Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Лекция 1 Предмет и задачи педагогики, методология  пед. науки

Педагогика  как наука о  воспитании человека. Предмет и основные категории педагогики. Задачи педг-кой науки. Структура пед. науки. Связь пед. науки  с другими науками. Методолог. основы пед. науки. Научные исследования в педагогике, его методол-кие характеристики. Методы научно-педагогических исследований.  

Свое  название пед-ка получила от греч. слов «пайдос» -дитя и «аго» -вести. В дословном  переводе «пайдагос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «Педагогика» стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до сер. XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном пед-ком руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

     Педагогика  –это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

     Для определения пед-ки как науки  важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.

     А.С.Макаренко  – ученый и практик писал, что  считать объектом пед-кого исследования ребенка – неверно. Объектом исследования яв-ся  «пед-кое явление». Следовательно, в качестве своего объекта пед-ка имеет не индивида, его психику ( это объект психологии), а систему пед-ких явлений, связанных с его развитием. Поэтому, объект пед-ки – явления действительности, которые обуславливают развитие чел-кого индивида в процессе деят-сти общества. Эти явления получили название образования. Предмет пед-ки – это образование как реальный целостный пед-кий процесс, целенаправленно организуемый в специальных соц-ных институтах.

     Основные  пед-кие понятия принято называть пед-ми категориями, к которым относятся воспитание, обучение, образование

     Воспитание  – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В пед-ке понятие «Воспитание» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, навыки, этические, правовые нормы, т.е. созданное духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей.

     Проблемы  воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека. На протяжении исторического развития педагогической мысли процесс воспитания находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается осн.категорией педагогики.

     Согласно  этимологии слова «воспитания» - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла еще в глубокой древности. В историю педагогики вошли 2 воспит.системы, сложившиеся в античные времена в Древней Греции: спартанская и афинская.

     Спарта  в течение трех столетий была военным  государством. Поэтому в основе спартанской  системы лежала идея воспитания юноши, сильного духом, физически развитого. Воспитание лиц мужского пола находилось в ведении государства, строго регламентировалось.

     Общественное  воспитание начиналось с первых дней жизни. Новорожденных осматривали  старейшины, слабых и уродливых детей  кидали в пропасть, а крепких отдавали кормилице. Кормилицы были первыми профессиональными воспитательницами в Греции. Они приучали ребенка к жизни в суровых условиях: не бояться темноты, проявлять умеренность в еде, не кричать и не плакать от боли и т.п. Государственное обучение, рассчитанное на 12 лет, начиналось с 7 возраста. Оно состояло из системы военной подготовки и включало физ.упражнения. Интеллект. развитие сводилось к минимуму: начаткам чтения и письма.

     В демократических Афинах сложилась  иная система воспитания, направленная на развитие ума, нравственных качеств, тела. Детей обучали чтению, письму, счету, игре на муз.инструментах (кифаре, лире). В программе органично сочетались поэзия, танцы, музыка, чтение класс.литературы. Воспитанию тела и духа способствовали занятия гимнастикой, бегом, борьбой.

     В эпоху Возрождения шло дальнейшее развитие пед.мысли. считалось, что воспитание должно развивать личность и отвечать интересам экономического развития общества.

     Особое  значение для развития теории воспитания имели работы Яна Амоса Коменского (1592-1670) – выдающегося чешского педагога. Он считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека.

     Джон  Локк (1632-1704) – анл.философ, полит.мыслитель  и педагог. Стремился доказать, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, т обосновать опытное происхождение человеч.знания. Из этих положений вытекал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания.

     Существующие  различия между людьми, по мнению Локка, определяются различием жизненных условий и воспитания. Т.е добрыми или злыми мы становимся благодаря воспитанию душа человека – чистая доска, «без всяких знаков и идей, которую надлежит заполнить воспитанием».

     Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Воспитание природой осуществляется путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств. Воспитание от вещей – это собственный опыт человека, приобретаемый им в процессе общения с вещами.

     Константин  Дмитриевич Ушинский (1824-1870) – великий  русский педагог, обосновал антропологическую  концепцию воспитания, утверждая, что  воспитание человека возможно только с учетом знаний о нем, накопленных  всеми науками. 

