Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Раздел 4. Тема 5. Взаимодействие школы, семьи, учреждений  дополнительного образования детских общественных объединений в воспитании  школьников.

Школа как координирующий, интегрирующий компонент  социально-педагогической  среды.

Связь  школы  с семьей. Семья как воспитательный коллектив. Педагогические  основы   взаимодействия  школы и семьи.

Современные формы сотрудничества школы  и  учреждений  дополнительного  образования (дома детского творчества,  художественные, спортивные школы, центры  детского  технического  творчества).

Развитие  рыночных отношений   в стране привело  к разрушению  системы   сложившихся  ранее   педагогических воздействий  на  детей,  значительно  ослабило  их воспитание вне школы.

При  всех изменениях, произошедших  в жизни  нашего  общества,   повлекших   нарушения   этих   взаимосвязей  в  системе  «школа - семья-общественность-производство»,  следует  максимально  использовать  те  небольшие   возможности, которые   сохранились  от  разрушившейся   системы. В ряде  случаев   бывшие Дома пионеров и школьников,  детские    и  юношеские спортивные школы, станции   юных  техников  и  юннатов  преобразованы  в различные  центры: Центр технического  творчества, Центр художественного творчества ит.д. Эти  учреждения  дополнительного образования  в   большинстве своем   подчиняются   органам  управления   образованием  и  все  еще  работают  на  государственном  бюджете,  а  следовательно  остаются   бесплатными  и  доступными  для  посещения  детей. Они  не  только   способствуют  развитию   личности детей, развивают  их  творческие  способности, но  и оказывают помощь  родителям в семейном воспитании, организуя для них   лекции, семинары, совместные  с детьми  занятия по  типу «посиделки». Учреждения дополнительного образования, видя  потребность в организации   содержательного общения  родителей  и  детей, создают  кружки  и  студии, в  которых  занимаются   одновременно  дети   и  их  родители: кружки вязания,  вышивания,  выжигания,  изготовления мягкой   игрушки, хорового и  сольного пения, драматические   и т.д.

  Неоценимую  помощь  оказывают  учреждения   дополнительного образования            родителям  в семейном воспитании, организуя совместные посещения   детьми  музеев, картинных  галерей,  концертных  залов, театров. После таких  совместных  поездок и походов  проводится  обсуждение   увиденного и  услышанного. В этих обсуждениях родители  учатся давать  оценку   квалифицированную   оценку произведениям  искусства, понимать  содержательную  классическую  музыку  и ее влияние на   гармоничное  развитие   личности  в  отличие   от разрушающего  влияния  «попсы», оглушающей, бьющей   по  нервам, но  любимой подростками музыки.

Значительно  видоизменили   свою  работу   музыкальные  школы  и  школы  изобразительного искусства. Они нередко  территориально объединяются  с  общеобразовательными  школами  и составляют  как бы  единый  комплекс   эстетического  образования. На базе  такого комплекса  для  детей  и родителей   поводятся  концерты, выставки, музыкально-художественные вечера, читаются лекции   о  жизни  и  творчестве   художников, композиторов, музыкантов-исполнителей.

Не случайно в последнее время  чаще приходится  слышать  о  том,  что  возрождение   России,  ее  культуры   начнется  в провинции. Следует  особо  сказать  о  роли   районных  и  городских  детских библиотек,  музеев, театров-студий.

Пример. Единственный детский музей в стране   находится в молодом   городе Ноябрьске  Тюменской  области. Сам  город возник относительно  недавно, но  сразу нашлись  энтузиасты, которые подумали  о детях, о детстве, чему и посвящены экспонаты музея. Для родителей этот музей стал  школой семейного воспитания, собственного  культурного развития, без  чего  не  может  состояться  интеллигентная  семья. Конечно,  желательно  расширение  сети подобных  музеев и в других  регионах  страны.

В районах  и  городах  все  чаще возникают  местные  театры-студии, в которых  играют  дети  и  родители. Зрителями  также становится вся семья. Репертуар  театра,  трактовка-игра  самодеятельных  актеров  избранного сценария  могут  стать  значительным  подспорьем в воспитании  детей.

