Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Раздел 2. Тема 5.

Образование  как  социальное  явление и педагогический  процесс. 

Образование  как социокультурный  феномен и педагогический  процесс. Гуманистические  функции  образования. Понятие  о  системе  образования, харак-ка  ее  основных  звеньев.  Принципы государственной политики в  области  образования.  Школа  как дидактическая система. 

Образование – это процесс  и результат  усвоения  человеком  систематизированных  знаний, навыков, умений, развитие  ума и  чувства, формирование  мировоззрения  и  познавательных  процессов.

Образованным  человеком  можно назвать  такого  человека, который  владеет  общими  идеями, принципами  и  методами, определяющий  общий  подход  к  рассмотрению  многообразных  фактов  и  явлений, располагает  высоким  уровнем   развитых  способностей, умением  применять изученное  к  возможно  большему  числу  частных  случаев; кто  приобрел  много  знаний  и привык  быстро  и  верно  соображать, у  кого  понятия и  чувства  получили  благородное  и  возвышенное  направление. (П.И. Пидкасистый)

В понятие  образования  включены  не  только знания, навыки, умения, но  и  умение   критически  мыслить, творить, оценивать  с  нравственных  позиций  все  происходящее вокруг. Достигается  это  путем  включения   человека  в  важнейшие  виды  деятельности.

Образование – это  общественно  организуемый   и нормируемый  процесс (и его  результат) постоянной передачи предшествующими  поколениями последующим  социально значимого  опыта, представляющим собой  в  онтогенетическом плане  становления личности в  соответствии  с  генетической  программой и  социализацией  личности. 

Образование  в структурном  срезе характеризуется  такими  сторонами, как усвоение  опыта, воспитание  качеств  поведения, физическое  и  умственное  развитие.

В чем  сущность   содержания  школьного  образования?

В современной  отечественной педагогической  науке, существуют разные концепции  содержания  образования, корни  которого  уходят  в прошлое - в теорию формального и теорию  материального образования.

Каждая  из них  связана  с определенной  трактовкой   места  и  функций   человека  в  мире  и  обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной  стороны,  и  демократии   и  гуманизма, с  другой  восходят  к  разному  пониманию  этих  функций: человек -  цель  или  средство,  общество для него  или  он  для  общества?

Даже ременная  уступка  в пользу концепции  человека  как  средства (авторитаризм), а не цели  общественного  развития,  с неизбежностью  уводит  в  сторону   от  гуманизма.  

Теория  формального  образования  ведет  свое  начало  от Локка( 17 в.), Песталоции, Канта,  Герберта (18-19 вв). Сторонники  этой  теории придерживались  философии  рационализма, считали, что  источником  знаний  является разум, что знания  порождаются   только  самим познающим субъектом, самостоятельностью его ума.  Поэтому важнейшую задачу  образования   они видели  в развитии  их  ума, т.е.  способностей   к анализу, синтезу, логическому   мышлению. Исходя  из  этой  посылки , они считали, что  лучшим средством  развития  мышления  учащихся  является  изучение  языков, особенно  древних -  латинск.   и  греческого, математики. В русских  гимназиях  изучались  главн.  образом языки  -  русский,  латинский, греческий, немецк, французский. Зато  не  было  химии  как  особого  предмета. Принципы  теории формального  образования  до  сих  пор  находят   свое  применение. На  их  основе  работают  грамматические  сред.   Школы  в  Англии, дающие  преимущественно   гуманитарное  образование.

В кон. 18-  нач. 19  века активно пробивает себе  дорогу  теория материального образования. Своим зарождением она обязана тому, что быстрое  развитие  промышленности  поставило  вопрос о  необходимости  подготовки  людей, обладающих основательной  естественно-научной и практической  подготовкой.  Сторонники   этой  теории  исходили  из  философии эмпиризма. Англ. философ – утилитарист Г. Спенсер утверждали, что познание  не  может выйти за  пределы непосредственного человеческого опыта, что источником знаний  является   опыт. Теория материального  образования   лежала  в  основе   реального  направления в  образовании. В дореволюционной  России в реальных  гимназиях и  реал.  училищах обучение  базировалось  на  усвоении   естественнонаучных  дисциплин, а  также  прикладных  предметов,  например:   бухгалтерского  дела. В этом смысле  теория  материальн.  Образования была  более прогрессивной, чем теория  формального образования, однако  и она страдала  односторонностью. Вот почему  они подвергались  серьезной  критике  со  стороны  прогрессивных  деятелей  науки. (Т. Гексли, Д. Ушинский)

Рассмотрим три  существующие  и наиболее распространенные  концепции содержания  образования соответствия их  задаче формирования  творческого, самостоятельно  мыслящего  человека   демократического  общества.

