Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Раздел 2. Тема 5.
Образование
как социальное
явление и педагогический
процесс.
Образование
как социокультурный
феномен и педагогический
процесс. Гуманистические
функции образования.
Понятие о системе
образования, харак-ка
ее основных звеньев.
Принципы государственной
политики в области
образования. Школа
как дидактическая система.
Образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков, умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
Образованным человеком можно назвать такого человека, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющий общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. (П.И. Пидкасистый)
В понятие образования включены не только знания, навыки, умения, но и умение критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности.
Образование
– это общественно
организуемый
и нормируемый
процесс (и его
результат) постоянной
передачи предшествующими
поколениями последующим
социально значимого
опыта, представляющим
собой в онтогенетическом
плане становления
личности в соответствии
с генетической
программой и социализацией
личности.
Образование в структурном срезе характеризуется такими сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие.
В чем сущность содержания школьного образования?
В современной отечественной педагогической науке, существуют разные концепции содержания образования, корни которого уходят в прошлое - в теорию формального и теорию материального образования.
Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, и демократии и гуманизма, с другой восходят к разному пониманию этих функций: человек - цель или средство, общество для него или он для общества?
Даже ременная
уступка в пользу концепции человека
как средства (авторитаризм), а не
цели общественного развития,
с неизбежностью уводит в
сторону от гуманизма.
Теория формального образования ведет свое начало от Локка( 17 в.), Песталоции, Канта, Герберта (18-19 вв). Сторонники этой теории придерживались философии рационализма, считали, что источником знаний является разум, что знания порождаются только самим познающим субъектом, самостоятельностью его ума. Поэтому важнейшую задачу образования они видели в развитии их ума, т.е. способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению. Исходя из этой посылки , они считали, что лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних - латинск. и греческого, математики. В русских гимназиях изучались главн. образом языки - русский, латинский, греческий, немецк, французский. Зато не было химии как особого предмета. Принципы теории формального образования до сих пор находят свое применение. На их основе работают грамматические сред. Школы в Англии, дающие преимущественно гуманитарное образование.
В кон. 18- нач. 19 века активно пробивает себе дорогу теория материального образования. Своим зарождением она обязана тому, что быстрое развитие промышленности поставило вопрос о необходимости подготовки людей, обладающих основательной естественно-научной и практической подготовкой. Сторонники этой теории исходили из философии эмпиризма. Англ. философ – утилитарист Г. Спенсер утверждали, что познание не может выйти за пределы непосредственного человеческого опыта, что источником знаний является опыт. Теория материального образования лежала в основе реального направления в образовании. В дореволюционной России в реальных гимназиях и реал. училищах обучение базировалось на усвоении естественнонаучных дисциплин, а также прикладных предметов, например: бухгалтерского дела. В этом смысле теория материальн. Образования была более прогрессивной, чем теория формального образования, однако и она страдала односторонностью. Вот почему они подвергались серьезной критике со стороны прогрессивных деятелей науки. (Т. Гексли, Д. Ушинский)
Рассмотрим три существующие и наиболее распространенные концепции содержания образования соответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.
Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям ит.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.
Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. (И.Ф. Харламов)
В современных условиях развития нашей Российской общеобразовательной школы всего этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу. Развитие у воспитанников именно таких качеств, приобщение их к самообразованию – являются условиями функционирования остальных ее сфер.
В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистическое мышление, концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Понятие содержание образования включает ряд компонентов. Выделяют следующие:
-когнитивный опыт личности - знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
- опыт осуществления известных способов деятельности, (практический опыт) воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей, обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа;
- опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Этот вид социального обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию культуры.
- опыт отношений личности. Ценностное отношения объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к др. людям в совокупности потребностей. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе, предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека.
Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны.
Самым действенным фактором образования остается отношение и действие учителя, который определяет собой ту или иную степень успешности образования.
Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию учителя соответствует та или иная деятельность учеников. Педагоги специально организуют познавательную работу учащихся в соответствии со своими действиями. Так, перед изучением нового материала учитель дает логическое задание классу найти в его сообщении материал для решения определенной задачи.
Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Устойчивый интерес учеников побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений лучше и с большей пользой, чем мотивы экзаменационного успеха и внешних поощрений.
Каждый элемент
образовательного процесса сопровождается
оценкой его результатов. Однако
воспроизведения учениками
выученного материала недостаточно
для качественного образования.
Необходимо чтобы учащиеся умели
применять полученные знания
в решении различных реальных
задач, умели делать обобщения
и ориентироваться в новых
проблемных ситуациях.
Непрерывное образование- процесс роста образовательного потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью непр. образования является становление и развитие личности как в периоды ее физического и социально- психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором непр. образ. служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.
Непрерывное образование как педагогическая система – это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности , культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Для каждого человека непр. образ. выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно- общественных учебных заведений и путем самообразования.
Гуманизм - от лат. яз. человеческий, человечный, признание ценности человека как личности, его права на собственное развитие и проявление своих способностей.
Гуманизация содержания образования - многомерное направление, составленное из возможностей не только гуманитарных, но и всех других предметов. Необходимо оптимальное соотношение гуманитарных и естественных дисциплин, а также наполнение курсов математических, биологических, технических дисциплин «очеловеченными» знаниями, роль которых непреходяща в формировании научной картины мира, понимании учащимися взаимосвязи человека с обществом, техникой. Овладение гуманистически направленным содержанием ведет к формированию гуманистического типа мышления, оптимистических взглядов на проблемы жизни и выживания, понимание смысла жизни человека, который в любых условиях не только должен быть источником рабочей силы, но и сохранять свою самоценность и самобытность. Приоритетная роль в гуманизации школы принадлежит языковому и литературному (словесному) образованию, эстетическому воспитанию.
Принцип гуманизации
содержания общего
образования
связан, прежде всего, с созданием
условий для активного творческого
и практического освоения школьниками
общечеловеческой культуры. Академик
Лихачев отмечает, что ХХI век – «век развития
гуманитарной культуры, культуры доброй
и воспитывающей, закладывающей свободу
выбора профессии и применения
творческих сил». Это говорит о том, что
современное содержание общего образования
должно быть направлено на формирование
гуманитарной культуры личности, характеризующей
ее внутреннее богатство, уровень развития
духовных потребностей и способностей
и уровень интенсивности их
проявления в созидательной
практической деятельности. Гуманитарная
культура - это прежде всего
гармония культуры знания, культуры
чувств, общения и творческого действия.