Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

Лекция.

Профессиональная  деятельность   социального  педагога. 

1.Специфика   профессиональной  деятельности   социального  педагога.

Название   специалиста  «Социальный  педагог»  явл-ся производным   от  слова  педагог, которое  ассоциируется,    прежде  всего,  с учителем.  Не удивительно, что после введения   такой должности первыми соц-ными педагогами  стали учителя. Не удивительно и то, что профессиональная  подготовка  соц-ных педагогов   ведется в основном, в педагогических    учебных заведениях. В профессиональной   деятельности    учителя и социального педагога   есть  много  общего. Прежде  всего,  эти  две профессиироднит  то, что  объектом  их  внимания    явл-ся ребенок, (согласно Конвенции ООН о правах ребенка- «человеч-е существо до  достижения   18-летнего    возраста»), его   развитие и соц-ное становление. 

Вместе  с  тем профессиональная  деятельность   этих  специалистов  имеет  и  ряд  существенных   отличий. Учитель, выполняя   свою  главную   образоват-ную  функцию, передает молодому поколению   знания  и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе  чего   осуществляется  развитие   и воспитание   ребенка.  В центре же  внимания   соц-ного педагога   находится социализация   ребенка. Его успешная  интеграция   в  общество как альтернатива    обособлению, «выпадению»  из  нормальных   соц-ных  отношений.

Отличаются эти  профессии  и в  сфере  деятельности. Если  учитель  ориентирован  уже  в  процессе  профессиональной   подготовки   на  работу  в  учреждении определенного   типа, (общеобразовательное   учебное заведение), то  соц-ный педагог   может осуществлять    свою  деятельность    в самых разных   учреждениях.

С этой  точки  зрения, функциональная   деятельность   соц-ного педагога  гораздо  ближе   к профес-ной    деят-ти     специалиста по  соц-ной   работе. Разграничить   социально-педагогическую  сферу и сферу соц-ной   работы  трудно,  потому, что обе   они   только формируются. Но  все же одно существенное  отличие, определяющее   специфику   этих  двух  сфер   профессиональной  деятельности  отмечено. Социальный  педагог в  своей профессиональной  деятельности   имеет  дело  с ребенком в  процессе  его  развития, воспитания, соц-ного  становления. Специалист по  соц-ной  работе имеет  дело  с людьми, имеющие   те  или  иные  соц-ные  проблемы   или  затруднения, независимо  от  возраста.

2.Структура   профессиональной   деятельности

Любая  деятельность  имеет  свою  структуру, которая  определяет   взаимосвязь   и взаимообусловленность   элементов деятельности. Структура   деят-ти соц-ного педагога, предполагает  наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее  осуществляет),  объекта (того, для кого  она организована, на кого направлена), цели ( к чему  стремится), функций (какие  ф-ции  при  этом  выполняются),  средств (при  помощи  каких методов  и  технологий  достигается  ее  цель). Схематично можно  представить  следующим  образом:

                                                 цель 

Субъект           Функции               Средства                  Объект

Любая  деятельность  осуществ-ся    в направлении  от  субъекта к  объекту, хотя  объект  явл-ся  главным, определяющим  содержание   деятельности.

Объектом  деятельности   социального педагога явл-ся  дети  и  молодежь, нуждающаяся в помощи   в процессе  их  социализации.  К этой категории относятся дети   с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями  от нормы, возникшие   как следствие   дефицита   полноценного   социал-ного   вос-ния, а также дети   имеющих    физические,   психические   или интеллектуальные    нарушения   развития (слепые, глухонемые,  больные ДЦП,  умственно отсталые и др.)  Все эти дети   требуют особой  заботы  общества.

Профессиональная    задача    деят-ти    соц-ного педагога   в обществе  легче всего   выявляется  от  противного.  Если  процесс   социализации ребенка   проходит  успешно, то  он  не  нуждается   в профессиональной помощи     соц-ного  педагога.   Необходимость в ней возникает   там и тогда,  где и когда   семья    и школа    не  обеспечивает   необходимое развитие , вос-ние и образование ребенка, в результате  чего    появляются  «социально  выпавшие» дети.

Содержательно  задачу   деят-ти    соц-ного  педагога   можно определить  как помощь   в интеграции   ребенка в общество, помощь    в его развитии, вос-нии, образовании, профессиональном становлении,  иными словами-  помощь   в социализации   ребенка.

Целью  деятельности   соц-ного  педагога  явл- ся  создание  условий для психологич-кого  комфорта   и   безопасности  ребенка,   удовлетворение  его   потребностей   с помощью социальных, правовых, психологич-ких, медицинских,  педагогических  механизмов    предупреждения   и преодоления негативных   явлений   в  семье,  школе,  ближайшем  окружении.

Прежде  чем  реализовать цель  своей  деят-ти  соц-ный  педагог должен  хорошо    представлять   особенности  развития    ребенка  и  среду, в которой он  развивается. Следует учитывать, что ребенок  как  правило,  не  может  сам осознавать   свои  проблемы  и  объяснять  их  соц-ному  педагогу. Поэтому  соц-ный   педагог   часто  оказывается   перед  необходимостью   самостоятельно  выявлять  факторы, негативно  влияющие  на  ребенка, чтобы   помочь  ему.