Очень  большая  роль  в семейном воспитании   школьников   принадлежит   детским  и  юношеским   библиотекам. Общая  тенденция   к  снижению   читательского интереса  может  быть  преодолена   совместными  усилиями   библиотечных  работников  и родителей. Важно,  чтобы  родители не упустили время, когда следует ребенка  познакомить с  библиотекой ее  сотрудниками  и  содержанием  книг. Вместе  с библиотечными   работниками   рекомендуется   определить круг  развивающего  и  интересного  чтения, доступного по  возрасту,  соответствующего   запросам  ребенка. Многие  библиотеки  практикуют  обсуждение  прочитанных  книг, проводят  читательские конференции, встречи  с писателями. Наиболее  интересно проходят  музыкально-литературные вечера. Хорошо, если дети и их родители  станут постоянными их посетителями.

Традиционно  работа с семьей  проводилась  школой непосредственно там,  где  она  живет: в микрорайоне, в домоуправлении, в доме. Эта работа включала в себя: формирование  родительского актива,   проведение  родительских  собраний вне школы,   создание    микрокружков  непосредственно в   домах, организацию   совместных  дел   родителей и детей. Такая совместная  деятельность   включала природоохранительные  мероприятия,  художественно-эстетическое   просвещение, спрортивно-туристические  походы, состязания. Все  это  позволяло более активно родителей   в  детские  интересы,  в  детскую жизнь, наполняло содержанием   семейное воспитание. Результативность   взаимодействия семьи и школы в воспитании  детей   в значительной  мере   зависит от самих родителей.  Однако знать,  из кого состоит семья, кто  окружает   детей  в семье, кто оказывает  на  них влияние, какое это  влияние (со знаком плюс  или минус), школа  и  учителя знать  должны. Только тогда педагогический коллектив  может  правильно строить  свои  отношения  с ребенком  в школе,  с  его  родителями  и  одновременно  проводить   работу  по  нейтрализации   дурного влияния, отрицательного воздействия  на   ребенка.

Изучив   уровень  педагогической подготовленности  родителей к семейному воспитанию детей,   школа строит  свою работу   по  педагогическому  просвещению   родителей. В недалеком  прошлом  такая работа проводилась   непосредственно на предприятиях   в так  называемые  единые педагогические  дни. Учителя, родительский актив, лекторы  общества «Знание»  выходили  на  лекции   о семейном воспитании  на  предприятия, где  в  обеденный перерыв  читали  лекции   о психолого-физиологических  особенностях  детей  различного возраста, об  учете  возрастных  и  индивидуальных  особенностей   детей  в семейном воспитании. В современных  условиях  резко  сократились  контакты  с предприятиями, так  как  происходит   снижение уровня  производства, многие  предприятия  временно  закрываются.

Наиболее   эффективными  в последнее время  становятся  родительские собрания, которые, могут проходить  в  форме  лектория. Успех таких собраний-лекториев  обеспечивается  соблюдением  условий: тематика их составляется  по возможности   нестандартная, привлекающая  внимание и  даже  иногда    интригующая. Например: что знать  родителям , если   их ребенок  пошел  в первый (четвертый, девятый, одиннадцатый) класс. Так  можно назвать   первое  собрание, на  котором должно  состояться  знакомство   с первым учителем  или вновь назначенным   классным  руководителем. На  такое собрание  родители , как правило приходят, так как тема   названа конкретно,  она их  интересует. Родители   приходят   на  это собрание  с  определенными  ожиданиями,  и  если   эти  ожидания   оправдаются,  то  сразу  снимается   проблема  посещения   последующих   собраний;  заинтересованные  родители   придут  на  очередное  собрание-лекцию.

Следует пояснить понятие «нестандартная  тематика». Любая оригинальная тематика  со  временем становится  стандартной.  Когда-то такие  темы, как «Нравственное  воспитание  детей  в  семье» были тоже  нестандартными, актуальными  и  вызывали   живой  интерес   родителей. Но  со временем,  с  ростом    образовательного уровня  родителей  от  полной неграмотности  или  начального  образования  до  среднего  и  высшего,  с расширением  СМИ,   перестала быть интересной для родителей, перестала   их  обогащать.

