Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Раздел 3. Теория обучения
Тема 2. Обучение в системе целостного педагогического процесса.
Обучение как составная часть целостного педагогического процесса. Образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения. Виды обучения: информационно-иллюстративное, традиционное, программированное, проблемное.
Структура процесса обучения и его компоненты. Этапы процесса обучения.
Закономерности и принципы обучения, их характеристика.
Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие учителей и учащихся. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс). Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого - ученик. В начале нашего века в понятие обучение стали включать два составляющих этот процесс компонента - преподавание и учение.
Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач0, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение- процесс в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Обучение — явление социально-педагогическое. Оно выполняет функцию образовательную, воспитательную и функцию развития личности. Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности. Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления , система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. Образовательная функция, состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.
Виды обучения различаются по характеру обучающей и учебной деятельности, по построению содержания, методам и средствам обучения. Программированное обучение - это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. Главная идея программированного обучения - это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы. Основным понятием программ. обучения является обучающая программа. Ее понимают как последовательность шагов , каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или действий. Шаг программы состоит из трех частей: доза информации об изучаемом знании, действии; задания –операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные работы и указание о повторении упражнений или переходите к следующему шагу.
При проблемном
обучении
преподаватель не сообщает готовых знаний,
а организует учеников на их поиск: понятия,
закономерности, теории познаются в ходе
поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной
деятельности, результатом чего является
знание. Процесс учения, учебная деятельность
уподобляется научному поиску и отражается
в понятиях: проблема, проблемная ситуация,
гипотеза, средства решения, эксперимент,
результаты поиска.
Этапы проблемного обучения таковы:
Действия учителя | Действия ученика |
1.
Создает проблемную ситуацию. 2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. 3. Организует поиск гипотезы -предположительного объяснения противоречий в материале, ситуации 4. Организует проверку гипотезы. 5. Организует обобщение результатов, получение выводов и их применение |
1.
Осознает противоречия в 2. Формулирует проблему. 3. Выдвигает гипотезы, объясняющие противоречия, причины явления. 4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д. 5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания |
Поскольку процесс
— это движение, продвижение, то
возникает вопрос о его движущих
силах. Дидакт М.А. Данилов сделал вывод,
что главной движущей силой процесса обучения
являются противоречия. Противоречия
бывают внешние и внутренние. Первые это
те, которые возникают вне личности, хотя
касаются ее развития: между потребностями
общества по подготовке молодого поколения
к жизни и наличным уровнем этой подготовки.
Внутренние противоречия характеризуют
уровень подготовленности самого школьника
к выполнению обязательных учебных заданий.
Получается своеобразная формула:
надо <-> могу / не могу <-> хочу / не
хочу.
Кроме противоречия,
к числу движущих сил процесса
обучения следует отнести чувства
и эмоции. Безусловно, положительно
воздействуют на отношение школьника
к учению переживание успеха, уверенности
в своих силах, радости собственного открытия
“нового”. Могут быть и честолюбивые
чувства: быть во что бы то ни стало первым
в учении, стать призером школьной олимпиады,
капитаном (эрудитом!) школьной команды
КВН. В этом ряду ведущее место занимает
познавательное чувство как познавательный
интерес.
К числу движущих сил процесса обучения
отнесем также и волю, например настойчивость,
сосредоточенность, самообладание, а также
нравственно-волевые черты долга, обязанности,
ответственности перед другими. Эти характеристики
могут выступать и как мотивы учения
Структура
процесса обучения
и его компоненты. Структуру
учебного процесса составляют цель,
учитель, ученик, содержание обучения
(И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев их называют элементами).
Ведущим элементом
структуры является цель. Цель - заранее
осознанный и планируемый результат.
Его достижение требует сознательной,
целенаправленной деятельности
человека. Цель—
это социальный заказ, т.е. тот или иной
объем и соответствующее качество знаний,
которым должен овладеть учащийся. Между
тем есть цель учителя и цель ученика.
