Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Педагогика
как наука о
воспитании человека.
Предмет и основные
категории педагогики.
Задачи педг-кой науки.
Структура пед. науки.
Связь пед. науки
с другими науками.
Методолог. основы пед.
науки. Научные исследования
в педагогике, его методол-кие
характеристики. Методы
научно-педагогических
исследований.
Свое название пед-ка получила от греч. слов «пайдос» -дитя и «аго» -вести. В дословном переводе «пайдагос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «Педагогика» стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до сер. XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном пед-ком руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Педагогика –это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.
Для определения пед-ки как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.
А.С.Макаренко – ученый и практик писал, что считать объектом пед-кого исследования ребенка – неверно. Объектом исследования яв-ся «пед-кое явление». Следовательно, в качестве своего объекта пед-ка имеет не индивида, его психику ( это объект психологии), а систему пед-ких явлений, связанных с его развитием. Поэтому, объект пед-ки – явления действительности, которые обуславливают развитие чел-кого индивида в процессе деят-сти общества. Эти явления получили название образования. Предмет пед-ки – это образование как реальный целостный пед-кий процесс, целенаправленно организуемый в специальных соц-ных институтах.
Основные пед-кие понятия принято называть пед-ми категориями, к которым относятся воспитание, обучение, образование
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В пед-ке понятие «Воспитание» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, навыки, этические, правовые нормы, т.е. созданное духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей.
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека. На протяжении исторического развития педагогической мысли процесс воспитания находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается осн.категорией педагогики.
Согласно этимологии слова «воспитания» - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла еще в глубокой древности. В историю педагогики вошли 2 воспит.системы, сложившиеся в античные времена в Древней Греции: спартанская и афинская.
Спарта в течение трех столетий была военным государством. Поэтому в основе спартанской системы лежала идея воспитания юноши, сильного духом, физически развитого. Воспитание лиц мужского пола находилось в ведении государства, строго регламентировалось.
Общественное воспитание начиналось с первых дней жизни. Новорожденных осматривали старейшины, слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а крепких отдавали кормилице. Кормилицы были первыми профессиональными воспитательницами в Греции. Они приучали ребенка к жизни в суровых условиях: не бояться темноты, проявлять умеренность в еде, не кричать и не плакать от боли и т.п. Государственное обучение, рассчитанное на 12 лет, начиналось с 7 возраста. Оно состояло из системы военной подготовки и включало физ.упражнения. Интеллект. развитие сводилось к минимуму: начаткам чтения и письма.
В демократических Афинах сложилась иная система воспитания, направленная на развитие ума, нравственных качеств, тела. Детей обучали чтению, письму, счету, игре на муз.инструментах (кифаре, лире). В программе органично сочетались поэзия, танцы, музыка, чтение класс.литературы. Воспитанию тела и духа способствовали занятия гимнастикой, бегом, борьбой.
В эпоху Возрождения шло дальнейшее развитие пед.мысли. считалось, что воспитание должно развивать личность и отвечать интересам экономического развития общества.
Особое значение для развития теории воспитания имели работы Яна Амоса Коменского (1592-1670) – выдающегося чешского педагога. Он считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека.
Джон Локк (1632-1704) – анл.философ, полит.мыслитель и педагог. Стремился доказать, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, т обосновать опытное происхождение человеч.знания. Из этих положений вытекал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания.
Существующие различия между людьми, по мнению Локка, определяются различием жизненных условий и воспитания. Т.е добрыми или злыми мы становимся благодаря воспитанию душа человека – чистая доска, «без всяких знаков и идей, которую надлежит заполнить воспитанием».
Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Воспитание природой осуществляется путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств. Воспитание от вещей – это собственный опыт человека, приобретаемый им в процессе общения с вещами.
Константин
Дмитриевич Ушинский (1824-1870) – великий
русский педагог, обосновал антропологическую
концепцию воспитания, утверждая, что
воспитание человека возможно только
с учетом знаний о нем, накопленных
всеми науками.
Следующая основная категория пед-ки – обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения.
Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.
Исторически сложилось так, что наряду с термином «педагогика» долгое время в том же значении использовался и термин «дидактика». Впервые ввел его в научный обиход нем. педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики». Аналогичным образом трактовал дидактику и Я.Коменский.
По своему происхождению термин «Д» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает «поучающий», а «didasko» - изучающий. Видимо, это и побудило Я.Коменского определить Д. как «всеобщее искусство всех учить всему».
По мере развития педаг.науки Д. начинает концентрировать свое внимание на вопросах теории образования и обучения. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли Иоганн Фридрих Гербарт, И.Г.Песталоцци (1746-1827), А.Дистервег (1790-1816), К.Д.Ушинский (1824-1870), Д.Дьюи (1859-1952).
На развитие отечественной дидактики в к 19 нач.20 вв большое влияние оказали своими трудами П.Ф.Каптерев, С.Т,Шацкий, П.П.Блонский, Л.В.Занков, М.Н.Скаткин и др.
Основными категориями Д. являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения.
Основу обучения составляют ЗУН. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта. Навыки – это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Образование - это результат обучения. Образование – объем систематизированных ЗУН, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
В любом обществе есть своя собственная образовательная система, т.е. комплекс институтов образования.
По своим организационно- правовым формам образов.учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.
В России к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные, образовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Дошкольные образовательные учреждения – детский сад, детские ясли-сад, детский развивающий центр.
Общеобразовательные учреждения – школы, гимназии, лицеи.
Специальные – группы, классы.
Начальное профессиональное образование – профессионально-технические училища.
Среднее профессиональное образование – техникумы, училища, колледжи,
Высшее профессиональное образование – университеты, академии, колледжи, институты.
Задачи пед-кой науки: