опытные педагоги, так и начинающие.

Вместе   с  тем  исследования показывают, что  достаточно   чрезмерная  дистанция  ведет  к формализации  взаимодействия педагога и учащегося. Дистанция должна  соответствовать общей логике   их  отношений. Она является  показателем     ведущей роли  педагога, но  и  должна  быть основана  авторитете.

Общение-дистанция  в  своих  крайних проявлениях  переходит   в более жесткую  форму – общение-устрашение. Этот стиль  наиболее часто  используется     начинающими  педагогами, которые  не  умеют   организовать  продуктивное   общение  на  основе  увлеченности  совместной  деятельностью.

Не  менее  отрицательную  роль в  актах  взаимодействия   педагогов  и  учащихся   играет  общение-заигрывание, которое   также в основном  используется  молодыми  учителями. Стремясь  побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им но  не  имея   для этого   необходимой коммуникативной культуры, они  начинают   заигрывать   с  ними, т.е.  кокетничать,   вести разговоры на     личные темы, злоупотреблять   поощрениями  без  надлежащих  на  то    оснований.

Такие  стили  общения, как  устрашение, заигрывание  и крайние  формы   общения-дистанции, при отсутствии  у педагога   коммуникативных умений необходимых для создания    творческой  атмосферы сотрудничества, становятся  штампами, воспроизведя   малоэффективные способы педагогического взаимодействия. 

3. Технология установления  педагогически   целесообразных  взаимоотношений. 

4. Педагогический такт  и авторитет   учителя. Необходимым качеством   для учителя   является  педагогический такт -  интуитивное чувство меры, помогающее  дозировать воздействия    и уравновешивать  одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе  стиля и тона  в зависимости   от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения  тех   или иных методов.

Педагогический  такт во  многом  зависит  от личностных качеств  педагога,  его  кругозора, культуры, воли, гражданской позиции  и  профессионального мастерства. Он является той основой, на  которой  вырастает  духовная  близость  между  педагогами и  учащимися, зарождается  доверие. Особенно  отчетливо  педагогический  такт   проявляется  в  контрольно-оценочной деятельности педагога, где  крайне   важны   особая внимательность и  справедливость.

Педагогическая  справедливость – своеобразное  мерило  объективности  учителя, уровня  его  нравственной   воспитанности (доброты,  принципиальности, честности), проявляющейся в  его  оценках  поступков  учащихся,  их  отношения  к  учебе, социально  полезной   деятельности. Справедливый  учитель – это высшая  похвала педагогу;  в ней  выражены уважение,  признание ума  и  человечности, доброты  и  принципиальности,  единства  личных   и деловых  качеств.

В.А.  Сухомлинский писал: «Справедливость- это  основа  доверия  ребенка к воспитателю.  Но  нет  какой-то    абстрактной  справедливости -  вне индивидуальности, вне   личных  интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо  до  тонкости   знать  духовный  мир  каждого  ребенка».

Проявлением  индивидуальной  духовной  культуры  педагога  является   творческая  самоотдача, в которой собственное  самоутверждение  неразрывно  связано   со  служением   обществу.

Авторитет педагога  завоевывается упорным  трудом. Именно завоевывается, поскольку  авторитет  -  это  совокупность  достоинств. Но не сами  по  себе  достоинства  обеспечивают авторитет  педагога, а  их  особое  сочетание  и  особая  мера. Если  в рамках  других профессий  привычно  звучит   выражение  «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т.д., то у   педагога  может быть   только   авторитет  личности. 

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"