Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Лекция.
Профессиональная
деятельность
социального педагога.
1.Специфика профессиональной деятельности социального педагога.
Название специалиста «Социальный педагог» явл-ся производным от слова педагог, которое ассоциируется, прежде всего, с учителем. Не удивительно, что после введения такой должности первыми соц-ными педагогами стали учителя. Не удивительно и то, что профессиональная подготовка соц-ных педагогов ведется в основном, в педагогических учебных заведениях. В профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего, эти две профессиироднит то, что объектом их внимания явл-ся ребенок, (согласно Конвенции ООН о правах ребенка- «человеч-е существо до достижения 18-летнего возраста»), его развитие и соц-ное становление.
Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий. Учитель, выполняя свою главную образоват-ную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания соц-ного педагога находится социализация ребенка. Его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных соц-ных отношений.
Отличаются эти профессии и в сфере деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, (общеобразовательное учебное заведение), то соц-ный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.
С этой точки зрения, функциональная деятельность соц-ного педагога гораздо ближе к профес-ной деят-ти специалиста по соц-ной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу соц-ной работы трудно, потому, что обе они только формируются. Но все же одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности отмечено. Социальный педагог в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, соц-ного становления. Специалист по соц-ной работе имеет дело с людьми, имеющие те или иные соц-ные проблемы или затруднения, независимо от возраста.
2.Структура профессиональной деятельности
Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деят-ти соц-ного педагога, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она организована, на кого направлена), цели ( к чему стремится), функций (какие ф-ции при этом выполняются), средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель). Схематично можно представить следующим образом:
Субъект Функции Средства Объект
Любая деятельность осуществ-ся в направлении от субъекта к объекту, хотя объект явл-ся главным, определяющим содержание деятельности.
Объектом деятельности социального педагога явл-ся дети и молодежь, нуждающаяся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшие как следствие дефицита полноценного социал-ного вос-ния, а также дети имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные ДЦП, умственно отсталые и др.) Все эти дети требуют особой заботы общества.
Профессиональная задача деят-ти соц-ного педагога в обществе легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи соц-ного педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивает необходимое развитие , вос-ние и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.
Содержательно задачу деят-ти соц-ного педагога можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, вос-нии, образовании, профессиональном становлении, иными словами- помощь в социализации ребенка.
Целью деятельности соц-ного педагога явл- ся создание условий для психологич-кого комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологич-ких, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении.
Прежде чем реализовать цель своей деят-ти соц-ный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Следует учитывать, что ребенок как правило, не может сам осознавать свои проблемы и объяснять их соц-ному педагогу. Поэтому соц-ный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему.
Вполне вероятно, что многие проблемы (улучшение здоровья, материального положения) соц-ный педагог не может решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов ( психолога, мед. работника, специалиста по соц. работе, юриста и др.), а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, соц-ной защиты) для комплексного разрешения проблем ребенка.
Таким образом, в деятельности соц-ного педагога выделим следующие функции:
- диагностическую;
-прогностическую;
-посредническую;
-коррекционно-
- охранно-защитную;
-проедупредительно-
-эвристическую.
Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности.
3.Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личная харак-ка и профессиональная компетентность.
Рассматривая профессиональную деят-ть соц-ного педагога , нужно выделить субъекта этой деят-ти - специалиста- профессионала, глубоко разбирающегося в соц-ных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, необходимых умений и навыков.
В качестве специальных способностей выделяют:
-наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию ( способность представить себя на месте другого чел-ка и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.
Также соц-ный педагог должен обладать такими качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость. К числу важнейших профессиональных качеств специалиста относится коммуникативные качества - умение общаться.
К примеру, в Великобритании, определили следующие особенности социального педагога: высокий уровень интеллектуального развития, хорошую самодисциплину, настойчивость, способность помогать людям в трудных ситуациях, большую физическую силу, выносливость, способность к перенесению больших моральных нагрузок, здравый смысл, умение четко мыслить, чуткость, чувствительность.
Американ. Психолог Дж. Хланд в своей методике выделяет следующие: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность, кооперативность, настроенность на других, понимание других, тактичность, оптимистичность, жизнерадостность.
Определяя личностную
харак-ку соц-ного педагога,
надо помнить, что он работает
в сфере «человек человек».Социально-
-гуманистические кач-ва (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства)
-психологические характеристики (устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);
-психоаналитические кач-ва (самоконтроль, самокритичность, самооценка);
-психолого-педагогические кач-ва (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и.д)
Сферы профессиональной деят-ти соц-ного педагога.
Должность соц-ного педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств – образования и комитетов по делам молодежи.
В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «соц-ный педагог» введена в штатное расписание следующих учреждений: дворовые детские клубы,дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.
В сфере образования эта должность введена в дошкольные образоват-е учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения
Для детей и подростков с девиантным поведением; образоват-ные учреждения начального профессионального обучения. Соц-ные педагоги, работающие в этих учреждениях проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей , определяют их причины. Пути и способы их решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех соц-ных учреждений города, села, и т.д.
Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения соц-ной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения соц-ной реабилитации детей не получивших общего и профессионального образования и др.)