Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Раздел 4.

Тема 4.Коллектив  как  средство  воспитания.  

Коллективное  воспитание, в педагогических  трудах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого,  В.А. Сухомлинского и др.  Определение термина «коллектив». Основные признаки коллектива. Этапы формирования коллектива (по А.С. Макаренко). 

  Коллектив (от  лат. слова  collectivus - собирательный), относительно  компактная  социальная  группа, объединяющая людей, занятых решением  конкретной общественной задачи. (БЭС под ред. Прохорова). Различают  трудовой коллектив, научный, студенческий, спортивный и т. д.

Коллектив– группа  лиц, объединенных общей работой, учебой, общими  интересами. ( толковый словарь русского  языка под ред.Ожегова).

Проблемы детского коллектива начали интенсивно изучаться в отечественной педагогике и психологии в послеоктябрьский период в связи с постановкой задач коллективистских качеств у учащихся, утверждения принципа воспитания в коллективе и через коллектив. С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук (в философии, социальной психологии, социологии, юриспруденции). Наиболее заметные работы, посвященные различным аспектам детского коллектива и коллективного воспитания в 20—30-е годы, принадлежали Е. А. Аркину, В. М. Бехтереву, П. П. Блонскому, А. С. Залужному, Ф. Ф. Королеву, М. М. Пистарху, С. Т. Шацкому и др. Один из значительных выводов того времени — коллектив «не есть сумма отдельных индивидуумов, а существенно новое явление» (Е. А. Аркин). Особенное значение для развития теории коллектива и методики коллективного воспитания имеют труды Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

Н. К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществу коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. «Только в коллективе,— писала Н. К. Крупская,— может наиболее полно, наиболее ярко развиваться и выявлять себя отдельная личность и взрослого и подростка. Коллектив не поглощает личности ребенка, но влияет на качество воспитания, его содержание». Н. К. Крупской принадлежат идеи связи детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманизации межличностных отношений, самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации.

Теория коллективного  воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он первым на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива, как эффективной формы организации воспитанников, способствующего всестороннему развитию личности каждого ребенка Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистской системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Особый вклад  в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он создал цельный опыт воспитания «в коллективе», и «через коллектив», описал и проанализировал роль коллектива в своих литературно-педагогических сочинениях. Идеальным первичным коллективом А. С. Макаренко считал возможным называть только такой коллектив, который одновременно ощущает и свое единство, и спаянность, и крепость, и в то же время ощущает, что это не компания друзей, которые договорились, а это явление социального порядка, коллектив, организация, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответственность. Он первым обосновал всесторонне стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанного гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему прав и обязанностей, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать все лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное  развитие идеи А. С Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Для В. А. Сухомлинского «коллектив — это не какая-то безликая масса. Она существует как богатство индивидуальностей. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он приносит в коллектив, что дает другим людям, что от него берут люди. Но богатство каждой личности — это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива Коллектив становится воспитывающей силой при наличии такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными ценностями». Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом. 

А.С.Макаренко родился в городе Белополье, бывшей Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.

По окончании  педагогических курсов, в 1905 г. он начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища в посаде Крюково. Марксистское мировоззрение Макаренко стало складываться в революционные 1905-1907 годы. В школе, где работал Макаренко, учились дети рабочих, и он был тесно связан с революционной пролетарской средой. Большое влияние на Макаренко оказали произведения А.М. Горького.

      В 1914 году М., имея уже 10-летний стаж народного  учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 г. с золотой медалью. В 1918 учебном году он был назначен инспектором высшего начального училища в Крюково и с увлечением отдался педагогической  деятельности.

      В 1920 г. Полтавский губернский отдел народного  образования поручил Макаренко  организовать вблизи Полтавы колонию  для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. Макаренко сумел воспитать из этой молодежи дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать граждан.

      В течение 3-4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение «Трудовую колонию имени А.М. Горького», число ее воспитанников в 1926 г. дошло до 120 человек. В этом же году колония переселилась в Куряж, где жило 280 крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов.

      А.М. Горький, посетив в 1928 г. колонию, писал: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так  жестоко и оскорбительно помятых  жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А.С.Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его».

      С июня 1927 г. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского в поселке Новый Харьков, совмещая эту работу с деятельностью в колонии им. Горького. С конца 1928 г. Макаренко ушел из колонии и в дальнейшем в течение нескольких лет отдавал все свои силы руководству трудовой коммуны им. Дзержинского.

      В коммуне им. Дзержинского использовались новые методы трудового воспитания. Раньше в колонии им. Горького применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.) В коммуне им. Дзержинского было организовано промышленное производство – здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» и электросверла. Это производство важно было и в педагогическом отношении, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. Воспитанники коммуны работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе, существовавшей в коммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании средней школы они успешно выдерживали экзамены в вузы.

Основные  положения системы  педагогических взглядов Макаренко

В те годы, когда Макаренко начинал свою работу в колонии им. Горького, многие педагоги не освободились еще от слащавого  отношения к детям. Они говорили «Дети –цветы жизни», откуда следовало, что «нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать». В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т.п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости. В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.

      Социалистический  гуманизм, выраженный в этих словах, красной нитью проходит через  всю его педагогическую систему. Макаренко глубоко верил в  творческие силы человека, в большие  его возможности.

      С социальным гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм – умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, проектировать в человеке все самое лучшее. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.

      В школах колонии им. Горького и коммуны им. Дзержинского не применялась комплексная система расположения программного материала. Макаренко был сторонником систематического преподавания учебных предметов.

      Пытаясь видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Исходя из этого, Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. 

Учение  Макаренко о коллективе

Воспитание  в коллективе и через коллектив – это центральная идея его педагогической системы.

Под коллективом  Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде – объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности.

Он сформулировал  закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы развития коллектива.

      Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути Макаренко выделяет несколько стадий:

      I стадия – становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.д.) превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. I стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился  и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели.

      На  II стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.

      III и последующие стадии  характеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"