Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

Лекция 1.  Введение

Возникновение  и становление  социально- педагогической теории и  практики.

   Во  второй  половине  ХIX века «отец немецких  учителей» Дистервег предложил  словосочетание  «Социальная  педагогика» для  обозначения   педагогической  деятельности  с  обездоленными   и  беспризорными  детьми  по  профилактике, как   принято  говорить   сейчас, правонарушений   несовершеннолетних. В начале  ХХ в. немецкий  философ  Пауль  Наторп   выдвинул  идею   интеграции   воспитательных  сил общества  с целью  распространения   культуры  и  просвещения   в  народе,  он   выступил   за  всеобщую  педагогизацию   общества   призвал  к  созданию  союзов,

   «союзов  граждан», кот-е могли  бы  способствовать  этой  идеи. Всю эту  деятельность  он  назвал   социальной  педагогикой.

   Идеи   
 
 
 
 
 
 

   В России  соц. педагогика, зародившись  в  кон. XIX в., получила  развитие  в 20-еггХХв.. в виде  разработки   и попытки    реализации   идеи    связи школы   с жизнью   и  социальной  средой. Эта   идея  получила   теоретическое  обоснование    и относительно  адекватное  практическое  воплощение  у С.Т, Шацкого,  в трудах  и опыте   ряда  ярких педагогов-теоретиков   и практиков.

   Интерес к проблематике, характерной  для  соц.  педагогики, обострился    как у нас,  так и за  рубежом   в 70-е гг. ХХ в., что   было  связано с очередным кризисом    системы воспитания.

   У нас  этот интерес  проявился  в  проявлении  различных    вариантов   работ с  детьми  по  месту  жит-ва  и  в разработке    соответ-щих   метод-ких  реком- ций ( В. Бочарова, М. Плоткин и  др.) В 80-е г.  на Урале М. Галагузова, В. Семенов и его коллеги с изучением опыта МЖК ( молодежные  жилищные  комплексы)  и СПК (смоциально-педагогич. комплексы) приступают к теоретическим изысканиям    в  сфере  соц.   педагогики, возрождая   у нас и это понятие, и само  направление исследований.

   За  рубежом   теоретическая разработка   проблем соц.  педагогики   возобновилась  в  50-60гг.  в Германии. Однако  фактически  в Европе, вкл. Германию, и в США уже  начиная    с  кон ХIХв., все более широкое   распространение получала   практическая  деятельность,  обозначавшаяся   термином  соц.  работа, организуемая   государст-ми институтами, религиозными    и  общественными  структурами. Содержанием  ее  была  помощь  семье, различным   группам населения, интеграция    воспитат-ных   усилий  школы и др.  орган-ций.

   Введение  профессии «социальный  педагог» в России.

   Глубокие  социальные  потрясения, происходящие  в  нашем  обществе в  последние  годы, кризисное  состояние    экономики,  культуры , образования   катастрофически    ухудшают   условия    жизни  и  воспитания  детей.   Как  результат  этого  растет преступность  среди  подростков   и  молодежи, увеличивается  кол-во беспризорных  детей,  становится  социальной  проблемой  детский  алкоголизм, детская  проституция, детская  наркомания, возрастает  число  детей   имеющих  отклонения   в  физическом и психическом   развитии  и т.д.

   В условиях  реформирования   общества    изменяется  и   социальная   политика  государства. В 1990 г. Верховным Советом СССР  была ратифицирована  Конвенция ООН о правах  ребенка, которая вступила  в силу   для Российской  Федерации как правопреемника  СССР  с 15 сент. 1990г.  В статье 7  новой конституции  России записано, что в Российской  Федерации «обеспечивается  государствен-я поддержка  семьи , материнства, отцовства   и  детства, развивается система соц-ных служб, устанавливаются госуд-ные пенсии   и иные гарантии   соц-ной защиты».Приняты    многочисленные   нормативные акты : Закон об  образовании, Указ Президента  о соц-ной поддержке многодетных семей, Постановление   правительства   о неотложных  мерах   по  соц-ной защите  сирот   и детей, оставшихся  без попечения родителей.

   В начале 90-х г.  были  приняты и начали   реализовываться такие большие соц-ные программы, как: «Социально-психологическая поддержка, обучение  и воспитание   детей с аномалиями развития». «Творческое развитие  личности»,  «Социальные службы  помощи  детям  и молодежи», «Дети  России», «Дети  Чернобыля» и др.

   Вопросами  соц-ной  защиты  и поддержки детства в настоящее время  занимаются различные  министерства и  ведомства: Мин-во общего и профессионального образования, Мин-во труда  и  социального   развития, Мин-во здравоохранения,  Мин-во  юстиции.