     Следующая основная категория пед-ки – обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения.

Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Исторически сложилось  так, что наряду с термином «педагогика» долгое время в том же значении использовался и термин «дидактика». Впервые ввел его в научный обиход нем. педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики». Аналогичным образом трактовал дидактику и Я.Коменский.

     По  своему происхождению термин «Д»  восходит к греческому языку, в котором  «didaktikos» означает «поучающий», а «didasko» - изучающий. Видимо, это и побудило Я.Коменского определить Д. как «всеобщее искусство всех учить всему».

     По  мере развития педаг.науки Д. начинает концентрировать свое внимание на вопросах теории образования и обучения. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли Иоганн Фридрих Гербарт, И.Г.Песталоцци (1746-1827), А.Дистервег (1790-1816), К.Д.Ушинский (1824-1870), Д.Дьюи (1859-1952).

     На  развитие отечественной дидактики  в к 19 нач.20 вв большое влияние оказали своими трудами П.Ф.Каптерев, С.Т,Шацкий, П.П.Блонский, Л.В.Занков, М.Н.Скаткин и др.

     Основными категориями Д. являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения.

     Основу  обучения составляют ЗУН. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.  Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта. Навыки – это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

     Образование - это результат обучения. Образование – объем систематизированных ЗУН, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

     В любом обществе есть своя собственная  образовательная система, т.е. комплекс институтов образования.

     По  своим организационно- правовым формам образов.учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

     В России к образовательным относятся  учреждения следующих типов: дошкольные, образовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

     Дошкольные  образовательные  учреждения – детский сад, детские ясли-сад, детский развивающий центр.

     Общеобразовательные учреждения – школы, гимназии, лицеи.

     Специальные – группы, классы.

     Начальное профессиональное образование – профессионально-технические училища.

     Среднее профессиональное образование  – техникумы, училища, колледжи,

     Высшее  профессиональное образование  – университеты, академии, колледжи, институты. 

      Задачи пед-кой науки:

    1. вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения
    2. изучение и обобщение практики, опыта, пед-кой деят-сти
    3. задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания
    4. задачи прогнозирования образования
    5. внедрение результатов исследований в практику.

              Структура  пед.  науки

  1.  Ясельная  пед-ка - изучает  закономерности  и условия воспитания детей  младенческого возраста.
  2. Дошкольная пед-ка- наука о закономерностях развития, формирования  личности детей дошкольного возраста.
  3. Педагогика  школьная – исследование образовательных моделий различных цивилизаций, формаций дают поучительные уроки шк. дела, его влияние на соц. прогресс.
  4. Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой является закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.
  5. Педагогика средне-спец. образования – как самостоятельная отрасль науки находиться на стадии становления. Её теоретический фонд в наст .время  развивается за счет  заимствования, адаптации науч. положений школ. и вузов. педагогики.
  6. Педагогика высшей школы – в системе пед. наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них - фактор научного потенциала.одна из особенностей педагогики высшей школы- это ее преемственность со шк  педагогикой.(Общепризнанно,  что педагогика шк. как наиболее развитая область науч. знания есть источник обогащения других ветвей наук о воспитании)
  7. Производственная педагогика -  изучает закономерности обучения работающих, переориентация их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание на новые профессии.
  8. военная педагогика – вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики встречаются в общеобразоват. школах и в системе вузовского образования
  9. социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внеклассного образования и воспитания детей и взрослых (клубы, СЮТ)
  10. педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста (геронтология). По данным социально-психологических и демографических исследований, благодаря внедрению пед. разработок, относящихся к третьему возрасту, общество предупреждает потерю огромного интеллектуального потенциала и снимает страх людей перед неизбежностью утраты активной роли в жизни общества.
  11. исправительно-трудовая педагогика – теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название – педагогика пенитенциарных учреждений
  12. сравнительная педагогика – исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
  13. специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теорет. основы, принципы, методы, формы воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии.
  14. лечебная педагогика – сравнительно новая отрасль педагогики. Развивается она на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деят-сти педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. В связи с ростом болезней среди школьников возникает программа разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций.
  15. история педагогики известна как наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом. В истории педагогики условно выделяются периоды древней, средневековой, новой и новейшей истории образования

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"