Обстоятельства  меняющейся жизни заставляют  выходить  на новые  темы,  которые  еще  не  освоены  родителями, а  иногда  не  замечены   и  не  осмыслены. Так, например, темы: «Как вы умеете любить  своего  ребенка?», «Знаете ли (понимаете ли)   Вы своего ребенка?»,  «Один  день ребенка в  семье», «Праздники  в семье  и  семейный  досуг, его организация.

На первом же родительском   собрании   тематику  последующих  встреч желательно объявить   на  длительный  период, как  минимум  на  весь  учебный  год.  В таком случае родители  смогут заранее представить, какой объем психолого-педагогических, социально-экономических и других знаний  они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по  их  просьбе, каких лекторов-специалистов  желательно послушать.

Важным  условием успеха  родительских  собраний-лекториев  являются  определение  четкого  графика  их  проведения. Этот график  на  первом собрании  сообщается  родителям  для  того, чтобы  они  заранее   могли  спланировать   свое  время.

Семейное воспитание   осуществляется  тем  успешнее, чем  лучше  подготовлены  будут   к его  осуществлению   оба родителя: папа  и мама. Поэтому нужно   стремиться  к тому, чтобы   названные  тематические  родительские собрания  они  посещали   совместно  и  одновременно. Прослушанная   совместно  лекция  обязательно   вызовет  обмен   мнениями,   возможно  дискуссионное  обсуждение с  согласием и несогласием.  В том случае, когда  знания  по  семейному воспитанию  получает  только  один  из  родителей, присутствующий  на лекции, второй  не  сможет   проникнуться  их  значимостью  и важностью,  даже  если   содержание    лекции   ему  затем  перескажут     в  домашних  условиях. Зачастую  же и пересказа   в  семье    не состоится   из-за  отсутствия   времени   или интереса   к такому  пересказу.

Закон РФ «Об  образовании» поставил  на первое место   такую задачу перед семьей и школой, как развитие личности  ребенка, обеспечивая его   физическое  и нравственное  здоровье. Решать  эту задачу  нужно ежедневно, ежечасно,  ежеминутно. Поэтому очень важно убедить родителей, что семейное  воспитание – это не   морали   и нотации, а весь  образ жизни и образ мыслей родителей, это постоянное  общение   с детьми  пи  условии   соблюдения   общечеловеческой   морали, правил  поведения,  общения. Вот почему   одной из первых  тем родительского лектория  должна  стать тема «Один день ребенка    в семье», которая поможет   понять  родителям    простую истину: «Ребенок  учится тому, что видит у себя в дому:  родители  пример  тому».

Итак, если   вместе   с родителями   проследить  один  день  ребенка  в  семье, то  начать  его  нужно  с  пробуждения. Во  многих семьях  оно начинается  с  будильника. Вот  здесь  и  последует   первая педагогически  целесообразная  и  обоснованная  рекомендация: исключить  будильник   из  каждодневного пользования им. Как  утверждают  ученые,  каждый звонок будильника -  это  определенный  стресс  для  организма. Зачем же  осознанно   создавать  для  себя  стрессовые ситуации? А как  же  быть,  чтобы не проспать. Здесь вступает  в силу  обыденная логика: как правило, мы  ежедневно встаем  в одни  и те  же часы, то  есть живем   по  постоянному режиму.  Следовательно, пусть   выполняют свою  функцию биологические часы, пусть  организм привыкает     сам  просыпаться   в  одно  и  то  же время. Однако   такое возможно только  в  том  случае,  если  человек  выспался. А выспится он   при  условии   необходимого  количества  часов,   отведенного  на  сон. То  есть, чтобы утром легко проснуться  по  биологическим часам, нужно вечером    вовремя   лечь  спать.  Это «вовремя» для каждого будет сугубо лично, так как специалисты говорят:  каждому человеку  для ночного отдыха  нужна воя продолжительность сна. Коснувшись   только  начала  дня, пробуждения, мы  сразу   раскрываем  родителям     ряд  взаимосвязанных  проблем:  организованность,   знания  основ   медицины.   Недосыпание приводит к  биохимическим  изменениям  в  организме. У  детей   эти  изменения проявляются  внешне  в   вялости, сонливости,  раздражительности,  плаксивости, в  ослаблении    внимания и  памяти, в  замедленной  реакции. На уроке в  школе  ребенок, выученное  домашнее  задание на  «5», ответит  только  на «4», плохо  будет  осваивать новый материал, неадекватно будет    реагировать на   замечание учителя.  Нарушение   биохимических процессов имеет более глубокие последствия: ребенок растет  более ослабленным, чаще  болеет. Поэтому родителей следует предупредить, что уметь воспитывать   своих детей, уметь организовывать  один  день  ребенка в семье -  это владеть знаниями  по основам медицины,   гигиены, психологии, педагогики. По  сути, родителям  необходимо  для   эффективного воспитания   детей  в  семье  владеть  всеми  знаниями, которыми   владеет  педагогический  работник.