Они специфичны для каждого. А заказ уточняется
по типам школ и уровню классов. Учитель
в функции преподавателя выступает как
субъект процесса обучения. Он определяет
и цель учебного процесса, и содержание
учебного материала, и структуру занятия,
и методы учебной деятельности. Он сам
и организует учебную работу учащихся,
создавая для этого благоприятные условия.
Таким образам, учитель руководит
процессом обучения.
Учащийся — лицо, заинтересованное
в учении, проявляет свою активность. В
этом смысле и он, и преподаватель стремятся
к сотрудничеству. В последнее время термин
“педагогика сотрудничества” прочно
утвердился в теории и на практике, в том
числе — в обучении. Это сотрудничество
обычно представляют как совпадение целей
учителя и ученика, как общие средства
в процессе обучения, как их совместную
учебную деятельность, как равноправное
партнерство преподавателя и ученика,
когда ученик становится не пассивным
объектом, а активным субъектом, как и
учитель. Однако
это лишь внешние признаки “педагогики
сотрудничества в процессе обучения”.
Анализ же их внутренних сторон выявляет
существенные различия. Прежде всего,
цель преподавателя и цель учащегося не
совпадает. Цель учащегося — овладение
учебным материалом, усвоение и присвоение
его. Преподаватель имеет иную цель: создать
оптимальные, благоприятные условия для
учащегося с тем, чтобы он успешно достиг
своей цели по овладению знаниями, выработке
умений и навыков.
Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие его участников, является содержание социального опыта усваиваемого детьми. Он и объект передачи, работы учителя, и предмет познания детьми, и средство развития умственных сил, и источник образования умений и навыков.
Процесс обучения немыслим без такого элемента, как организационные формы. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и организационную в пространстве познавательную совместную деятельность учителей и учащихся. Ведущая форма обучения – урок. Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические занятия, семинар, лекция, индивидуальное и групповое обучение, кружок. Каждая форма приобретает конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от содержания учебной работы и возраста учащихся. Форма обучения в педагогической практике нередко приходит в противоречие с содержанием.
Органичным элементом структуры процесса обучения является самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа учащихся по усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по самообразованию. Это одна из форм обучения, которая приобрела сегодня большое самостоятельное значение. Ее функцией не является возмещение недостатков в работе учителя, задача которого в обеспечение хорошего качества усвоения знаний, умений и навыков учащимися. Самостоятельные занятия необходимы как решающее средство закрепления умений и навыков, интенсивного развития умственных сил, морального самоутверждения. В современных условиях необходимо переключать детей от механического повторения параграфов учебника на самостоятельный поиск дополнительной информации, ее сознательную переработку и критическую оценку. В качестве форм и методов самостоятельной внеучебной деятельности используются: выполнение домашних заданий, самостоятельная работа в библиотеке, конспектирование, ведение дневников, обмен информацией (беседа) с товарищами. Самостоятельная внеурочная работа школьников способствует разрешению противоречий между ограниченностью содержания школьного образования, консервативностью его форм и динамическим потоком свободной информации, подвижными формами ее передачи и усвоения.
Важное место в структуре процесса обучения занимает такой элемент познания, как практическое применение знаний, умений и навыков в производительном, общественно полезном труде. В общественной жизни. Речь идет не только о практических занятиях, а прежде всего о реальном, общественно значимом труде школьников в сфере производства, который требует особого внимания к политехнической направленности знаний. Этот элемент процесса синтезирует в себе все остальные, дает возможность проверить качество результатов обучения жизненной общественной практикой. С помощью общественной практики достигается разрешение противоречия между школой и жизнью, между содержанием, формами, методами обучения и требованиями общества, экономики, культуры, научно-технического прогресса. Этот элемент процесса познания является тем системообразующем звеном, которое ограничено объединяет, связывает обучение и жизнь. Благодаря ему развивающаяся детская личность переходит из мира детства к состоянию взрослости, из школы в жизнь. Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества знаний, умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об эффективности его обучающего взаимодействия со школьниками. Диагностика позволяет педагогу вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новые методы, своевременно подтягивать отстающих учеников и обеспечивать возможности продвигаться вперед успевающим. Среди методов диагностики – индивидуальный и фронтальный устный опрос, многообразные самостоятельные письменные работы, практические задания воспроизводящего и творческого характера. Своевременная и правильная педагогическая диагностика исключает формализм в работе учителя, помогает ему вместе с детьми более точно определить их способности и дарования, делать выбор в дифференцированном обучении. Такова структура учебного процесса. Их взаимодействие и составляет процесс.
