Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Лекция 1. Введение
Возникновение и становление социально- педагогической теории и практики.
Во второй половине ХIX века «отец немецких учителей» Дистервег предложил словосочетание «Социальная педагогика» для обозначения педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми по профилактике, как принято говорить сейчас, правонарушений несовершеннолетних. В начале ХХ в. немецкий философ Пауль Наторп выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе, он выступил за всеобщую педагогизацию общества призвал к созданию союзов,
«союзов граждан», кот-е могли бы способствовать этой идеи. Всю эту деятельность он назвал социальной педагогикой.
Идеи
В России соц. педагогика, зародившись в кон. XIX в., получила развитие в 20-еггХХв.. в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С.Т, Шацкого, в трудах и опыте ряда ярких педагогов-теоретиков и практиков.
Интерес к проблематике, характерной для соц. педагогики, обострился как у нас, так и за рубежом в 70-е гг. ХХ в., что было связано с очередным кризисом системы воспитания.
У нас этот интерес проявился в проявлении различных вариантов работ с детьми по месту жит-ва и в разработке соответ-щих метод-ких реком- ций ( В. Бочарова, М. Плоткин и др.) В 80-е г. на Урале М. Галагузова, В. Семенов и его коллеги с изучением опыта МЖК ( молодежные жилищные комплексы) и СПК (смоциально-педагогич. комплексы) приступают к теоретическим изысканиям в сфере соц. педагогики, возрождая у нас и это понятие, и само направление исследований.
За рубежом теоретическая разработка проблем соц. педагогики возобновилась в 50-60гг. в Германии. Однако фактически в Европе, вкл. Германию, и в США уже начиная с кон ХIХв., все более широкое распространение получала практическая деятельность, обозначавшаяся термином соц. работа, организуемая государст-ми институтами, религиозными и общественными структурами. Содержанием ее была помощь семье, различным группам населения, интеграция воспитат-ных усилий школы и др. орган-ций.
Введение профессии «социальный педагог» в России.
Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние годы, кризисное состояние экономики, культуры , образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей. Как результат этого растет преступность среди подростков и молодежи, увеличивается кол-во беспризорных детей, становится социальной проблемой детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, возрастает число детей имеющих отклонения в физическом и психическом развитии и т.д.
В условиях реформирования общества изменяется и социальная политика государства. В 1990 г. Верховным Советом СССР была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка, которая вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР с 15 сент. 1990г. В статье 7 новой конституции России записано, что в Российской Федерации «обеспечивается государствен-я поддержка семьи , материнства, отцовства и детства, развивается система соц-ных служб, устанавливаются госуд-ные пенсии и иные гарантии соц-ной защиты».Приняты многочисленные нормативные акты : Закон об образовании, Указ Президента о соц-ной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по соц-ной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В начале 90-х г. были приняты и начали реализовываться такие большие соц-ные программы, как: «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития». «Творческое развитие личности», «Социальные службы помощи детям и молодежи», «Дети России», «Дети Чернобыля» и др.
Вопросами соц-ной защиты и поддержки детства в настоящее время занимаются различные министерства и ведомства: Мин-во общего и профессионального образования, Мин-во труда и социального развития, Мин-во здравоохранения, Мин-во юстиции.
Повсеместно в стране создаются учреждения нового типа: центры соц-ного здоровья семьи и детей, соц-ной реабилитации трудных подростков, открываются приюты для детей убегающих из дома, работают соц-ные гостиницы и телефоны доверия и мн. др. службы, оказывающие социал-ную, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.
В 1991 г. в России был официально введен институт соц-ной педагогики. В системе профессионального образования утверждена специальность «социальная педагогика», разработана квалификационная харак-ка соц-ного педагога, т.о. юридически и практически были заложены основы новой профессии.
Понятие «соц-ный педагог» стало привычным и вошло в теоретические изыскания ученых и педагогическую практику.
Зачем изучать соц. педагогику? Воспитание образно можно определить как искусство предвидеть неизбежное и уменьшать эффект случившегося.
Соц. педагогика – это отрасль знания, изучив которую можно узнать:
- что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах;
- как можно создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации;
- как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежелательного, что случается в процессе социал-ции чел-ка. Соц. педагогика как учебный предмет имеет своей задачей охарактеризовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности. Решение этой задачи предполагает достижение студентами ряда целей в процессе изучения соц. педагогики :
-овладение теоретическими знаниями для реализации проф. деятельности;
-умение видеть и решать проблемы, возникающие в сфере соц. воспитания;
- формирование гуманистических социал-ных установок по отношению к субъектам и процессу социал-го воспитания.
Соц. педагогика как отрасль знания изучает соц-ное воспитание в контексте социализации. Это определяет построение учебного курса «Социальная педагогика».
Социальная педагогика как учебный предмет.
Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, к-рое осущ-ся фактически на протяжении всей его жизни. Определить место и роль социального воспитания в жизни человека, можно лишь соотнеся его с такими процессами , как развитие и социализация.
Развитие – это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и соц. Норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.
Социализация происходит :
- в процессе стихийного взаимод-я человека с обществом и стихийного влияния на него различных, разноправленных обстоятельств жизни;
- в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;
- в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е воспитания;
- в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Т.о. можно считать, что развитие - общий процесс становления человека; социализация - развитие, обусловленное конкретными соц-ми условиями. Воспитание можно рассматривать как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации. Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным, воспитанием, которое - объект семейной педагогики.
Воспитание осуществляется религиозными организациями. Мы имеем дело с религиозным, или конфессиональным, воспитанием; оно – объект конфессиональной педагогики.
Восп-е осуществляется обществом и государством в создаваемых для этого организациях. В этом случае это социальное и общественное воспитание, кот-е и яв-ся объектом изучения социал. педагогики.
Поскольку
социал. Воспитание лишь составная
часть процесса социализации, то
социальная педагогика изучает
его в контексте социализации,
т.е она рассматривает, какие социал-ные
обстоятельства прямо или
опосредованно влияют на
воспитание человека в
масштабах планеты, страны
и места его проживания( региона,
города, села), какую роль
играют в его жизни
и воспитание средства массовой
коммуникации, семья, общение с
окружающими людьми и
др. факторы.