Одна  из  концепций  содержания  образования  трактует  его как  педагогически адаптированные основы  наук, изучаемые  в  школе, оставляя в  стороне  остальные  качества   личности, такие как  способность к  творчеству, умение  реализовать  свободу  выбора, справедливое  отношение   к  людям ит.п. Данный  подход  направлен  на  приобщение  школьников  к  науке  и  производству, но  не к полноценной  самостоятельной  жизни в  демократическом  обществе. Фактически  человек  выступает  здесь  как  фактор  производства.

Другая концепция  рассматривает содержание   образования  как совокупность  знаний, умений  и навыков, которые  должны  быть  усвоены  учениками. Под содержанием  образования  следует  понимать  ту  систему  научных  знаний, практических умений  и  навыков, а  также   мировоззренческих и нравственно-эстетических идей,  которые необходимо  овладеть  учащимся в процессе    обучения. (И.Ф. Харламов)

В современных  условиях развития  нашей  Российской общеобразовательной школы всего этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от  учащихся  не  только  овладения определенным  учебным содержанием, но  и развития    у них таких качеств, как  сила  воли, ответственность  за  свои  поступки, за  судьбы  общества  и  страны, за  охрану  окружающей  среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия   и  несправедливости, недостаточного  внимания   к  техническому  и  общественному прогрессу. Развитие  у воспитанников именно таких качеств, приобщение  их  к самообразованию – являются  условиями функционирования  остальных ее  сфер.

В наибольшей степени  соответствует  этим  установкам гуманистическое  мышление, концепция содержания  образования как  педагогически  адаптированного   социального опыта   во  всей  его  структурной  полноте. Понятие  содержание  образования   включает ряд  компонентов. Выделяют  следующие:

-когнитивный опыт  личности - знания о природе, обществе, технике, мышлении и  способах  деятельности. Усвоение  этих  знаний  обеспечивает  формирование в  сознании школьника верной  картины  мира, вооружает  его  правильным  методологическим подходом к познавательной   и практической  деятельности.

- опыт  осуществления   известных  способов   деятельности, (практический опыт) воплощающихся   вместе   со  знанием  в  умениях  и навыках  личности, усвоившей   этот опыт. Система   общих  интеллектуальных  и  практических  навыков  и  умений, составляющая  содержание этого опыта, является  основой множества конкретных деятельностей, обеспечивает  способность подрастающих  поколений к сохранению  социальной культуры  народа;

- опыт  творческой, поисковой деятельности по  решению новых проблем, возникающих перед обществом. Этот  вид  социального  обеспечивает развитие способностей  у  молодого  поколения к  дальнейшему  развитию культуры.

опыт  отношений  личности. Ценностное отношения   объектам или средствам деятельности  человека, его проявление в отношении  к  окружающему  миру, к  др.   людям  в совокупности  потребностей. Этот  элемент содержания образования   состоит не  в знаниях, не  в умениях, хотя   и предполагает  их. Нормы отношения   к миру,   к самому   себе  и подобным  себе, предполагают  не  только  знание   мировоззренческих  идей, но и  убежденность  в их  истинности, положительное  отношение  к  ним. Это  отношение  проявляется  в  поведении человека.

Все  перечисленные  элементы  содержания   образования    взаимосвязаны и  взаимообусловлены.   Умения  без  знаний   невозможны.

Самым  действенным  фактором образования  остается  отношение  и  действие   учителя, который  определяет  собой ту   или  иную  степень успешности   образования.