   Повсеместно  в стране  создаются   учреждения  нового  типа: центры  соц-ного  здоровья   семьи  и  детей, соц-ной  реабилитации  трудных  подростков, открываются  приюты   для  детей  убегающих  из  дома, работают  соц-ные  гостиницы   и  телефоны  доверия и  мн. др.  службы, оказывающие  социал-ную,  психологическую, педагогическую и иные  виды помощи.

   В 1991 г. в России  был официально введен  институт   соц-ной  педагогики. В системе профессионального образования   утверждена специальность «социальная  педагогика», разработана  квалификационная   харак-ка  соц-ного педагога, т.о.   юридически  и  практически   были  заложены    основы  новой  профессии.

   Понятие «соц-ный  педагог»  стало  привычным  и  вошло  в   теоретические  изыскания   ученых   и педагогическую  практику.

   Зачем   изучать  соц. педагогику? Воспитание  образно  можно  определить   как  искусство  предвидеть   неизбежное   и  уменьшать   эффект   случившегося.

   Соц. педагогика – это  отрасль знания,  изучив    которую  можно   узнать:

   - что   неизбежно  произойдет или  может  произойти в  жизни  человека того   или  иного  возраста   в  тех или  иных  обстоятельствах;

   - как   можно    создать    благоприятные   условия   для развития   человека, для предотвращения «сбоев» в процессе    его социализации;

   - как   можно  уменьшить эффект  влияния   тех  неблагоприятных   обстоятельств,  в  которые  человек  попадает, эффект    того   нежелательного, что  случается   в  процессе   социал-ции  чел-ка. Соц. педагогика  как  учебный  предмет  имеет своей  задачей   охарактеризовать    будущим  педагогам  картину   социально-педагогической     действительности. Решение  этой  задачи предполагает   достижение   студентами   ряда  целей    в  процессе   изучения   соц.  педагогики :

   -овладение   теоретическими  знаниями   для  реализации  проф.  деятельности; 

   -умение  видеть    и решать  проблемы, возникающие       в сфере   соц.    воспитания;

   - формирование    гуманистических   социал-ных   установок по  отношению к   субъектам   и процессу   социал-го  воспитания.

   Соц.  педагогика  как  отрасль   знания  изучает  соц-ное  воспитание   в  контексте   социализации. Это  определяет  построение   учебного  курса  «Социальная  педагогика».

   Социальная  педагогика  как    учебный предмет.

   Социальная  педагогика  изучает  социальное  воспитание   человека, к-рое осущ-ся   фактически  на  протяжении   всей  его жизни. Определить   место и роль  социального воспитания     в жизни человека,  можно лишь   соотнеся   его с такими   процессами , как развитие   и социализация.

   Развитие  – это  реализация   имманентных (внутренне  присущих)  задатков,  свойств человека.

   Развитие  человека   во  взаимодействии  и   под влиянием    окружающей    среды в   общем виде  можно определить   как процесс    и результат   его     социализации, т.е.  усвоения  и воспроизводства   культурных  ценностей    и соц.  Норм, а также саморазвития    и самореализации   в  том  обществе, в котором он  живет.

   Социализация  происходит :

   - в   процессе   стихийного  взаимод-я   человека  с  обществом  и   стихийного  влияния   на  него  различных, разноправленных   обстоятельств   жизни;

   - в  процессе  влияния со  стороны   государства   на  обстоятельства  жизни    тех или иных    категорий людей;

   - в   процессе   целенаправленного   создания  условий   для   развития   человека, т.е   воспитания;

   - в  процессе  саморазвития, самовоспитания   человека. Т.о. можно  считать, что развитие -  общий процесс становления человека; социализация  - развитие, обусловленное   конкретными   соц-ми  условиями. Воспитание можно рассматривать  как  относительно  социально контролируемый  процесс  развития   человека  в  ходе   его     социализации. Воспитание   осуществляется  в семье. В этом  случае мы  имеем дело   с семейным, или частным, воспитанием, которое - объект  семейной  педагогики.

   Воспитание   осуществляется   религиозными организациями. Мы имеем  дело  с  религиозным, или  конфессиональным, воспитанием; оно – объект  конфессиональной педагогики.

   Восп-е  осуществляется  обществом  и  государством  в  создаваемых  для  этого  организациях. В этом  случае это социальное и общественное  воспитание, кот-е и яв-ся  объектом   изучения  социал.   педагогики.

   Поскольку социал.  Воспитание  лишь  составная  часть процесса  социализации, то  социальная  педагогика   изучает его   в контексте   социализации, т.е она рассматривает, какие    социал-ные   обстоятельства   прямо   или  опосредованно   влияют  на    воспитание  человека   в   масштабах   планеты,  страны  и  места   его  проживания( региона, города, села), какую  роль    играют  в    его  жизни  и  воспитание   средства  массовой  коммуникации, семья, общение  с   окружающими    людьми   и др.  факторы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"