Вполне  вероятно, что  многие  проблемы (улучшение  здоровья,   материального положения)   соц-ный  педагог  не  может  решить  сам. В  этом  случае    он  должен  уметь    выступать  посредником   в  координации    усилий  разных    специалистов ( психолога,  мед.  работника,  специалиста по  соц.  работе, юриста  и др.), а также ведомств  и административных   органов (образования, здравоохранения, соц-ной защиты)  для комплексного    разрешения  проблем ребенка.

Таким  образом, в деятельности  соц-ного  педагога   выделим следующие функции:

- диагностическую;

-прогностическую;

-посредническую;

-коррекционно-реабилитационную;

-  охранно-защитную;

-проедупредительно-профилактическую;

-эвристическую.

Любая  деятельность  осуществляется  с  помощью  средств. К  средствам    относят   все действия, предметы,  орудия, приспособления,  методы,  формы и технологии,  с помощью которых   достигаются      цели  деятельности.

3.Социальный  педагог   как  субъект   профессиональной  деятельности: личная  харак-ка и   профессиональная  компетентность.

Рассматривая  профессиональную  деят-ть  соц-ного  педагога ,  нужно выделить  субъекта  этой  деят-ти  - специалиста- профессионала, глубоко  разбирающегося   в  соц-ных  и  ситуативных  трудностях     жизнедеятельности  ребенка,  способного  прийти  ему  на помощь, в  совершенстве  владеющего  комплексом   общетеоретических   и  специальных  знаний, необходимых  умений    и  навыков.

В качестве   специальных     способностей   выделяют:

-наблюдательность, способность  быстро   ориентироваться   в  ситуации, интуицию, эмпатию ( способность представить себя на  месте другого чел-ка  и понять  его чувства, желания,   идеи  и поступки), рефлексию и самоконтроль.

Также  соц-ный  педагог   должен  обладать  такими   качествами, как общительность,    ориентация    на  взаимодействие   с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе  с   людьми,  твердость    в отстаивании своей точки зрения,  оптимизм,  умение  найти   выход из   спорных   ситуаций, старательность,  нервно-психическая устойчивость. К числу   важнейших профессиональных  качеств   специалиста относится   коммуникативные   качества - умение  общаться.

К примеру, в Великобритании, определили следующие особенности социального педагога: высокий  уровень   интеллектуального  развития, хорошую самодисциплину, настойчивость, способность помогать  людям в трудных ситуациях,  большую физическую  силу, выносливость, способность к перенесению больших моральных нагрузок, здравый  смысл, умение  четко  мыслить, чуткость,   чувствительность.

Американ.   Психолог  Дж.  Хланд в  своей  методике   выделяет  следующие: гуманистичность, идеалистичность, этичность,  ответственность,   моральность,  кооперативность, настроенность на  других,  понимание других,  тактичность,  оптимистичность, жизнерадостность.

Определяя  личностную  харак-ку   соц-ного  педагога, надо помнить, что   он работает  в  сфере  «человек  человек».Социально-педагогическая   деят-ть- многопрофильна  и  многоаспектна,  но  в  какой  бы   сфере   деят-ти   ни  работал    соц-ный педагог (от  практика  до  управленца), ему  придется   работать  с  людьми, и  в  первую  очередь  с  детьми. Поэтому  выделим  следующие  личностные    кач-ва  соц-ного  педагога:

-гуманистические  кач-ва (доброта, альтруизм, чувство   собственного достоинства)

-психологические   характеристики (устойчивые  психические   состояния, высокий  уровень   эмоциональных и   волевых   характеристик);

-психоаналитические   кач-ва (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

-психолого-педагогические  кач-ва (коммуникабельность,   эмпатичность,  визуальность, красноречивость и.д)

Сферы    профессиональной  деят-ти    соц-ного  педагога.

Должность   соц-ного  педагога  на  сегодняшний  день    официально  установлена    в  учреждениях    двух  ведомств – образования    и  комитетов  по  делам  молодежи.

В системе  учреждений   комитетов  по  делам  молодежи должность «соц-ный педагог» введена в штатное расписание следующих   учреждений: дворовые  детские  клубы,дома  детского творчества,  молодежные  общежития,   дома  отдыха  для  подростков, образовательные    молодежные  центры,  центры  профориентации, центры  занятости,  детские  и  молодежные    биржи  труда.

В сфере   образования эта  должность  введена  в  дошкольные  образоват-е  учреждения;  общеобразовательные   учреждения; общеобразовательные  школы-интернаты; образовательные   учреждения  для  детей-сирот и  детей   оставшихся  без  попечения родителей; специальные учебно-воспитательные   учреждения

 Для  детей   и  подростков   с  девиантным  поведением; образоват-ные учреждения   начального  профессионального   обучения.  Соц-ные педагоги, работающие  в этих  учреждениях   проводят   первичную диагностику   социума и выявляют    детей с проблемами, дифференцируют   проблемы  детей ,  определяют  их  причины.  Пути  и способы их  решения. Они также должны  быть  хорошо  информированы о возможностях   всех  соц-ных учреждений   города,  села, и т.д.

Если  личностные  проблемы   ребенка  не  могут  быть  сняты  в  условиях   естественной  среды  его  развития,  ребенок  направляется   в  учреждения,  имеющие  ту или  иную   специализацию (учреждения   соц-ной   реабилитации   детей  с  физическими   и  психическими  недостатками, учреждения   соц-ной   реабилитации детей  не  получивших    общего    и  профессионального   образования и  др.)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"