Все образовательные  процессы  носят  двусторонний  характер: каждому  действию  учителя   соответствует   та   или   иная  деятельность  учеников. Педагоги  специально   организуют   познавательную   работу   учащихся   в  соответствии    со   своими  действиями. Так, перед  изучением   нового  материала  учитель  дает    логическое  задание   классу найти в его   сообщении  материал   для  решения   определенной  задачи.

Образовательный процесс невозможен  также  без   поддержания  учителем  интереса, любопытства, любознательности и  положительного  эмоционального   настроя   учеников.  Устойчивый  интерес учеников  побуждает их  к   дальнейшей  мыслительной  деятельности  и реалистической самооценке  достижений лучше и с большей пользой,  чем   мотивы  экзаменационного  успеха   и внешних поощрений.

Каждый  элемент  образовательного процесса  сопровождается   оценкой  его  результатов. Однако воспроизведения   учениками  выученного  материала   недостаточно  для   качественного  образования. Необходимо  чтобы  учащиеся  умели  применять   полученные  знания в  решении   различных  реальных  задач,  умели  делать  обобщения  и  ориентироваться  в  новых  проблемных  ситуациях. 

Непрерывное  образование- процесс роста образовательного  потенциала  личности  в течение жизни, организационно обеспеченный системой  государственных и  общественных  институтов и  соответствующий  потребностям  личности   и  общества. Целью непр.  образования  является  становление  и  развитие  личности  как  в  периоды  ее  физического   и  социально- психологического   созревания, расцвета  и  стабилизации  жизненных  сил  и  способностей,  так и  в периоды  старения  организма, когда    на первый  план   выдвигается  задача   компенсации   утрачиваемых  функций   и  возможностей. Системообразующим фактором   непр. образ.  служит  общественная  потребность  в   постоянном  развитии  личности  каждого  человека.

Непрерывное  образование как  педагогическая  система – это  совокупность   средств, способов и  форм  приобретения,  углубления    и  расширения    общего  образования, профессиональной компетентности , культуры, воспитания  гражданской   и нравственной  зрелости. Для  каждого  человека  непр.  образ.   выступает  процессом  формирования   и  удовлетворения  его   познавательных  запросов  и духовных  потребностей,  развития  задатков  и  способностей  в  сети  государственно- общественных  учебных  заведений  и  путем  самообразования.

Гуманизм - от  лат. яз.   человеческий, человечный, признание  ценности  человека  как  личности, его  права  на  собственное  развитие  и  проявление  своих  способностей.

Гуманизация содержания  образования -  многомерное направление, составленное из  возможностей  не  только  гуманитарных, но  и  всех  других  предметов. Необходимо   оптимальное  соотношение  гуманитарных  и естественных дисциплин,  а  также наполнение   курсов  математических,  биологических,   технических  дисциплин «очеловеченными» знаниями,  роль  которых  непреходяща   в формировании  научной  картины  мира,  понимании  учащимися   взаимосвязи  человека  с  обществом,  техникой. Овладение   гуманистически направленным  содержанием  ведет  к  формированию  гуманистического  типа мышления, оптимистических  взглядов   на проблемы  жизни  и  выживания,  понимание  смысла  жизни  человека,  который  в любых условиях не  только  должен  быть источником  рабочей силы, но и сохранять свою  самоценность  и самобытность. Приоритетная  роль  в гуманизации школы принадлежит языковому и литературному (словесному)  образованию,  эстетическому  воспитанию.

Принцип гуманизации содержания  общего образования   связан, прежде всего, с созданием   условий   для активного творческого и практического   освоения  школьниками общечеловеческой  культуры. Академик Лихачев отмечает, что ХХI век – «век развития гуманитарной культуры, культуры  доброй  и воспитывающей, закладывающей  свободу  выбора профессии  и применения     творческих сил». Это говорит о том, что  современное содержание  общего образования должно быть  направлено на формирование  гуманитарной культуры  личности, характеризующей  ее внутреннее  богатство, уровень развития  духовных  потребностей  и  способностей и  уровень  интенсивности  их  проявления   в  созидательной   практической  деятельности. Гуманитарная культура -  это прежде всего   гармония культуры  знания, культуры чувств,  общения и творческого действия. 

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"