Этапы (звенья)
учебного процесса.
Процесс обучения есть циклическое движение,
характеризующееся сменой состояний.
Каждый цикл включает последовательно
повторяющиеся этапы или звенья (термины-синонимы)
учебного процесса. Назовем их и кратко
прокомментируем.
1. Первичная диагностика и актуализация
прежних знаний учащихся. Чтобы продуктивными
были учебный процесс и ход учения, преподаватель
в быстром темпе устанавливает деловой
контакт с учащимися, выясняет общую психологическую
атмосферу в классе, уровень готовности
ребят к учению на данном конкретном уроке
и т.п. Вместе с тем, чтобы опереться в предстоящей
учебной работе на тот запас знаний, который
учащимися был ранее усвоен, преподаватель
соответствующими приемами и методами
“оживляет”, делает актуальными и важными
для настоящего момента уже имеющиеся
знания.
2. Постановка преподавателем цели и осознание
учащимися познавательных задач: объявление
темы, постановка вопросов, выполнение
разных активизирующих заданий, задач
проблемного и творческого характера.
Так учащиеся входят в атмосферу напряженной
познавательной работы.
3. Восприятие и изучение учащимися нового
материала. На этом этапе используются
разные методы и приемы изложения.
4. Осмысление нового материала (И.Ф. Харламов,
Н.А. Сорокин, Т.А. Ильина). Некоторые исследователи
такое познавательное действие не считают
самостоятельным этапом учебного процесса.
Например, М.А. Данилов полагает, что процесс
осмысления присутствует на всех этапах
урока, поэтому нет необходимости выделять
его в качестве самостоятельного.
5. Закрепление и совершенствование первично воспринятой информации учащимися, формирование новых умений и навыков.
6. Применение (М.А.
Данилов, Н.А. Сорокин и др.).
Это звено учебного процесса
предполагает связь
7. Контроль качества
усвоенных знаний, умений — важное
звено учебного процесса. Оно в повседневной
учебной деятельности преподавателя является
способом обратной связи, выполняет диагностическую
функцию на завершающем этапе учебного
занятия: насколько полно, точно, без искажений
и осмысленно усвоен учебный материал,
какие обнаружились пробелы в знаниях
отдельных учащихся.
8. Коррекция как звено учебного процесса
необходима тогда, когда по результатам
диагностики обнаружились отклонения
от намечавшегося результата познавательной
деятельности. Чтобы исправить положение,
преподаватель использует другие методики
и средства обучения. Тогда есть шанс достичь
поставленной цели: усвоения всеми учащимися
учебного материала на достаточно высоком
уровне.
Некоторые исследователи-дидакты это
звено объединяют с предыдущим звеном
контроля (Ю.К. Бабанский, Н.А. Сорокин,
И.Я. Лернер и др.).
9. Обобщение как звено учебного процесса
завершает предыдущие звенья и предполагает
усвоение и осознание учащимися причинно-следственных
связей в явлениях окружающего мира, фрагменты
которого они изучают, усвоение научных
понятий, некоторых законов развития природы
и общества. Знания систематизируются
по конкретному учебному предмету, устанавливаются
внутрипредметные и межпредметные связи.