Итак, первая  мотивированная   рекомендация по  организации  воспитания  ребенка  в семье  -  исключить    из  повседневной  жизни    будильник. Он вреден детям  и  взрослым. Вторая  рекомендация связана с  тем, кто первый  в семье  встает.  Это  обычно мама, может  быть  бабушка.

Наступает  время  будить  детей.   Родителям  обязательно нужно  говорить  ласковые  слова, которые  они  когда-то говорили  маленьким  детям : солнышко,  рыбка,  по  имени ласково  назвать. К ласковым  словам   обязательно  нужно  добавить  поцелуй. От  того  как родители  разбудят  своего  ребенка и  с каким  настроением  он  проснется, зависит   его  психологический  настрой   на  весь  день. А день  этот  может  быть радостным, светлым,  удачным  или  хмурым, тяжелым, невезучим. Не  понимая сам  почему, ребенок придет  в школу раздражительным, задиристым, нагрубит  одноклассникам  и  учителям.  Все же дело  в том, что его  грубо  разбудили,  обругав  за  то, что вчера он  поздно  лег, так  как  долго смотрел  телевизор. Будто  в этом только  его вина? Вся  семья  поздно  легла.

Также  в заботу родителей  должна входить утренняя  гигиена  детей: умыться, почистить  зубы. Очень важно  для здоровья  детей  утренний  завтрак. В народе  раньше  знали, что натощак на  улицу выходить  вредно.

Родителям   нужно  проконтролировать, как  прощаются   члены семьи,  уходя  в  школу  и  на  работу. Не редко о  том, что кто-то  ушел, можно  догадаться  по    захлопнувшейся  двери. Надо  ввести в традицию   слова « всего  доброго»,  «счастливо  оставаться»  и  т.д.  И конечно же  прощальный  поцелуй. Ведь расстаются    близкие люди  на  целый день.  Поцелуй – явление  физиологическое, способствующее   созданию  положительных  эмоций. Поцелуй   важно  вернуть  в  семью. Тогда не  придется   престарелым  родителям  сетовать на  своих  детей,  что  сын  или  дочка  даже  не  поцелуют. Это станет  выражением   любви,  уважения, привязанности.

Если  у родителя   есть возможность  выйти  из  дома  с  ребенком  и  дойти  с  ним  до школы, такую  возможность     нельзя  упускать ни  в  коем  случае.  Совместная дорога-  это  общение, разговор  по  душам,  ненавязчивые  советы,  родительские  оценки  поведения   собственного ребенка  и  его  друзей. Родителям  нужно научиться встречать  своих детей   после  уроков  или  после  своей  работы. Не стоит первым  задавать  вопрос:  «Какие   оценки  ты сегодня  получил?» Ученые отмечают,   что в значительной   степени  детская   ложь  возникает   из  страха    наказания  или  нежелания   огорчать  родителей  не  теми  оценками,  которые    ожидают  родители. Лучше  задавать   нейтральные вопросы. Например: «Как  дела  в школе?»,   «Чем  сегодня  занимались?»,   «Что  было  интересного   в школе?» Очень емкий  вопрос:  «Довольны   ли  тобой  учителя?». Он  включает  все: как  ты себя вел,  как  отвечал  на  уроках,   хорошо  ли  учился.  Данный  вопрос  предполагает   умение   ребенка  общаться   со  взрослыми,  быть  к  ним   почтительным  и  уважительным.

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"